Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:11, реферат
Таким образом, цель настоящего реферата - рассмотреть понимание философии как мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:
Определить понятие «мировоззрения», выделить его основные формы и структуру.
Выявить соотношение философии и мировоззрения.
Введение…………………………………………………………………2-3
Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура………………………………………………………………...4-9
Глава 2. Соотношение философии и мировоззрения……………….10-11
Заключение…………………………………………………………….12-13
Список использованной литературы……………………………………14
Философия
– это теоретический вид
Философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека.
Актуальность темы состоит в том, что философия и есть мировоззрение, она предлагает человеку систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки.
На
протяжении всей истории существования
человечества философия складывается
как устойчивая форма общественного
сознания, рассматривающая
В период глубинных перемен, происходящих во всех структурах политики, экономики, культуры нашей страны, становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им своего места и роли в обществе, социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности.
В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления но глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том , что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как вести себя в период кризисов культуры.
Таким образом, цель настоящего реферата - рассмотреть понимание философии как мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи:
Обозначенные задачи определили следующую структуру реферата:
Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура
Глава
2. Соотношение философии и
Глава 1. Понятие «мировоззрения»: определение, формы и структура
«Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, которая определяет отношение человека к окружающей его действительности, к другим людям и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».1
«Мировоззрение – это и отражение мира через систему взглядов, и ценностное отношение к нему».2
Человек имеет множество различных взглядов и представлений, но не все они составляют мировоззрение. Мировоззрение - это только предельное обобщение взглядов.
Мировоззрение есть у каждого, это ядро, стержень сознания и самосознания личности, но его уровень, содержание, форма различны.
Мировоззрение исторически конкретно, так как вырастает в культуре своего времени и изменяется вместе с ней. Кроме того, общество всегда неоднородно, а поэтому говорят о мировоззрении, личности, группы, общества в целом.
Мировоззрение в целом зависит от уровня знаний и развития науки, от проблем стоящих перед людьми, а также от непосредственных условий жизни и от личного опыта.
В мировоззрении выделяют две стороны:
Уровни мировоззрения – жизненно-повседневное и теоретическое.
1. Жизненно-повседневное - порождается непосредственными условиями жизни, формируется стихийно , существует в форме здравого смысла, традиций, обычаев (несистематизированных представлений о мире).
2. Теоретическое опирается на достижения науки, включает в себя объективную картину мира, достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в естественной природе и обществе.
Историческими формами мировоззрения являются мифология, религия, философия, наука.
В каждой эпохе или цивилизации доминирующими оказывались те или иные мировоззренческие установки.
- природоцентризм, космоцентризм (человек- часть природы, космоса) - Античность
- теоцентризм (в центре картины мира Бог ,человек создан Богом)- Средние века
- социоцентризм (предпочтение обществу, человек-продукт общества)- марксизм
- антропоцентризм (в центре картины мира человек)- Возрождение, современность
- знаниецентризм, техноцентризм (миром правит разум, человек-проявление разума)
Роль мировоззрения:
1. Дает ориентир, цель, позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах жизни
2. Дает программу поведения, т.е методы решения проблем
3. Задает стиль мышления
4. Задает жизненную позицию, т.е определяет принципы жизни, главное в деятельности, значимые дела и поступки
5. Формирует убеждения- твердый взгляд, в котором человек уверен, глубокая обоснованная уверенность в истинности знания
На мировоззрение личности оказывает влияние мировоззрение эпохи, культуры, социальной группы, семья.
Пути формирования:
Важнейший
компонент мировоззрения
Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Идейная убежденность помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
Структура мировоззрения
1.
Знания - совокупность сведений об
окружающем мире. Они бывают научными,
профессиональными (военными), повседневно-практическими.
Чем солиднее запас знаний
у человека, тем более серьёзную
опору может получить его
2.
Ценности - это особое отношение
людей ко всему происходящему
в соответствии с их целями,
потребностями, интересами, тем или
иным пониманием смысла жизни.
Ценности характеризуются
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3.
Эмоции - это субъективная реакция
человека на воздействие
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне". 7
4.
Воля - способность к выбору цели
деятельности и внутренним
Это
придаёт всему составу
5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.
Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6.
Вера - это степень доверия человека
к содержанию имеющихся у него
знаний. Диапазон человеческой веры
весьма широк. Он простирается
от практической очевидности
до религиозных верований или
даже легковерных принятий
7.
Сомнение - критическое отношение
к каким-либо знаниям или
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.