Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига.

Содержание

Введение
Характерные особенности философии эпохи Возрождения
Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса
Гуманизм и человеческая индивидуальность
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 46.51 Кб (Скачать документ)

                                      Самарский государственный

Экономический университет

Сызранский  филиал

Заочный факультет

 

г. Сызрань, ул. Людиновская, 23. Тел: 7-12-88; 99-35-66. 

Куликов Максим Сергеевич

Фамилия, Имя, Отчество

Курс       1                    Группа        К-110

Специальность                       Коммерческая логистика

Контрольная работа №   1        Вариант     10

По                                 Философии

На тему     Философия эпохи Возрождения

 
 

Дата  получения работы деканом____________

Дата  получения работы на кафедру__________

Дата  рецензирования работы_______________

Дата  возвращения работы деканом__________

Дата  получения работы студентом___________

 

 

Содержание

Введение

  1. Характерные особенности философии эпохи Возрождения
  2. Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса
  3. Гуманизм и человеческая индивидуальность

      Заключение

      Список литературы

 

       Введение

         Философская эпоха может быть представлена полноценно лишь с учетом своего художественного отражения и осмысления. Но бывают периоды, когда подобные формы философствования становятся ведущими. Таково Возрождение с его новыми гуманистическими идеалами, новым мировоззрением, новой культурой и искусством, которые обрели бессмертие на века. Каждое последующее поколение переосмысливает творения Великих Мастеров Возрождения, ищет и находит в них ответы на свои вопросы.

       "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке  древности.                         Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем и  в  других странах сформировалась  и  расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

       В эпоху Возрождения философы переключили  свое внимание со схоластических проблем  и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение, политику. Они постепенно освобождались от влияния религии, провозгласив свободомыслие одной  из величайших ценностей. На смену теоцентризму пришел антропоцентризм. Человек и  его проблемы ставятся в центре внимания. Антропоцентризм провозглашает  человека центром Вселенной (что  вокруг него все вертится, что не Бог главный, а Человек). На этой почве  возрождалась античная традиция гуманизма. Гуманизм изначально против любой формы  подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих  себя.

         Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об  отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным  интересом к реальному миру,  к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой  поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному,  представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его  духовным  миром.  При  всей сложности и  неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации  человеческой  личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о  человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков  Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы.  Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную  картину  мира. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа,  сколько художник,  который в своей творческой деятельности уподобляется Богу.  В постепенно освобождающемся от церковной идеологии  создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. 

         Изобразительное искусство Возрождения  во многих отношениях представляет  контраст  средневековому. Оно знаменует  становление реализма надолго определившего развитие  европейской  художественной  культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа или новой,  иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов,  но и в радикальном обновлении всей художественной системы.  В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека,  поэтому одной из важных проблем,  ставших перед художниками, была проблема пространства. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение  мира  и  человека должно было  опираться  на их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно,  что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

         Искусство античности  составляет  одну  из  основ художественной  культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было  использовано и в средние века,  например, во времена каролингского  Ренессанса, в живописи оттоновского  периода в Германии, в готическом  искусстве.  Но отношение к  этому наследию было различным.  В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то,  что созвучно  их собственным устремлениям,  - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира,  перед величием героического подвига.  Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики,  искусство  Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный  мир  человека  становится  все  более сложным и многогранным.

Характерные особенности философии эпохи Возрождения

      Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало

 ХVII вв., приходится на последние столетия  средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

       Сами  деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и  другого знания.

       Эпоха Возрождения - это переворот в  первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении  к нему. Возникает убеждение в  том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

       Одной из характерных черт духовной атмосферы  этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель  Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично  всегда укреплял ее на земле.

       Светский  характер присущ и такому яркому явлению  культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

         В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло

античное  культурное наследие. Эпоха Возрождения  обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание  человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как  носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое  и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в нем содержатся некоторые  врожденные идеи, ли как-то, что человек  содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление  о человеке как малом космосе  выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих  философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.

       Следствием  возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих  прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур  и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс»  и переводится как «возрождение».

       Обучение  и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные  и медицинские эксперименты.

       В архитектуре ведущую роль стали  играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя  ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность  человеку.

 Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к

реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались  классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Виронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерладнах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.

       В музыке, проникающейся гуманистическим  мироощущением, развивается вокальная  и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной  и инструментальной музыки. Эпоха  завершается появлением новых музыкальных  жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению  гомофонии.

       В Италии зарождались капиталистические  отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между  городами-государствами. Научные и  технические открытия, такие, как  изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

       Особое  место в духовной культуре этого  времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых  было сказано выше. Важнейшая особенность  философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений  мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой  пантеистической картины мира, отождествляющей  Бога и природу.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения