Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:29, реферат
Философия эпохи Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.
Введение
1. Характерные черты и этапы философии возрождения
2. Философия итальянского гуманизма и политическая философия макиавелли
3. Ренессансный платонизм
4. Натурфилософия и скептицизм эпохи возрождения
Заключение
Список используемой литературы
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Свои теоретические интересы Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит в познании природы. Основой для ее достижения являлось разделение предметов веры и разума, не допускающее вмешательства религии в философскую и научную область.
Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций последовательного натуралистического пантеизма, т.е. растворения Бога в природе. Бог, совпадающий с природой, заключен «в вещах». Он не противостоит природе как творец и создатель, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Максимальное сближение Бога и природы имеет следствием своеобразную реабилитацию материи, которая есть не что иное как «божественное бытие в вещах».
Трактовка природы в произведениях Бруно носит органистический характер, чувственные и интеллектуальные свойства микрокосма переносятся на всю природу. Отсюда следует гилозоистическое и панпсихическое истолкование бытия. Бруно признает существование духовного субстрата - мировой души, присущей всему. Она является движущим принципом конкретных вещей и всего мира, который определяет их целостность, гармонию и целесообразность. Другим проявлением органицизма было убеждение Бруно не только в одушевленности, но и населенности бесчисленных миров. Он предполагал существование разных форм жизни (чувственной и разумной), отличных от тех, которые имеют место на Земле.
Бруно считал, что основной единицей бытия является монада, которая рассматривается им как телесное и духовное начало, как атом и в качестве математической точки. Верховной субстанцией является монада монад или Бог, в котором совпадают все противоположности. Порождением бесконечной божественной мощи считалась бесконечная вселенная. Вне вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все бытие. Во вселенной все подвержено возникновению и уничтожению и лишь она вечна и неподвижна. Космология Бруно уравнивает Землю и Солнечную систему со всеми бесконечными звездными системами и кладет начало преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного.
Последним крупным натурфилософом эпохи Возрождения явился Т. Кампанелла, основными сочинениями которого были «Метафизика», «Об ощущении вещей и магии», «Город Солнца». Он боролся против схоластики, отвергал авторитет Аристотеля и призывал к опытному изучению природы. Задачу философии и науки Кампанелла усматривал в их увеличении могущества человека над природой. В трактате «Против языческой философии» он излагает учение о «двух книгах» , из которых мы черпаем истину. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений, этим занимаются философия и наука. Вторая книга - Священное писание, - предметом которой является наставление в вере. При таким подходе к решению проблемы истины достигалась полная независимость философии и науки от религии и богословия при формальном провозглашении их согласия.
Отказ от книжного знания и обращение к природе он понимал как требование эпохи великих открытий.
Понимая сотворение мира, Кампанелла вместе с тем дал такое решение проблемы отождествления природы и Бога, которое оставляло мало места непосредственному божественному вмешательству в жизнь Вселенной. Дав миру общие законы бытия и движения Бог не заботится о частностях.
Кампанелла считал, что каждая ступень реальности одновременно причастна как бытию, так и небытию. Основными свойствами действительности должны быть признаны определяющие свойства человека - мощь, мудрость и любовь. Противополагающими им свойствами, восходящими к небытию, являются немощь, незнание и ненависть. Вторые свойства служат необходимым условием проявления первых.
Материя существует реально, она находится в мире, а не в сознании. Не форма, а материя является основой бытия. «Всеобщую материю» Кампанелла определял как «телесную массу». В отличие от Бруно он не принимает «божественности», активности материи. Бестелесным активным началом он считает тепло и холод. Пространство для него является бестелесной субстанцией, вместилищем материи, а время объективно и состоит из сменяющих друг друга бытия и небытия.
Органицизму Кампанеллы присущ ряд черт. Прежде всего для него характерно качественное истолкование вещей и явлений природы. Другое необходимое выражение органицизма - телеологизм. Признавая множественность миров в едином универсуме, Кампанелла противопоставляет ему Бога как принцип единства, подчиненную бесконечность.
События XVI в. (войны, крупные открытия) глубоко потрясли западноевропейское общество и сокрушили иллюзии гуманистов раннего Возрождения. Появились и получили широкое распространение скептические идеи. Зачинателем ренессансного скептицизма был Эразм Роттердамский (1469-1536), названный еще при жизни королем гуманистов. Его произведения «О свободе воли», «Похвала глупости» сыграли важную роль в развитии европейской общественной мысли. Следуя общему настрою гуманистической мысли, он выступал как непримиримый противник схоластической философии, подвергнув ее осмеянию. Эразм провозгласил новое понимание задач и способов философствования. Бесплодным умствованиям схоластов о мире и Боге он противопоставил гуманистическую систему нравственности, именуемую им «философией Христа». По его мнению, философия должна сместиться «с неба на землю» и решать коренные проблемы человеческого бытия. Профессиональной учености и ортодоксальной серьезности схоластов он противопоставляет свободную игру, полагая, что «забавы христиан должны иметь привкус философии».
