Философия как мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:11, реферат

Описание

Таким образом, цель настоящего реферата - рассмотреть понимание философии как мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:
Определить понятие «мировоззрения», выделить его основные формы и структуру.
Выявить соотношение философии и мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2-3
Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура………………………………………………………………...4-9
Глава 2. Соотношение философии и мировоззрения……………….10-11
Заключение…………………………………………………………….12-13
Список использованной литературы……………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Философия как мировоззрение.docx

— 40.53 Кб (Скачать документ)

                                             Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………2-3
  2. Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура………………………………………………………………...4-9
  3. Глава 2. Соотношение философии и мировоззрения……………….10-11
  4. Заключение…………………………………………………………….12-13
  5. Список использованной литературы……………………………………14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение

     Философия – это теоретический вид мировоззрения. У каждого человека своё мировоззрение. Но структура адекватного человеческого  мировоззрения, его каркас, имеет  одну и ту - же многоэтажную форму  для всех здравомыслящих людей - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду.

     Философию можно определить как поиск ответов  на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно  отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении  и назначении человека.

     Актуальность  темы состоит в том, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.

     На  протяжении всей истории существования  человечества философия складывается как устойчивая форма общественного  сознания, рассматривающая мировоззренческие  вопросы и формирующая мировоззрение  каждого.

     В период глубинных перемен, происходящих  во всех структурах  политики, экономики, культуры нашей страны, становятся  главными  проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.

     В становлении и формировании мировоззренческой  культуры философия всегда играла  особую роль, связанную с ее многовековым  опытом критически-рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том , что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.

     Таким образом, цель настоящего реферата - рассмотреть понимание философии как мировоззрения.

     В соответствии с поставленной целью  в реферате решаются следующие задачи:

  1. Определить понятие «мировоззрения», выделить его основные формы и структуру.
  2. Выявить соотношение философии и мировоззрения.

     Обозначенные задачи определили следующую структуру реферата:

    Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура

    Глава 2. Соотношение философии и мировоззрения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура

     «Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, которая определяет отношение человека к окружающей его действительности, к другим людям и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».1

     «Мировоззрение – это и отражение мира через систему взглядов, и ценностное  отношение к нему».2

     Человек имеет множество различных взглядов и представлений, но не все они составляют  мировоззрение. Мировоззрение - это только предельное обобщение взглядов.

     Мировоззрение есть у каждого, это ядро, стержень сознания и самосознания личности, но его уровень, содержание, форма различны.

     Мировоззрение исторически конкретно, так как вырастает в культуре своего времени и изменяется вместе с ней. Кроме того, общество всегда неоднородно, а поэтому говорят о мировоззрении, личности, группы, общества в целом.

     Мировоззрение в целом зависит от уровня знаний и развития науки, от проблем стоящих перед людьми, а также от непосредственных условий жизни и от личного опыта.

     В мировоззрении выделяют две стороны:

  1. Понятийная, интеллектуальная сторона – это миропонимание, куда входит общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и обществе. Естественные науки образуют естественно-научную  картину мира, а социальные – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знаний.
  2. Человеку присущи не только познавательные (рациональные) способности, но и переживания в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций, которые соответственно образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.

     Уровни  мировоззрения – жизненно-повседневное и теоретическое.

    1. Жизненно-повседневное - порождается непосредственными условиями жизни, формируется стихийно , существует в форме здравого смысла, традиций, обычаев (несистематизированных представлений о мире).

    2. Теоретическое опирается на достижения науки, включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в естественной природе и обществе.

     Историческими формами мировоззрения являются мифология, религия, философия, наука.

  1. Миф – исторически первая форма, это праформа всей человеческой культуры. Мифологический человек не знает различий между обществом и природой, не выделяет себя из природы и общества, очеловечивает природу (антропоморфизм), одушевляет её (анимизм), выражает свои взгляды в виде символов, эмоций, мышление не рациональное, а преимущественно образное, не видит противоречий, не пытается ответить на вопрос «почему это произошло», а рассказывает о том, «как это случилось», все события и персонажи принимаются за реальные, все знания о мире, обществе и человеке не разделены (синкретизм).3
  2. Религия – форма мировоззрения, основанная вера в существование сверхъестественного Абсолюта стремление  вступить с ним в священную связь.
  3. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система наиболее общих представлений о природе, обществе и мышлении и законов их развития Основной вопрос философии- отношение человека и мира, мышления и бытия.4
  4. Наука – такая форма мировоззрения, которая направлена на производство знаний о природе, обществе и самом человеке, имеющая целью постижение объективной истины и открытие объективных законов (необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений и событий).5

     В каждой эпохе или цивилизации  доминирующими оказывались те или  иные мировоззренческие установки.

     - природоцентризм, космоцентризм (человек- часть природы, космоса) - Античность

     - теоцентризм  (в центре картины мира Бог ,человек создан Богом)- Средние века

     - социоцентризм (предпочтение обществу, человек-продукт общества)- марксизм

     - антропоцентризм (в центре картины мира человек)- Возрождение, современность

     - знаниецентризм, техноцентризм (миром правит разум, человек-проявление разума)

     Роль  мировоззрения:

    1. Дает ориентир, цель, позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах жизни

    2. Дает программу поведения, т.е методы решения проблем

    3. Задает стиль мышления

    4. Задает жизненную позицию, т.е определяет принципы жизни, главное в деятельности, значимые дела и поступки

    5. Формирует убеждения- твердый взгляд, в котором человек уверен, глубокая обоснованная уверенность в истинности знания

     На  мировоззрение личности оказывает  влияние мировоззрение эпохи, культуры, социальной группы, семья.

     Пути  формирования:

  1. Непосредственные - ближайшее окружение - семья, друзья, коллектив.
  2. Опосредованные - через специальные социальные институты.

     Важнейший компонент мировоззрения составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений  о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, как оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в праве своих идей, «которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им».

     Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

     Структура мировоззрения

     1. Знания - совокупность сведений об  окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими.  Чем солиднее запас знаний  у человека, тем более серьёзную  опору может получить его мировоззрение.6

     2. Ценности - это особое отношение  людей ко всему происходящему  в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или  иным пониманием смысла жизни.  Ценности характеризуются такими  понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень  интенсивности нашего отношения  - что-то трогает нас больше, что-то  меньше, что-то оставляет нас спокойными.

     Полезность  показывает нашу практическую нужду  в чём-то. Ею могут характеризоваться  материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

     Вредность - это наше негативное отношение  к какому-то явлению.

     3. Эмоции - это субъективная реакция  человека на воздействие внутренних  и внешних раздражений, проявляющихся  в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

     Жизнь постоянно рождает в людях  сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

     Вместе  с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

     Мощный  импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого  философа И. Канта: "Две вещи наполняют  душу всегда новым и всё более  сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон  во мне". 7

     4. Воля - способность к выбору цели  деятельности и внутренним усилиям,  необходимым для её осуществления.

     Это придаёт всему составу мировоззрения  особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

     5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые  людьми, соответствующие их жизненным  интересам. Во имя убеждений  люди порой рискуют жизнью  и даже идут на смерть - так  велика их побудительная сила.

     Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

     6. Вера - это степень доверия человека  к содержанию имеющихся у него  знаний. Диапазон человеческой веры  весьма широк. Он простирается  от практической очевидности  до религиозных верований или  даже легковерных принятий нелепых  вымыслов.

     7. Сомнение - критическое отношение  к каким-либо знаниям или ценностям.

     Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Информация о работе Философия как мировоззрение