-
Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
Структура, функции философии и
этапы развития
-
Мировоззрение и его структура
-
Мироощущение и мировосприятие (эмоционально-чувственная сфера человека);
-
Миропонимание (интеллектуально понятийная сфера)
-
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и выполняют регулятивную функцию.
Процесс миропонимания анализируется
и обосновывается с помощью философии
-
Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается человеческая природа, а пространство и время
субъективное и объективное предстают
нерасчлененными, целостными.
-
Функции мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
-
Религия тесно связана с мифом и мифологией. В отличии от мифа, религия охватывает систему догм,
иллюзорных чувств, обрядовых действий
и церковных учреждений, призванных удовлетворить
потребности людей в вере, надежде и любви.
-
Основанием религиозного мировоззрения служит вера в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания.
-
Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мир и отношение к этому миру;
-
Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
-
Основным средством познания является человеческий
разум – Логос.
-
Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;
-
Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с целостным переходом (где и как находит свою практическую
реализацию полученные знания, какова
ценность, значимость этого знания для
человека и человечества)
Философия (от греческого «филио» - любовь, «софия»
- мудрость), форма сознания, мировоззрение,
система идей. Наука о всеобщих законах
развития природы, общества, мышления,
общая методология научного познания.
-
Философия - как наука и теоретическая основа мировоззрения определена в 18в. в процессе спора между сциентизмом и иррационализмом;
-
«Сциентизм» - подход к философии, придавший ей признаки строгого
и точного научного познания;
-
«Иррационализм» - идеалистический подход к философии, ограничивавший возможности разума в процессе познания, делал упор на волю, созерцания, чувство, интуицию в познании.
Важным моментом является момент
определения науки.
-
Функции философии – онтологическая, гносеологическая и пр., мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, практическая и пр.
-
Истоки философии указаны Сократом и Аристотелем
-
Основные вопросы сформулирован Кантом (Что я могу знать? Что я должен
делать? На что я должен надеяться?);
-
Высшим вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.
-
И
сторические типы философии
Философия Древней Индии и Китая
Античности
Средневековья
Возрождения
Нового времени
Западная философия XIX
Западная философия XX
Русская Философия X-XXвв.
Особенности –
-
связь с мифологией;
-
почитание и связь с культурой предков;
-
тотемизм и зооморфизм;
-
стремление сначала обосновать религиозно-философскую идею, а затем выпустить в жизнь;
-
Философская проблема бытия и её смысл.
Наиболее ранние попытки философски
осмыслить проблему бытия обнаруживаются
уже в древнеиндийской и древнекитайской
философиях, истоки, возникновения
которых, восходят к началу первого
тысячелетия до н.э. Так, в Ведах
(первых памятниках древнеиндийской мысли)
и религиозно-философских комментариях
к ним -- Упанишадах -- содержатся идеи о
целостной духовной субстанции, о бессмертной
душе, а также материалистические и атеистические
представления о мире, в соответствии
с которыми основу всего сущего составляют
естественные начала -- огонь, воздух, вода,
свет, пространство, время. Пытаясь постичь
тайну бытия, мыслители Древней Индии
задумывались над тем, где Солнце ночью,
куда деваются звезды днем и т.п., и отразили
эти представления в древнейшей книге,
которая известна человечеству, -- Ригведах.
Философия Древнего Китая была ориентирована,
прежде всего, на социальные проблемы,
и потому в ней большое внимание уделялось
бытию человека, а также общественному
бытию. В значительно меньшей степени,
но все же проявлялся интерес и к первоосновам
природы, что нашло отражение в учении
о пяти стихиях (вода, земля, дерево, металл,
огонь), из которых состоит все многообразие
вещей и явлений. Несколько позже в «Книге
перемен» называется уже восемь таких
первооснов, образующих все многообразие
действительности.
Именно космогонические мифы, повествовавшие
о происхождении богов, их жизни, делах,
противоборстве и отразившие, таким образом,
представления древнейших людей в возникновении
и эволюции мира послужили основой, первоисточником
греческой философии, которая зарождалась
и развивалась вплоть до Сократа, прежде
всего как философия природы. В пользу
этого говорит и то, что ранние греческие
философы традиционно называли свои произведения
«О природе», а их самих зачастую именуют
натуралистами, «физиками».
С момента зарождения древнегреческой
философии они искали первопричину всего
сущего в самой реальной действительности,
определяя ее, то, как воду (Фалес) или воздух
(Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное
начало, которое всем управляет, -- «апейрон».
Так считал, например, Анаксимандр (ок.
611--545 гг. до н.э.), который даже высказал
идею естественного происхождения живых
существ. По его мнению, они зародились
в морских водах и появились из влажного
ила. Затем на сушу вышли рыбообразные
существа, в чреве которых развились люди.
Аналогичные взгляды высказывал и Ксенофан
(580--490 гг. до н.э.), утверждая, что «все, что
рождается и произрастает, есть земля
и вода», и даже «мы все родились из земли
и воды».
Отвечая на главный философский вопрос
того времени -- «что есть все?», Пифагор (580--500 гг.
до н.э.) сделал вывод, что «все есть число». Он впервые выдвинул
идею о шарообразности Земли, которую
затем поддержал и письменно сформулировал
Парменид (540--480 гг. до н.э.), первый из философов,
выделивший бытие как категорию и сделавший
ее предметом специального философского
анализа. В отличие от философов Милетской
школы и Гераклита, говоривших об изменчивой
природе вещей, он выдвинул идею о неизменной
сущности истинного бытия. Его онтология
строится на том, что бытие, сущее определяется
как нечто реальное, о котором он говорит,
что оно «Есть» и противопоставляет ему
небытие, несущее, давая ему название «Не
есть». Мыслить можно только бытие, иначе
говоря -- то, что существует, есть; наряду
с этим, никоим образом нельзя помыслить
то, что не существует, чего нет. Истинному
бытию, т.е. тому, что есть, присущи, по мнению
Парменида, отличительные признаки или
свойства бытия, которые он сформулировал
следующим образом: бытие не возникло
и оно не подвержено гибели, так как помимо
него ничего нет и быть не может. Бытие
едино (непрерывно), неподвижно и совершенно.
Имея свои пределы, оно похоже «на глыбу
совершенно круглого Шара». Учение Парменида
о едином, неделимом, неизменном и неподвижном
бытии получило широкую известность в
эллинском мире, и было продолжено, в частности,
Мелисом с острова Самос, представителем
школы элеатов. В основном, соглашаясь
с Парменидом, Мелис в труде «О природе,
или о сущем» отмечал, что бытие не имеет
границ. По его мнению, это вытекает из
того, что если признать границы бытия,
то это будет означать, что оно граничит
с небытием. Но так как небытия нет, то
и бытие не может быть ограниченным.
В этот же период впервые проявляется
диалектический подход к пониманию бытия,
выраженный наиболее ярко у Гераклита
(544--483 гг. до н.э.), который рассматривал
весь мир в постоянном становлении и изменении
и отмечал в этой связи, что «одна и та
же вещь существует и не существует». Основу
мироздания, считал он, составляет космос,
который «один и тот же для всех, его не
создал никто из богов, никто из людей,
но он всегда был, есть и будет вечно живой
огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
Значительно расширил понимание бытия
Платон (427--347 гг. до н.э.). Он впервые в истории
философии указал на то, что бытием обладает
не только материальное, но и идеальное.
Платон выделял «истинное бытие» «мир
объективно существующих идей», -- противопоставляя
его «чувственному бытию» (как его понимали
досркратики). При этом он указывал и на
бытие понятий, самостоятельно существующих
в человеческом сознании, впервые включив,
таким образом, в понятие «бытие» практически
все сущее.
В дальнейшем в истории философии мы находим
множество различных подходов к пониманию
бытия, но так или иначе все они выстраиваются
вокруг чувственных и рациональных представлений
о сущем. При этом обнаруживается весьма
широкий разброс мнений.