Многие гуманистические лозунги Эразм наполняет христианским содержанием. Популярную в эпоху Возрождения «апологию наслаждения» он трактует по-своему. Истинное наслаждение для Эразма состоит в отказе от удовольствий земных, телесных и в духовном воссоединении с Богом. Философский дух концепции «христианского гуманизма» нашел воплощение в «Похвале глупости», которая проникнута пафосом осмеяния «безумия» мира сего во имя «немудрого Божьего». В сочинении Эразма выведены образчики глупости, распространенной в мире - это и ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама церковь. Он считал, что философия может признать лишь то, что согласно с разумом, распространяя этот подход и на веру.
Скептицизм Эразма относится не только к догмам схоластики, но и к смыслу ряда темных мест в Священном писании. Глупостью, по его мнению, можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии мира сего. Похвала глупости оборачивается апологией подлинной мудрости. Фактически «философия Христа» оказывается переработкой христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Истинный смысл гуманизма, по мнению Эразма, состоит в обновлении человеческой природы путем возрождения христовых заповедей в душе всякого человека.
Мишеля Монтеня (1533-1592) называют «последним гуманистом» эпохи Возрождения. Книгой его жизни явился трехтомный труд «Опыты», целью создания которого было доказательство несостоятельности всех философских систем. Однако будучи не в состоянии остаться вне сферы влияния какой-нибудь философской концепции, он становится на позиции скептицизма. Монтень как бы завершает этические поиски предшествующих гуманистов. Отправной пункт его скептических рассуждений в сомнении, что наши взгляды и порядки являются правильными, естественными. Он возмущается авторитаризмом и нетерпимостью современников и этому рабству мысли противопоставляет свободу мнений и вольность древних мыслителей. Однако высокая оценка античности не превращается у Монтеня в ее фетишизацию, как это имело место у гуманистов раннего Возрождения. Он требует непредубежденного изучения жизни и идей древних и современных народов. Главным пороком схоластики, по его мнению, является власть авторитета, подавление свободы наших суждений, установившаяся по отношению к нашим взглядам тирания, охватившая философские школы и всю современную науку. Отвергая авторитет Аристотеля и культ Платона, он отмечает, что современные их последователи подменяют поиски истины бесконечной экзегетикой, т.е. уточнением трактовок авторитетного текста. Подлинная философия, по мнению Монтеня, должна быть обращена к человеку, к его непосредственной жизни. Она есть свободное размышление о человеке и о его месте в мире.
Главный вопрос, который ставится в «Опытах», звучит следующим образом: Что я знаю? На него дается неутешительный ответ - человек знает слишком мало. Причина этого заключается в природе самого человека. Признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, поскольку иного не дано. Самоуверенной учености он противопоставляет сомнение в существующей системе знаний. Однако скептицизм его не в отказе от знания, а отказе от «самоудовлетворенности и самоуверенности».
Монтень решительно отвергает всякую попытку представить человека в качестве центра мироздания, главного звена космической природы. Он развенчивает гуманистический миф о человеке, учение о «божественности человека». В «Опытах» материалистически истолковывается не только отношение между сознанием человека и его телом, но и отношение между человеком и природой вообще. Здесь находит свое воплощение гуманистический индивидуализм. На обозрение выставляется жизнь обыденная и лишенная всякого блеска, развивается учение о мудрости повседневной жизни.
Итак, культура Возрождения, не будучи в состоянии создать истинно новую систему, впадает в скепсис. Скептическое мировоззрение явилось последним словом философии Возрождения.
Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.
Данный исторический период можно разделить на следующие культурно-исторические пласты.
1. Европейский гуманизм, связанный с такими именами как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.
2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины".
3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
4. Эти тенденции реализуются в становлении философии государства и права (Макиавелли, Гоббс, Локк), в которой развивается учение о естественном праве и происходит разделение морали и политики.
5. Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций. - Белгород, 2000.
2. Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. Учебное пособие. - М., 1980.
3. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: эстетические учения ХIV-ХV вв. - М., 1980.
4. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. С. В. Перевезенцев. Издательство «Учебная Литература» 1997 г.
5. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб., 1993.
6. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков: Учебник. - М., 1996.
7. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики» 1999 г.
8. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература» 1999 г.
2