Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:46, реферат

Описание

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Работа состоит из  1 файл

Философия эпохи возрождения.docx

— 26.30 Кб (Скачать документ)

    Эпоха Возрождения для наиболее передовых  стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания  национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии  в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и  Нидерландской буржуазной революции.

    Философия эпохи Возрождения  теснейшим образом  связана с развитием  современного ей естествознания, с великими географическими  открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

    Развитие  естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа  производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах  западной Европы.

    Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение  к философии древних греков и  римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и  оригинальная их переработка. В философии  эпохи Возрождения мы встречаемся  с оригинальными модификациями  аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

    Философская мысль Возрождения  создает новую  картину мира, основывающуюся на представлении  о том, что Бог  растворен в природе.Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

    Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным  звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии  Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

    В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

 

    Первый  этап развития философии  эпохи Возрождения

    Первый  этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

    У истоков  философской культуры Ренессанса стоит  величественная фигура Данте Алигьери (1265 — 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях  основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным  изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения  исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды  людей, осознающих необходимость перемен  в жизни.

    В своем  творчестве Данте был теснейшим  образом связан с современной  ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения  тогдашней философской культуры.

    Предстающая перед читателем “Божественной  комедии” картина мира по своей  структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр  вселенной, но и в том, что творцом  мира и его организатором считается  Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и  представлениями философов раннего  Средневековья значительно усложнена  и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

    Что касается предназначения человека, то Данте  видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода  от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости  земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества  человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести  и знанию”.

    Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в  “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает  путь к новому гуманистическому учению о человеке.

    Начало  гуманизма, определившего собой  основное содержание философской мысли  эпохи Возрождения в XIV — XV вв., связано  с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 — 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.

    Петрарка  написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 — 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 — 1353) и памфлета “О своем и  чужом невежестве” (1307).

    Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической  философии.

    Гуманизм  возникает как новая система  культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в  промышленно развитых городах. Сохранились  сотни писем Петрарки, которые  по существу являются короткими сочинениями  по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь  самостоятельно, стал одним из образованнейших  людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя  чужих текстов, а создателя своих  собственных.

    Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии  на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки” [1. С. 27]. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

    Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 — 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

    В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья  в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек  призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается  ими творческим началом и сосредоточием  добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии  для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

 

    Второй  этап развития философии  эпохи Возрождения

    Второй  этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

    Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих  сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

    Движение  к истине он рассматривает как  процесс. Достижение окончательных  истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

    Значительную  переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

    Пико  делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.

    Особенно  яркий пример интерпретации схоластически  понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

    Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

    Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается  у него детерминированным законом  вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом  вечного повторения, круговорота.

    Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.

    Большой вклад в развитие ренессансной философии  внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 — 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

    Эразм сатирически обличал в сочинении  “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального  общества, самодовольство схоластов. Позже  с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени  выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в  своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Информация о работе Философия эпохи возрождения