Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:16, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.
Введение
"Эпохой Возрождения"
или "Ренессансом" (по-французски)
этот период истории именуется
прежде всего потому, что под
таким термином понимают
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается свечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
1. Особенности философии эпохи Возрождения
"Величайшим прогрессивным
переворотом" явилась эпоха
Возрождения, ознаменовавшаяся
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.
Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.
Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
1. Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;
2. Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;
3. Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
4. Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.
Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:
а) Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
б) Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
в) Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Учения Н. Кузанского и Дж. Бруно
Николай Кузанский внёс
вклад в развитие представлений,
прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеи
В своих произведениях Бруно
часто обращался к имени Гермес
В философии Бруно
идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием
воззрений античных материалист
Основной единицей бытия являет
2. Образ природы в философии и науке
До того, как наука предъявила свои возможности в познании природы, эту функцию на себя брала философия, и в частности натурфилософия (метафизическая проблематика и специфика понимания глубинных пластов природного бытия). В понимании природы философия всегда опиралась на развивающуюся науку и формировала определенный образ природы в культуре. В разное время существуют разные образы природы: мифологический - в античности, натурфилософский - в Средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время, и в современную эпоху - базирующийся на науке. Этот образ природы трансформируется и стержнем сегодняшнего понимания проблемы является тезис “коэволюция человека и природы”. Отсюда целый ряд новых ориентиров в познании природы, в отношении к природе сквозь призму ценностей современной цивилизации. В широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В эпоху Возрождения и в Новое время, природа обозначается латинским термином natura (натура), который используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная. С этого периода преобладающим смыслом понятия природа становится ее статус как объекта естествознания. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (И. Пригожин), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся. Видение природы в аспекте присущей ей множественности и сложности потребовало умения ориентироваться во времени, различать прошлое и будущее, без чего немыслимо научное исследование природного мира.
Ведущей идеей становится принцип процессуальности, когда природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Востребован новый тип мышления - вероятностный, статистический, открытый для вненаучного знания. Синергетическое мировидение соединяет в себе два способа постижения мира - восточное образно-интуитивное и западное логико-вербальное. Природу в философии и науке нередко рассматривается как среда обитания. Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Отношения человека с естественной средой обитания зависят как от природных условий, так и от уровня развития материального производства. Поскольку материальное производство - основная форма отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность - сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека или «вторая природа». Формирование представлений о природе Земли, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Это учение вырабатывалось трудами многих естествоиспытателей. Основой сегодняшнего понимания образа природы является концепция коэволюции человека и природы. Впервые с концепцией коэволюции природы и общества выступил на конференции в 1968 г. ученый Н. В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических законов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете.
В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры - принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как человека, так и общества. Исследователи, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера - это область мира, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле. В рамках проблем коэволюции актуальной становится проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития - обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного развития природы и общества. Ее реализация состоит в сохранении окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический закон, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения в триаде «человек-хозяйство-природа».
3. Практическое задание
Особенности философского мышления эпохи Возрождения является:
а) провиденциализм
б) антропоцентризм +
в) наукоцетризм
г) креационизм
Заключение
Два с половиной столетия Возрождения - от Петрарки до Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов" Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.
Эта новая картина мира означала прежде всего крушение иерархии и десакрализацию космоса. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности бога конечности мира, вечности - временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физическою пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную земную и нетленную небесную субстанцию, на неподвижный тленный земной мир и вечный движущийся мир небесных теЛ. В нем - в конечном счете в инфинитистской космологии Джордано Бруно - снимается деление мира на конечный замкнутый материальный мир и нематериальную окружающую его бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечности, мир земной и человеческий вписывается в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, и антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.
Список использованной литературы
1. Горбачев В. Г. Основы философии: Учебник. - М.: Владос - Пресс., 2010.
2. Гуревич П.С. Основы философии.
3. Грицанова А.А. Новейший
4.Радугин А.А. Философия: учебное пособие (курс лекций) - М., 2004.
5. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2006.
6. Фролов И.Т. Введение в
7. Халин К.Е. Краткий курс по философии. Учебное пособие. 2009
8. http://www.gumfak.ru