Философия как особый тип мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:31, реферат

Описание

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Содержание

Содержание
Основная задача философии - отвечать на мировоззренческие вопросы. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом…………………………………………………………………..3


Функции философии…………………………………………………..4

Существуют три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское…………………………...6


Философия - особая форма мировоззрения………………………… 7
Вывод …………………………………………………………………..9



Список используемой литературы………

Работа состоит из  1 файл

попытка.doc

— 63.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  “Удмуртский государственный университет”

Институт  экономики и управления

Кафедра философии 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Философия как особый тип мировоззрения 
 
 
 
 
 

Выполнил :  

Студент института  экономики

 и управления  

Группа:

З-060500-21

Бабинцева К.А 
 

Проверил:

Преподаватель

Сайтаева Т. И.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2011 
 

Содержание 

Основная задача философии - отвечать на мировоззренческие вопросы. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом…………………………………………………………………..3 
 
 

Функции философии…………………………………………………..4 
 

Существуют три  основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и философское…………………………...6 
 
 

Философия - особая форма мировоззрения………………………… 7 

Вывод …………………………………………………………………..9 
 
 
 

Список используемой литературы…………………………………. 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия как особый тип  мировоззрения 
 
 

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем. 
 

Основная задача философии - отвечать на мировоззренчес-

  кие вопросы.  

 Философия  выполняет мировоззренческую функцию.Задача  фило-

 софии состоит  прежде всего в том, чтобы,  говоря словами 

 Г.Гегеля, "постичь  то, что есть" и сформировать  целостную 

 картину мира и человека в нем. В этом и заключается основ-

 ная, или  "генеральная" функция филосовского  знания в рамках 

 всей его  истории. Решая свой основной  вопрос, философия 

 вместе с  тем вырабатывает важнейшие подходы  и ориентации 

 для осмысления  иных мировоззренческих вопросов. 
 

Философия и мировоззрение  органично связаны  друг с дру-

  гом.  

 Философия  - это общая теория мира и  человека в нем, - так 

 кратко можно  ответить на вопрос, что она  представляет со-

 бой. Однако  существует одно очень важное  понятие, необходи-

 мое для  понимания сути философии. Это  мировоззрение. Дело в 

 том, что  философия и мировоззрение органично  связаны друг с 

 другом. Они  играют особоую роль в духовной  и практической  деятельности  человека.

Функции философии:  

  

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. 
 

Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 
 

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. 
 

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 
 

Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. 
 

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). 
 

Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. 
 

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. 
 

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 
 

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия  материю. Согласно материализму, мир  есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Материалисты: Аристотель, Фалес…Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Идеалисты: Платон, Юм, Берди. 

Объективный идеализм считает первоосновой всего мировой разум (Платон). 

Субъективный  идеализм считает первоосновой - сознание одного человека или группы людей (Юм, Берди). Каждый человек обладает уникальным, индивидуальным способом относиться к  ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к выбору философских пристрастий, нравственных ориентаций, к искусству и религии. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние, абсолютные, не приходящие ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. 
 
 
 
 
 

Существуют  три основных типа мировоззрения - житейское (обыденное), религиозное и  философское. 
 

Житейское (обыденное) мировоззрение порождается непосредственно условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. В категориальном строе этого типа мировоззрения отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. 
 

Религиозное (мифологическое) - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности.  

Философия-

особый, научно-теоретический  тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор  

Философское мировоззрение  отличается от религиозного и мифологического  тем, что оно: - основано на знании (а  не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли  на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Философия включает в себя учения об общих принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия дает систему знания о мире как целом. Т.о., философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия - особая форма мировоззрения.  

 Философия  как особое мировоззрение и  как сфера духовной де-

 ятельности  возникла и сформировалась на  стыке названных на-

 ми выше  трёх форм мировоззрения, в  которых представлены 

 те или  иные сгустки духовного опыта  человечества. Она вы-

 росла из  них как из своих источников, но не утеряла органи-

 ческой связи  с ними. Философия родилась из потребности

 обобщить  весь опыт познания мира человеком,  сформировать 

 целостную  теоретическую картину мира, выявить  место челове-

 ка в мире, опеределить его отношение к  миру. Как же соотно-

 сятся мировоззрение  и философия?  

 Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания

 человеком  окружающего мира. Философия же  ориентирована на 

 раскрытие  наиболее общих принципов устройства  этого мира и 

 важнейших  его характеристик, методов и  форм познавательной 

 и практической деятельности человека. Она не стремится отве-

 тить на  все познавательные вопросы. Своими  средствами она 

 решает лишь  сымые общие ("мировоззренческие") вопросы. К 

 числу таковых  относятся прежде всего вопросы  о том, что 

 есть мир,  что есть человек и т.п. На частные же вопросы

 типа "Какова  скорость света?", "Каков состав  воды?" и т.п. 

 ответы дают  соответсвующие науки (физика, химия  и др.) и 

 иные источники  знаний о внешнем мире.  

 Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает вы-

 сокой степени  упорядоченности, обобщенности и  теоритичности 

(рациональности). С другой стороны, крупные повороты  в раз- 

 витии научного  знания, как правило, приводили  и к смене 

 сложившихся  философских представлений о  мире. Так было,

 например, после открытий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйн-

 штейна.  

 В-третьих, развитое, богатое по содержанию мировоззрение

 стимулирует  и облегчает постановку и осмысление  человеком 

 философских,  т.е. наиболее общих вопросов. Это становится 

 возможным  благодаря самым разнообразным знаниям о мире, ко-

 торые обретает  человек по мере формирования  собственного 

 мировоззрения.  

 В-четвертых,философия нередко опеределяет характер и общую

 направленность  мировоззрения. Например, в эпоху  Возрождения 

Информация о работе Философия как особый тип мировоззрения