Так, в средневековой христианской философии
выделяется «истинное бытие» -- «бытие
Бога» и «неистинное», т.е. «сотворенное
Богом бытие». Другая крайность обнаруживается
у философов-материалистов XVII--XVIII вв.,
которые нередко связывали понимание
бытия с физической реальностью. Натуралистические
взгляды этих философов были обусловлены
бурным развитием механики и отражали
их естественнонаучные представления
о природе, которую они понимали как некий
заведённый и самостоятельно действующий
механизм, где человек оказывался лишь
одним из ее винтиков. Отсюда проистекала
и «натурализация» бытия, наиболее ярко
проявившаяся в мировоззрении французских
философов-материалистов (Гольбах, Гельвеции,
Ламетри).
Новое время, а затем эпоха немецкой классической
философии привнесли более глубокое содержание
в понимание проблемы бытия, выделив такие
философские категории, как «субстанция»
(некая сущность, лежащая в основе миропонимания,
относительно устойчивая и самостоятельно
существующая), «свободная, чистая деятельность
абсолютного «Я» (Фихте), «объективно развивающаяся
идея» (Гегель) и т.п. Для Шопенгауэра субстанция-материя,
для Юма - фикция, сосуществование свойств.
Марксистская философия трактовала субстанцию
как «материю» и одновременно как субъект
всех изменений. В то же время Энгельс
предлагает развернутую классификацию
видов бытия с точки зрения науки: механическое,
химическое, физическое, биологическое,
социальное.
XX век предельно расширил трактовку бытия,
связав его понимание с историзмом, человеческим
существованием, ценностями и языком.
А такая философская школа, как неопозитивизм,
вообще истолковала проблему бытия в философии
в качестве псевдопроблемы, полагая, что
прежняя онтология есть предмет частных
наук, но не философии. Хайдеггер говорит
о новом условии усмотрения бытия (отличного
от существования)- о поэтическом мышлении.
Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия
(конкретного единства вещей и человека).
Философская категория «бытие» является
понятием не только важнейшей, но и наиболее
часто употребляемой среди других категорий.
Объяснить это можно тем, что ее происхождение
связано со словом, которое в наиболее
распространенных языках мира обозначает
одно и то же -- «быть», «существовать»,
«присутствовать», «являться», «наличествовать».
Таким образом, специфика категорий «бытие»
и «небытие», их уникальность и универсальное
значение состоят в том, что в различных
языках, где определяется их философский
смысл, они являются отглагольными понятиями,
т.е. образованы от глагола «быть» (или
его отрицания) и указывают на наличие
или отсутствие чего бы то ни было, а не
на само «что-то», например, стол есть,
дождя нет, белизна есть, отражения нет,
сознание есть, идеи нет, здоровье есть,
счастья нет и т.д., и т.п. способность, существовать,
которой обладает любая реальность.
-
^ Определите понятие "сциентизм".
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания)
— это система убеждений, утверждающая
основополагающую роль науки как источника
знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты
считают «образцовыми науками» физику
или математику и призывают строить остальные
науки по их образу и подобию. Сциентизм
ставит науку в главенствующее положение
в идейной и культурной жизни общества.
Антисциентизм — полная противоположность
сциентизма, отрицающая главенствующую
роль науки в идейной жизни общества.
В академической литературе термин «сциентизм»
обычно имеет негативную коннотацию, означая
либо ненадлежащее применение научных
методов в областях, находящихся вне сферы
наука, либо убеждённость в том, что принятые
в естественных науках методы, категории
и факты являются единственно правильными
в любых философских и иных вопросах[3].
Классическим выражением сциентизма считаются
слова Э. Резерфорда «Все науки делятся
на физику и коллекционирование марок».
Сциентизм начал формироваться в конце
XIX — начале XX вв., когда с развитием науки
был поставлен вопрос о её роли и месте
в культуре. Традиция современного сциентизма
имеет прочные корни. Уже в утопии Ф. Бэкона
«Новая Атлантида» можно найти сциентисткие
представления. Также сциентисткие взгляды
содержатся в таких философских и идеологических
учениях как марксизм.
Сциентизм не является строго оформленной
системой взглядов, он представляет собой
идейную ориентацию и проявляется по-разному:
от подражания точным наукам (система
определений, логический формализм, аксиоматическое
построение в анализе философско-мировоззренческих
или социально-гуманитарных проблем, искусственное
применение математической символики),
вплоть до отрицания философско-мировоззренческих
проблем как лишённых смысла для познания
и значения (неопозитивизм) и рассмотрения
естественных наук в качестве единственного
возможного знания. Философии как особой
форме познания сциентизм не придает значения.
В социологии сциентизм проявляется: в
отрицании особенностей объекта социального
анализа по сравнению с объектами, которые
исследуются в общественных науках; в
игнорировании ценностных моментов и
построений, имеющих выход в социально-философскую
сферу; в абсолютизации количественных
методов в социальных исследованиях.
В противоположность сциентизму антисциентизм
полагает ограниченными возможности науки
в решении проблем человеческого существования,
в крайних проявлениях оценивает науку
как враждебную человеческому существованию.
У антисциентистов наука считается чем-то
утилитарным, подчеркивается её неспособность
подняться до понимания истинных проблем
мира и человека. Социально-гуманитарное
знание трактуется как форма сознания,
к которой не может быть применим принцип
объективности.
-
^ Философия – её функции и основные вопросы
философии (Кант, Гегель).
Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление,
жажда + σοφία — мудрость → др.-греч.
φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости))
— дисциплина, изучающая наиболее общие
существенные характеристики и фундаментальные
принципы реальности (бытия) и познания,
бытия человека, отношения человека и
мира. Философия обычно описывается как
одна из форм мировоззрения, одна из форм
человеческой деятельности, особый способ
познания, теория или наука. Вид духовной
деятельности, формирующий общественное
сознание, который всесторонне, в предельно
общих понятиях (универсалиях) ставит
и разрешает коренные мировоззренческие
вопросы.
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается
как первая, непосредственная и весьма
неопределенная ступень в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного к
конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение
материализует свою энергию, а в своем
дальнейшем движении и деятельности самопознания
он снимает, преодолевает отчужденность
бытия от идеи и возвращается к самому
себе, так как сущность бытия составляет
идеальное.
В творчестве Канта: «Давно задуманный
план относительно того, как нужно обработать
поле чистой философии, состоял в решении
трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать
четвёртая задача — что такое человек?
(антропология, лекции по которой я читаю
в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантом были написаны фундаментальные
философские работы, принёсшие учёному
репутацию одного из выдающихся мыслителей
XVIII века и оказавшие огромное влияние
на дальнейшее развитие мировой философской
мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология
(эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) —
этика
«Критика способности суждения» (1790) —
эстетика
-
^ Проблема бытия в истории философии.
Проблема бытия, разработанная в
немецкой философии примерно в
середине XVIII века, просуществовала в заданном
немецкой классикой виде почти 200 лет,
и инициировала постановку многих фундаментальных
проблем философии; к ним принадлежат
вопрос об отношении мышления к бытию,
идея активности мышления, тема противоречий
в мышлении и бытии и т.д. В середине XVII
— начале XVIII вв. понятие бытия еще не сформировалось;
философское внимание в этот период было
сосредоточено на понятии природы. Сначала
это была природа, тесно связанная с актом
божественного творения, вследствие чего
зачастую сливалась с Богом, как, например,
Бог-природа у Спинозы. Однако допущение
такого нераздельного единства позволило
уже ввести в природу самодвижение, признать
развитие ее по имманентным законам.
