Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:13, реферат
Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.
Известно учение
Кампанеллы о "прималитетах" - трех
главных атрибутах бытия: Мощи, Мудрости
и Любви. В утопии "Город Солнца" выдвинул
идеал коммунистического общественного
устройства, который считал вполне осуществимым.
Политико-правовые
идеи в философии Возрождения
Для эпохи
Возрождения характерен совершенно
иной, чем в средневековой мысли, подход
к вопросам политики и права, суть которого
в том, что правовые и политические принципы
выводятся не из теологических положений,
имеющих сверхестественную природу, а
из исторических и культурных оснований.
При размышлениях о сущности права и государства
на первый план выдвигаются природа человека,
нравы народа, историческое прошлое. Наиболее
известные политические мыслители: Гуго
Гроций, Никколо Макиавелли, Томас Мор.
Гуго Гроций 1583-1645
Главный труд: "О
праве войны и мира". В основе права
лежит природа человека, но правовое творчество
должно опираться и на потребности общества.
Содержанием естественного права считается
все то, что необходимо для нормального
существования общества. Уже в природном
состоянии людей имеются принципы, побуждающие
людей объединяться и устанавливать нормы,
регулирующие совместную жизнь. Эти нормы
являются источником права. Гроций - сторонник
теории государства как результата договора.
Республику он называл самой древней и
самой оптимальной формой государственного
устройства.
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Получил всемирную
известность своей книгой "Государь",
долгое время считавшейся катехизисом
политической теории. Бог полностью
исключается им из общественной жизни:
человек сам творит политику, опираясь
на земные интересы. Макиавелли интересуют
законы, управляющие историей и поступками
политиков. Природа человека неизменна,
считает он, и, следовательно, неизменны
и принципы, управляющие ходом общественного
развития. Государство есть высшее проявление
человеческого духа, а служение государству
считается целью и смыслом человеческой
жизни. Поскольку человек по природе испорчен
и склонен ко злу, его нужно постоянно
опекать. Функции опеки возлагаются не
на Церковь, а на государство. Политический
идеал Макиавелли - республика, наподобие
той, которую удалось создать римлянам.
Он полагал, что глава государства вправе
употреблять любые средства для того,
чтобы обеспечить безопасность и стабильность
государства. Политика и мораль несовместимы.
Религию, по Макиавелли, имеет вполне её
земные корни. Её польза или вред зависят
от вклада в разрешение общественных проблем.
Религии подчинены закону рождения и упадка,
то есть историчны. Имя Макиавелли стало
нарицательным и используется, когда говорят
о беспринципности в политике.
Томас Мор (1478-1535)
Всемирную известность Мору принес его трактат "Утопия". Счастье как главная цель человеческого бытия, может быть реализовано лишь в справедливом обществе. Это справедливое идеальное общество основано на общности имущества, участии всех в труде и равном распределении. Одно из занятий, которому предаются жители страны Утопии - это изучение греческой философии, которая стремилась к постижению тайн природы. Природа есть величайшее произведение Бога, свидетельствующее о его могуществе.
Счастье понимается
Мором как возможность получать
от жизни удовольствия. При этом
он опирается на доводы эпикурейцев
и некоторые догматы
Мистический пантеизм
в философии Возрождения
Традиция
мистического пантеизма
Якоб Бёме (1575-1624)
Он гордился тем, что не получил систематического образования и все свои "открытия" совершил на основе глубокого знания Священного Писания. И стиль, и язык философии Бёме резко контрастирует с языком и стилем официальной философии. Его учение называют теософией.
Бёме исследует структуру общества в том виде, как она раскрывается в мире. Средство для этого изучения - самоанализ, рассмотрение духовной и телесной природы человека, интуиция. Даже Гегель не скрывал, что он многое взял из диалектической концепции Бёме, в которой описывается процесс выведение мира из Бога.
Бог есть "безосновное" - это главная его характеристика - и основание всего сущего. Бог есть абсолютная полнота бытия, которая изливается в мир. И это излияние (эманация) описывается в терминах христианского учения о Троице. Самораскрытие Бога путем его саморазделения ведет Беме к пантеизму, то есть к представлению о тождестве природы и Бога. Процесс самораскрытия описывается как борьба противоположностей, как диалектика.
Концепцию единства противоположностей Бёме применяет и для характеристики природы человека, в которой уживаются божественное и природное, телесное и духовное, злое и доброе. В человеке как в микрокосме, присутствует Бог, и искра Божия всегда пробьет дорогу тем, кто усерден в вере.