Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, контрольная работа
Средние века заканчиваются ХIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в ХVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра-Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
Введение…………………………………………………………………….3
1Философия эпохи Возрождения………………………………………...4
2 Философское понимание общества……………………………………19
Заключение………………………………………………………………..24
Контрольные задания…………………………………………………….25
Список литературы………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1Философия эпохи Возрождения………………………………………...4
2 Философское понимание общества……………………………………19
Заключение……………………………………………………
Контрольные задания…………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Средние века заканчиваются ХIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в ХVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра-Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля Санти выше всяких похвал.
Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих социальных наук: истории, экономической теории, социологии, политологии и др. Спецификой философского осмысления общества выступает понимание общества как целостности в ее историческом развитии. Социальная философия анализирует проблемы генезиса общества, смысла и цели существования общества, закономерностей его развития.
Одной из основных проблем философского понимания общества является его соотношение с природой. Здесь следует обратить внимание на два момента: отличие общества от природы и их взаимосвязь.
1 ФИЛИСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Это было время так называемого ´´первоначального накопления´´ капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в ХIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба.
Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Таким образом, он начинает мыслиться не как божественное, но космологическое существо. Средневековый антропоцентризм в рамках теоцентризма заменяется антропоцентризмом в границах космоса. Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Признается бесконечность Вселенной, природа и человек понимаются как активные сущности.
В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:
-антропоцентрическое, с середины XIV до середины XV в.,
-онтологическое, с середины XV до первой трети XVI в.,
-механистическое, вторая половина XVI начало XVII в.
Философия итальянского гуманизма. Возрожденческая культура возникает вне традиционных культурных центров средневековья. Становление гуманизма хронологически даже совпадает с расцветом поздней схоластики (середина XIV в.), однако как зарождается, так и развивается вне схоластической традиции. Гуманисты отличались от схоластов не только характером философствования, но и обликом философа и его местом в обществе. В то время как кафедры университетов были заняты схоластами-теологами, гуманисты были учеными без степеней и званий, они были публицистами, поэтами, филологами, риторами, т.е. представителями совершенно иной среды. Новая философия приобретает и новую литературную форму. Если схоластический текст был догматичен и излагался в комментаторской манере, то гуманистический в литературно-риторическом, где излюбленным жанром является диалог, где представлены различные точки зрения и истина рождается в самой диалектике спора.
Иерархическому представлению о космосе средневековой схоластики противостоит в гуманистической философии представление о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и божественного начал. Строгой системе логических дефиниций образное, пластическое, художественное мышление. Логической дедукции интуитивное постижение гармонии мира. Риторика, поэзия, мифология представляются наиболее адекватным языком выражения истины.
Неоценимой заслугой гуманистов является их поиск и открытие забытых античных текстов. Благодаря их филологической и переводческой деятельности в обиход новоевропейской философии были включены произведения Диогена Лаэртского, Лукреция, стоиков, Плутарха, весь Платон и т.д., а также произведения античных ученых (Архимеда). Гуманисты ´´очищали´´ произведения античных авторов от напластований ´´комментаторской´´ традиции схоластов, пытаясь выявить аутентичное, неискаженное содержание философских текстов, особенно Аристотеля.
Природное начало оправдывается и в нравственном отношении. Если природа-это ´´госпожа и учительница мира´´, то и нравственность строить следует из того, что требует природа человека. Однако идя этим путем, гуманисты зачастую доходили до эстетики порнографии и преступности, а сама данная эпоха славится не только гуманизмом в его истинном смысле слова (человечность), но и, согласно новым исследованиям, небывалой в истории поножовщиной, кровью и разнузданностью, что свидетельствует о внутреннем антиномизме и противоречивости возрожденческого гуманизма. Сбросив с себя принципы средневековой метафизики и основывавшейся на ней нравственности, человек приблизился не только к своей сущности (гуманизму), но и к звериным инстинктам. Антиаскетизм гуманизма приводит его не только к античной мере, но и к разнузданности и безнравственности. Подвижничество и жертвенность сменяются учением о самосохранении, страдание во имя спасения культом наслаждения и пользы. Таков оборотный идеал европейского гуманизма.
Родоначальником культуры Возрождения признается Данте Алигьери (1265-1321), его называют еще ´´последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени´´. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке. Он выступал против феодальных привилегий и светской власти церкви. Следует отметить тот факт, что толчком к созданию нового мировоззрения послужили не умудренные рассуждения философа-профессионала или теолога, вышедшего из средневекового монастыря или университета, где давали схоластическое образование, но творчество свободного поэта. Данте был всесторонне развитым человеком, знакомым не только с теологией католицизма, но и с наследием античности и арабской мысли.
Многообразное знание Данте отразилось в его известнейшем произведении ´´Божественная комедия´´. В нем, на первый взгляд, описывается чисто средневековая мировоззрение: геоцентрическая космология, поглощаемая теологией (на вершине мира христианская Троица, превосходящая даже последнее, ´´девятое небо´´ неподвижного перводвигателя). Однако здесь же обнаруживается ´´крайнее перенапряжение´´ средневековых мыслительных схем. Признавая христианские догматы, Данте, тем не менее, идет своим путем. Природу он именует ´´искусством Бога´´ и отказывается противопоставлять ее Богу.
Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют ´´первым гуманистом´´ или ´´отцом гуманизма´´. Если Данте воспринял схоластическую премудрость, то Петрарка отверг ее с порога: она для него воплощение глупости и бессмыслицы: ´´теперь насчитывает не одного, не двух, не семь мудрецов, но в каждом городе их, как скотов, целые стада. И не удивительно, что их так много, потому что их делают так легко´´(на университетских кафедрах). Схоласты, в свою очередь, считали Петрарку недоучкой, он же превосходил их всех в знании античной литературы, поэзии, истории, мифологии и даже философии. Именно античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Его высокая филологическая культура помогала идентичному прочтению античных текстов, что способствовало развитию нового стиля философствования. Филология в гуманизме, поэтому, играла мировоззренческую, т.е. философскую роль. Петрарка отвергал культ авторитета, но признавал значение философии Аристотеля, высмеивая лишь ´´глупых аристотеликов´´(теологов), их схоластический и надуманный способ ведения споров. Он, видя, что средневековые университеты приходят в упадок, а их преподаватели лишены истинной набожности, понимал, что такое отношение лишь вредит доброму имени теологии, которую она снискала в эпоху патристики. Он принимал христианство, но в его не схоластической, а собственной интерпретации.
Петрарка осуществил поворот к проблемам земного человеческого бытия (´´небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое´´), однако ценой отказа от универсальных метафизических проблем. Его гуманизм развивался в русле обмирщенной антропологии. Этот процесс осуществлялся не безболезненно и не бесконфликтно для его души. Так, в философском диалоге ´´Моя тайна´´ он вызывает в собеседники Августина, который ´´учит´´ его не столько изнурять плоть, сколько обуздывать свое естество. Петрарка признает необходимость стремления к земной славе, будучи не в состоянии отказаться от этой страсти. Петрарка явился создателем новой европейской лирики-любовные сонеты.
Друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313-1375), продолжил гуманистическую линию, доведя ее в ´´Декамероне´´ до телесной чувственности и практического утилитаризма. Все духовенство он представлял глупым и лживым, восхвалял рассудок и плотские желания человека. У Лоренцо Валы (1407-1457) в работе ´´О наслаждении´´ или ´´Об истинном и ложном благе´´ идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигается чувственное наслаждение и личная польза, земное наслаждение оказывается у него предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным. Лоренцо Валла раскрыл неподлинность так называемого ´´Дара Константина´´ документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. Согласно Джаноццо Манетти (1396-1459, ´´О достоинстве и превосходстве человека´´) мир создан для наслаждения, а человек ´´некий малый мир´´. В творчестве Манетти и других гуманистов человек приобретает атрибуты божества. Гуманистический идеал этого ´´обожествленного´´ человека есть идеал героический, а не ´´золотая середина´´, его символ Прометей, стремящийся к деятельности и владычеству, а не ветхий Адам.
Несмотря на переоценку взаимоотношений Бога, человека и мира, гуманисты не смогли трансформировать онтологию (метафизику), так как были больше литераторами и поэтами, чем философами. Их свободомыслие не идет далее антицерковной полемики, возвеличивания человека в его земном и космическом образе, что, зачастую, освобождало его от формализованной теологии, но низвергало в собственные страсти и моральное растление.
Ренессансный неоплатонизм. Родоначальником ренессансного неоплатонизма и крупнейшим, оригинальным мыслителем является Николай Кузанский (1401-1464). Его философствование тесно связано с традицией средневекового неоплатонизма, идущей от Ареопагитик и Эриугены к мистицизму Мейстера Экхарта. Он был увлечен античным культурным наследием и собственноручно открывал в монастырях древние рукописи. Он изучил греческий язык и читал в оригинале Платона и Прокла. Центральной темой его философии является проблема соотношения Бога и мира. Однако его теоцентризм находится вне схоластической традиции. Схоластическому ´´знанию´´ о Боге он противопоставил концепцию ´´ученого незнания´´. Николай Кузанский отказывается здесь от положительной, позитивной теологии, и разрабатывает апофатическое, или отрицательное богословие. Понятие Бога в его творчестве теряет религиозность, личные качества и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и, вместе с тем, как скрытая сущность всего.