С середины XVIII в. понятие природы трансформируется
в понятие бытия. Экспериментальная наука
ищет в философии способ адекватно познавать
истину; в то же время философия, по собственному
признанию многих философов (таких, например,
как Фихте), складывается как “наукоучение”,
т.е. как методология и логика науки.
Под бытием в самом широком смысле этого
слова имеется в виду предельно общее
понятие о существовании, о сущем вообще.
Антитезой бытия является ничто.
Можно вычленить несколько периодов в
трактовке бытия. Первый период – мифологическое
истолкование бытия. Второй этап связан
с рассмотрением бытия «самого по себе»
(натуралистическая онтология). Третий
период начинается с философии И. Канта;
бытие рассматривается как нечто связанное
с познавательной и практической деятельностью
человека.
В истории философии первую концепцию
бытия дали древнегреческие философы
6 – 4 веков до нашей эры – десократики.
Для них бытие совпадает с материальным,
неразрушимым и совершенным космосом.
Одни из них рассматривали бытие как неизменное,
единое, неподвижное, тождественное себе.
Другие философы древности рассматривали бытие как непрерывно становящееся.
Так, Гераклит сформулировал ряд диалектических
принципов бытия и познания. Диалектика
у Гераклита – концепция непрерывного
изменения, становления, которое мыслится
в пределах материального космоса и в
основном является круговоротом вещественных
стихий – огня, воздуха, воды и земли. Здесь
выступает у философа знаменитый образ
«реки, в которую нельзя войти дважды»,
поскольку в каждый момент она все новая.
Становление возможно только в виде непрерывного
перехода из одной противоположности
в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей.
Так, у Гераклита едины жизнь и смерть,
день и ночь, добро и зло.
Наиболее резко выразил это Платон, который
противопоставляет чувственные вещи чистым
идеям как «мир истинного бытия». Душа
когда-то была близка богу и «поднявшись,
заглядывала в подлинное бытие». Теперь
же, отягощенная заботами, «с трудом созерцает
сущее».
Следующий шаг делает Аристотель. Он выявляет
типы бытия в соответствии с типами суждений:
«оно есть». Опираясь на проводимый им
принцип взаимосвязи формы и материи.
Христианство проводит различие между
божественным и сотворенным бытием, между
богом и миром, который сотворен им из
ничего и поддерживается божественной
волей.
Резкий отход от этой позиции начинается
в эпоху Возрождения, когда получил общее
признание культ материального бытия,
природы, телесного. Эта трансформация,
которая выражает новый тип отношения
человека к природе, - отношения, обусловленного
развитием науки, техники и материального
производства, подготовила концепции
бытия XVII – XVIII веков.
Относительно понятия субстанции у нидерландского
философа бытия Б. Спинозы можно заметить,
что это – метафизически переряженная
природа в ее оторванности от человека.
Тезис Декарта – «cogito ergo sum» – «мыслю,
следовательно существую» – означает:
бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.
В основе философии Фихте лежит убеждение
в том, что практически-деятельное отношение
к предмету предшествует теоретически-созерцательному
отношению к нему. Сознание не дано, а задано,
порождает себя.
В системе Г. Гегеля бытие рассматривается
как первая, непосредственная и весьма
неопределенная ступень в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного к
конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение
материализует свою энергию, а в своем
дальнейшем движении и деятельности самопознания
он снимает, преодолевает отчужденность
бытия от идеи и возвращается к самому
себе, так как сущность бытия составляет
идеальное.
С этим связан и историзм в понимании бытия,
который берет свое начало в немецком
классическом идеализме. Правда, история
и практика здесь оказываются производными
от духовной деятельности.
Установка на рассмотрение бытия как продукта
деятельности духа характерна и для философии
конца XIX – начала XX веков.
В ряде направлений современной философии
подход к бытию исходит уже из анализа
человеческого существования. Человек
все более сознает себя как субъекта всех
форм своей деятельности, как творца своей
социальной жизни и форм культуры. В философии
XX века не мир, не природа, а человек становится
проблемной точкой отсчета.
|