Философия Эриха Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:06, доклад

Описание

Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Пытался соединить теории Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. Критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового общества" на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД ФРОММ.docx

— 16.13 Кб (Скачать документ)

     Эрих  Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Пытался соединить теории Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. Критиковал капитализм, выдвигал утопический проект создания "здорового общества" на основе психоаналитической социальной и индивидуальной терапии.

     Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет является одним из интереснейших направлений современной американской философии и психологии, возникшим в конце 30х гг. в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнографическими теориями. Фромм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной общности. Неофрейдизм отклоняет учение Фрейда о либидо и сублимации. Направление видит в бессознательном связующее звено между социальными и психическими структурами

     В центре внимания Э.Фромма стоит противоречивость человеческого существования. Философ различает следующие принципы жизни общества: патриархальный и матриархальный принципы организации людей, авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный типы характера, обладание и бытие как два способа жизнедеятельности индивида. Он исходит из того, что личностные и онтологические основания человеческого существования, с одной стороны, как бы дополняют друг друга, создавая одновременно уникальность и всеобщность человеческого бытия, а с другой противоречат друг другу в силу того, что уникальность и всеобщность несовместимы. Итак, рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма, пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный вклад в философию.

     Прежде  всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека, Фромм проявил богатейшее социологическое воображение. Тончайшие механизмы психики он исследовал на фоне многомерного социально-исторического контекста.

     В чем проявилось реформаторство Фромма в психоанализе? Прежде всего в том, что, в отличие от Фрейда, он считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления биологических и культурных факторов.

     Фрейд считал, что человек является закрытой системой, "вещью в себе". По его мнению, природа наделила человека определенными биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности служит реакцией на удовлетворение или  фрустрацию этих стремлений. Фромм же показал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе и к самому себе. Согласно его воззрениям, человек изначально социальное существо. Следовательно, ключевая проблема психологии состоит не в раскрытии механизма удовлетворения или фрустрации отдельных инстинктивных стремлений, а в отношении индивида к миру.

     Фрейд исходил из глубокого убеждения  в порочности человеческой природы. Фромм отверг эту посылку. Он показал, что такие идеалы, как истина, справедливость, свобода, хотя они часто оказываются лишь пустыми словами или рационализациями, могут быть подлинными стремлениями человека. Анализ, который игнорирует эти стремления в качестве динамических факторов, всегда ошибочен.

     Фромм, в отличие от Фрейда, показывал, что экономические, психологические и идеологические факторы находятся в сложном взаимодействии. Они не являются простым рефлексом сексуальности. Человек реагирует на изменения внешней обстановки тем, что меняется сам. Психологические факторы, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию экономического и социального прогресса. Известно, что Фромм пытался гуманизировать психоанализ. По его мнению, именно Фрейд стал впервые исследовать личность, как некую тотальность.

     Эти открытия Фромма во многом изменили направленность психоанализа, обеспечили новый виток его развития. Они позволили использовать методику неофрейдизма для анализа социальноисторической динамики. Философу удалось создать целую галерею социальных типажей и характеров; он пытался осмыслить общественные, политические особенности века.

     О чем бы не писал Фромм – о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации, собственное рассуждение он начинает с человека. Индивид в определенной ситуации исторической, социальной, психологической, экзистенциальной таков исходный пункт его философствования. Соответственно все, что вырастает из подобного размышления, содействует постижению человека как феномена.

     Но  нет ли в таком подходе откровенной  идеализации человека? Разве человек  заведомо добр, универсален и безграничен? Отмечу сразу: ни идеализации, ни обожествления человека у Фромма нет. Он вовсе не отвлекается от того, что именно человек создал антигуманное общество, растерзал природу, развил в себе некрофильские тенденции. Американскому философу принадлежит глубокая и весьма последовательная концепция разрушительного в человеке. В этом легко убедится, если прочитать хотя бы его работы "Душа человека", "Из плена иллюзий" и др. Более того, именно Фромму принадлежит оригинальная мысль: история вовсе не стремится очеловечить человека. Напротив, она нередко пытается вытравить в нем истинно человеческое, извратить его природу.

     Итак, всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса "Что такое  человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему, перечисляя те или  иные уникальные человеческие свойстваПодход Фромма принципиально особенный. Он отказывается от конкретного определения человеческой природы, которое сводилось бы к обозначению человеческих задатков. В концепции американского исследователя "человеческая природа" выступает как философское понятие, некая абстракция. Фромм полагает, что за душу человека борются два принципа принцип обладания и принцип бытия. Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству, к непомерным вожделениям. Философская антропология Фромма включает в себя психоаналитические и антропологические идеи. Она открыта и своеобразна. Доминанта философии Фромма мучительное и напряженное постижение тайны Человека.


Информация о работе Философия Эриха Фромма