Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:31, реферат
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Содержание
Основная задача философии - отвечать на мировоззренческие вопросы. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом…………………………………………………………………..3
Функции философии…………………………………………………..4
Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское…………………………...6
Философия - особая форма мировоззрения………………………… 7
Вывод …………………………………………………………………..9
Список используемой литературы………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
“Удмуртский государственный
Институт экономики и управления
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
Философия
как особый тип мировоззрения
Выполнил :
Студент института экономики
и управления
Группа:
З-060500-21
Бабинцева К.А
Проверил:
Преподаватель
Сайтаева Т. И.
Ижевск
2011
Содержание
Основная задача
философии - отвечать на мировоззренческие
вопросы. Философия и мировоззрение органично
связаны друг с другом………………………………………………………………
Функции философии…………………………………………………..
Существуют три
основных типа мировоззрения - житейское
(обыденное), религиозное и философское……………
Философия - особая
форма мировоззрения…………………………
7
Вывод …………………………………………………………………..9
Список используемой
литературы…………………………………. 10
Философия
как особый тип
мировоззрения
Мировоззрение - необходимая составляющая
человеческого сознания, познания. Это
общее понимание человеком окружающего
мира, своего положения в нем, взаимоотношения
с ним, а также понимание общих возможностей
и задач в практической и познавательной
деятельности. Разнородные «блоки» знаний,
убеждений, мыслей, чувств, настроений,
стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,
предстают как более или менее целостное
понимание людьми мира и самих себя. В
состав мировоззрения входят и играют
в нем важную роль обобщенные знания -
повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные. Чем солиднее
запас знаний в ту или иную эпоху, у того
или иного народа или отдельного человека,
тем более серьезную опору может получить
соответствующее мировоззрение. Итак,
мировоззрение - это совокупность взглядов,
оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира, и место
человека в нем.
Основная задача философии - отвечать на мировоззренчес-
кие вопросы.
Философия
выполняет мировоззренческую
софии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами
Г.Гегеля, "постичь то, что есть" и сформировать целостную
картину мира и человека в нем. В этом и заключается основ-
ная, или
"генеральная" функция
всей его истории. Решая свой основной вопрос, философия
вместе с
тем вырабатывает важнейшие
для осмысления
иных мировоззренческих вопросов.
Философия и мировоззрение органично связаны друг с дру-
гом.
Философия - это общая теория мира и человека в нем, - так
кратко можно ответить на вопрос, что она представляет со-
бой. Однако существует одно очень важное понятие, необходи-
мое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в
том, что
философия и мировоззрение
другом. Они
играют особоую роль в
Функции
философии:
Мировоззренческая
функция способствует
формированию целостности картины мира,
представлений об его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия
с окружающим миром.
Методологическая
функция заключается
в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая
функция выражается
в том, что философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать – предельно
обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих
функций философии – имеет целью правильное
и достоверное познание окружающей действительности
(то есть механизм познания).
Роль
критической функции
– подвергать сомнению окружающий мир
и существующее значение, искать их новые
черты, качества, вскрывать противоречия.
Конечная задача данной функции – расширение
границ познания, разрушение догм, окостенелости
знания, его модернизация, увеличение
достоверности знания.
Аксиологическая
функция философии
(в переводе с греческого axios – ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окружающего
мира с точки зрения различных ценностей
– морально-нравственных, этических, социальных,
идеологических и др. Цель аксиологической
функции – быть «ситом», через которое
пропускать все нужное, ценное и полезное
и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Аксиологическая функция особенно усиливается
в переломные периоды истории (начало
средних веков – поиск новых (теологических)
ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; Реформация; кризис капитализма
конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная
функция –
объяснить общество, причины его возникновения,
эволюцию современное состояние, его структуру,
элементы, движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная
функция философии
состоит в том, чтобы культивировать гуманистические
ценности и идеалы, прививать их человеку
и обществу, способствовать укреплению
морали, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая
функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества.
Материализм есть
философское воззрение, признающее
субстанцией, сущностной основой бытия
материю. Согласно материализму, мир
есть движущаяся материя. Духовное же
начало, сознание есть свойство высокоорганизованной
материи – мозга. Материалисты: Аристотель,
Фалес…Идеализм есть философское мировоззрение,
согласно которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу – разуму,
воле. Идеалисты: Платон, Юм, Берди.
Объективный идеализм
считает первоосновой всего мировой
разум (Платон).
Субъективный
идеализм считает первоосновой - сознание
одного человека или группы людей (Юм,
Берди). Каждый человек обладает уникальным,
индивидуальным способом относиться к
ценностям того или иного рода,
в чем и состоит суть именно его
ценностной ориентации. Это проявляется
и на уровне мировоззренческих позиций,
когда речь идет об отношении к выбору
философских пристрастий, нравственных
ориентаций, к искусству и религии. Так,
для глубоко верующего человека определяющей
силой в его духовной жизни является религия,
т.е. те высшие и последние, абсолютные,
не приходящие ценности, которые он признает
над собой и выше себя, и то практическое
отношение, в которое он становится к этим
ценностям.
Существуют
три основных типа
мировоззрения - житейское (обыденное),
религиозное и
философское.
Житейское (обыденное)
мировоззрение порождается непосредственно
условиями жизни и передающимся из поколения
в поколение опытом людей. В категориальном
строе этого типа мировоззрения отражаются
представления здравого смысла, традиционные
взгляды о мире и человеке.
Религиозное (мифологическое)
- форма мировоззрения, основанная на вере
в наличие фантастических, сверхъестественных
сил, которые влияют на жизнь человека
и окружающий мир. При религиозном мировоззрении
для человека характерна чувственная,
образно-эмоциональная (а не рациональная)
форма восприятие окружающей действительности.
Философия-
особый, научно-теоретический
тип мировоззрения. Впервые термин
употребил Пифагор
Философское мировоззрение
отличается от религиозного и мифологического
тем, что оно: - основано на знании (а
не на вере либо вымысле); - рефлексивно
(имеет место обращенность мысли
на саму себя); - логично (имеет внутреннее
единство и систему); - опирается на
четкие понятия и категории. Философия
включает в себя учения об общих принципах
бытия мировоззрения (онтология, или метафизика),
о сущности и развитии человеческого общества
(социальная философия и философия истории),
учение о человеке и его бытии в мире (философская
антропология), теорию познания(гносеология),
проблемы творчества, этику, эстетику,
теорию культуры и, наконец, свою собственную
историю, т.е. историю философии. Философия
дает систему знания о мире как целом.
Т.о., философия представляет собой высший
уровень и вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической оформленностью
Философия -
особая форма мировоззрения.
Философия как особое мировоззрение и как сфера духовной де-
ятельности возникла и сформировалась на стыке названных на-
ми выше трёх форм мировоззрения, в которых представлены
те или иные сгустки духовного опыта человечества. Она вы-
росла из них как из своих источников, но не утеряла органи-
ческой связи с ними. Философия родилась из потребности
обобщить
весь опыт познания мира
целостную теоретическую картину мира, выявить место челове-
ка в мире, опеределить его отношение к миру. Как же соотно-
сятся мировоззрение
и философия?
Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания
человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на
раскрытие
наиболее общих принципов
важнейших его характеристик, методов и форм познавательной
и практической деятельности человека. Она не стремится отве-
тить на
все познавательные вопросы.
решает лишь
сымые общие ("
числу таковых
относятся прежде всего
есть мир, что есть человек и т.п. На частные же вопросы
типа "Какова скорость света?", "Каков состав воды?" и т.п.
ответы дают соответсвующие науки (физика, химия и др.) и
иные источники
знаний о внешнем мире.
Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает вы-
сокой степени
упорядоченности, обобщенности
(рациональности).
С другой стороны, крупные
витии научного знания, как правило, приводили и к смене
сложившихся философских представлений о мире. Так было,
например, после открытий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйн-
штейна.
В-третьих, развитое, богатое по содержанию мировоззрение
стимулирует
и облегчает постановку и
философских, т.е. наиболее общих вопросов. Это становится
возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, ко-
торые обретает человек по мере формирования собственного
мировоззрения.
В-четвертых,философия нередко опеределяет характер и общую
направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения