Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, доклад
В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука, как самостоятельный социальный инструмент формируется в Европе в 16-17 вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества
Философия и наука выросли из
одного корня, затем отделились друг
от друга, приобрели самостоятельность,
но не обособились. Они диалектически
связаны, взаимовлияют друг на друга, но
в разное время по-разному. Фил. -
мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации
теоретических знаний. Первые естествоиспытатели
были одновременно и фил. Философия
- теор. уровень М-ния. Следно, М-ние
в фил. выступ в форме знания и
носит систематизирующий, упорядочивающий
характер. Это сближает фил. и науку.
С наукой фил сближает стремление
опереться на теоретические методы
исследования, использовать логический
инструментарий для обоснования
своих положений.
В античном и средневековом обществе не
было достаточных стимулов для развития
науки. Поэтому наука, как самостоятельный
социальный инструмент формируется в
Европе в 16-17 вв. С этого времени частные
науки осваивают отдельные области природы
и общества. При этом они опираются на
опытные, эмпирические методы исследования.
Философия же, базируясь на конкретно
научном знании, видит свою задачу в синтезе
разнообразных человеческих знаний, в
формировании единой научной картины
мира. Т.о., после того как сформировались
самостоятельные отрасли научных знаний
- матем. физ, хим и т.д., - философия утратила
функцию быть единств формой теоретического
освоения действительности. Философское
обобщение имеет гораздо более широкий
потенциал, чем любое другое конкретное
обобщение. Науки, по своей сущности, должны
исходить из повседневного житейского
опыта и специальных экспериментов. Опыт
же имеет свои пределы. А философской мысли
присуще рассмотрение мира за пределами
человеческого опыта.
Философия - теоретически сформулированное
мировоззрение. Это система общих теоретических
взглядов на мир, место в нем человека,
уяснение различных форм отношения человека
к миру.
Центр мировоззрения проблема - отношения
мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания
к материи/духа к природному/психическому
и физическому/идеальному и материи, что
является первичным - формирование. ОВФ,
т.к. через отношение человека, его мышления,
сознания, духовной, психической, деятельности
осознается место человека в мире, его
предназначение, смысл существования.
Хотя многие философы не признают вопрос
об отношении мышления к бытию ОВФ, к нему
сводятся другие вопросы, дающие в совокупности
целостную картину мира. Дать такую картину,
представить мир как целое – мировоззренческая
функция ф. В отличии от других наук ф.
исключает подробности, выделяя, только
наиболее, общие св-ва и связи. Гносеологическая
F состоит в изучении отношения "мир-человек".
Теория познания рассматривает как отношение
объекта и субъекта познания, выявляет
связь чувственного и рационального, исследует
проблемы истины и другие гносеологические
вопросы. Каждый ф. концепция являет взгляд
на мир, представляет собой метод познания.
Ф. разрабатывает всеобщие, обоснованные
частные и общенаучные методы познания
- выполняет методологическую F. Ф. Обобщает
выводы специальных наук, объединяет их
на основании своих функций и методов
познания - выполняет интегрирующую F,
распространяет ее и на другие области
духовной культуры, включая политическую,
правовую, моральную, эстетическую, религиозную/атеистическую
формы общественного сознания. Ф. система
не только выдвигает и обосновывает положения,
но и интерпретирует их, дает оценку, формирует
систему ценностей - аксиологическая F.
Подвергает, критической оценке то, что
не соответствует ф. системе - выступает,
в критической F.
Историческая динамика
1. Первоначальное совокупное знание древних,
именовавшееся философией, было обращено
к разным предметам: конкретные наблюдения,
практические выводы, зачатки различных
наук, обобщенные размышления людей о
мире и о себе. Это знание было одновременно
пранаукой и прафилософией. По мере развития
той и другой, в процессе формирования
собственно науки и философии постепенно
уточнялась их специфика, четче определялось
родство и различие познавательных функций.
Аристотель первым предпринял попытку
обрисовать круг задач именно философии:
частные науки - исследования своих областей
явлений, а философия - учение о первопричинах,
первопринципах, самых общих началах бытия
("госпожа наук", другие науки - рабыни).
2. Возникновение христианства, средневековье.
Здесь философия была тесно связана с
теологией. Ее задача - обоснование религиозных
догматов христианства. Одновременно
происходит специализация знаний, формируются
новые конкретные науки, которые отделяются
от совокупного знания. Философия размежевывается
с конкретными науками. Наиболее интенсивно
этот процесс - в 17-18 века. В эти 2 периода
конкретное научное знание носило опытный,
описательный характер. Ощущался дефицит
теоретической мысли, умения видеть связи
различных явлений, их единство, развитие,
общие закономерности, тенденции. Эти
задачи возлагаются на философию, которая
должна была умозрительно, нередко наугад,
строить общую картину природы (натурфилософия),
общества (философия истории). С 16 века
- всплеск естественнонаучных открытий.
Развитие промышленности, естественных
конкретных наук. Возникает потребность
в теоретическом осмыслении фактического
материала этих наук. Именно философия
могла дать объяснение процессам, основываясь
на последних научных достижениях, построить
более достоверную картину мира.
3. XIX – XX век. Позитивизм. Функция философии
- обобщение накопленного материала в
различных областях знания, то есть выявление
в том числе общей направленности, тенденции
развития науки, связи м/у науками.
Таким образом, наука для философии выступала
и выступает источником философского
знания, а философия для науки - особой
формой мышления как обобщающего синтеза
научного знания. Наука не занимается
выработкой ценностных, мировоззренческих
представлений, а именно философия занимается
выработкой представлений о взаимоотношении
человека с миром, о смысле, назначении
человеческой жизни (мировоззренческих
представлений). Кроме того, науки дифференцируются,
и каждая наука изучает определенный фрагмент
реальности, определяет ее сторону, а философия
позволяет видеть всю природу как единое
целое, она вырабатывает парадигму, новое
видение научного знания.
Общее в философии и науке:
1. Специфические формы обоснования
2. Знания в теоретической форме
3. Логическая доказательность выводов
4. Ориентированы на разум, противоположныйрелигии
Различия:
1. Философия - вечность проблем
2. Философия - плюрализм, наука - одна истина
3. Наука: подтверждение истины – практика
или рац. обосн., философия - логическое
обоснование
4. В науке предмет - познание объекта, в
философии - человек.