Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:53, контрольная работа
Чтобы изложить наиболее понятно и правильно философию Сократа, нужно быть очень осторожным. Так как мнения о ней различны, а достоверных данных недостаточно для её общей оценки. Ведь Сократ, сам активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. До сих пор спорят о "подлинности" Сократа, о том какая "апология Сократа" – Платона – или Ксенофонта – наиболее соответствует исторической правде. О нём существует огромная литература, вобравшая в себя, кажется все моменты его житейской биографии и мыслительной деятельности, известные по составленным далекой эпохой свидетельствам.
Метод для Сократа был всем,
что охарактеризовывает
его
ума. Как уже говорилось, углубившись
в самого себя, он пришёл к
заключению, что ничего не знает.
А умнейшим называют, по мнению
Сократа, благодаря его глубокому пониманию
несостоятельности всего, что выдавалось
раньше за знание. Так он и пришёл к мысли
о великой цели философии, которую составляет
метод. Поэтому Сократ всегда и везде старался
пробуждать в своих слушателях дух исследования,
в нём – то и заключалась, как считал философ,
истинная мудрость. Прежние системы показали
бесплодность философии; достоверного
знания не существовало; всякие теории
давали только кажущиеся знание, и только
один метод способен был сделать человека
мудрее и лучше.
Конечно в последствие Сократ,
а позднее и Платон, были заняты
дальнейшей разработкой метода,
однако более увлекаясь
“Сократический” метод ставил
своей задачей обнаружить “
Термин
“диалектика” происходит от слова
dialegomai и означает “разговариваю”,
“беседую”, “обсуждаю”. В учении софистов
“диалектика” стала искусством спора
(эристикой), целью которой было показать
возможность существования противоположных
тезисов. В понимании же Сократа, “диалектика”
являлась методом исследования понятий,
способом установления точных определений;
т. е. Так называемым методом познания.
“Спрашивал тебя, - говорит Сократ собеседнику,
- я только исследую предмет сообща, потому,
что сам не знаю его”.
Основные составные части
По своей структуре,
Наряду с определением и
Конечно, современное понятие
гипотезы и сократовское
Существует кроме индукции и
определений две другие
Постоянно общаясь с людьми, помогая
достичь им своей истины, Сократ
пытался понять их внутреннее состояние,
выявить положительные и отрицательные
черты человеческой души. Так он решил
для себя, что невежество является источником
всех пороков, а они, в свою очередь, происходит
от незнания. Труслив человек потому, что
неверно определяет значение жизни и смерти.
Ведь смерть для каждого – зло и от неё
надо спасаться. Зато Сократ был уверен
– смерть – благо или, по крайней мере,
есть нечто безразличное и от неё не нужно
убегать. Эту теорию он хотел донести до
каждого собеседника. Незнание вводит
человека в заблуждение. Как считает Сократ,
человеку свойственно по природе стремиться
к благу и избегать зла, и он никогда бы
не стремился к злу сознательно, но если
он стремиться к нему, то потому, что ошибочно
принимает его за благо, и если он не воздерживается,
то лишь вследствие незнания. Рассуждая
так, Сократ пришёл к философскому обоснованию
бессмертия души, хотя и не был проповедником
этого учения. Он считал, что “боги выказали
свою доброту к человеку не в отношении
одного только устройства его тела”. Душа,
вложенная ими, является лучшим их даром,
превосходящим “всё, что только может
быть где – либо найдено”. Сократ поставил
человека в качестве бога среди окружающих,
других созданий, которых он превосходит
“качествами своей души и тела”. По представлениям
философа, поступать по отношению к богам
нужно, делая себя достойным “божественных
тайн”, доступных только тому, кто
ищет совета у бога, изучает его и повинуется
ему. Такими беседами Сократ пытался удержать
друзей от нечестивых, несправедливых
и непристойных поступков, даже когда
они находиться наедине с собой.
Что касается самого Сократа,
то он был глубоко религиозным
человеком, а подчинение своим
идеям, морали, ставшей убеждением,
привычкой, нормой поведения
Подводя итоги о значимости
деятельности, философского пути, можно
с уверенностью сказать, что
Сократ являлся и является
одной из самых крупных личностей
Пантеоне мира, ставшей возвышенно над
человечеством своим мужеством, правдивостью,
простотой и мудростью. Как писал Монтень,
можно представить Сократа на месте Александра
Македонского, но последнего на месте
Сократа – невозможно. Ибо один научился
лишь “ подчинять мир своей власти ”,
а Сократ “ умеет жить, как подобает людям,
т.е. в соответствии с предписаниями природы,
а для этого требуется более обширные,
более глубокие и более полезные знания.
Ценность души определяется неспособностью
высоко возноситься, но способностью быть
упорядоченной всегда и во всём ” (Монтень
М. “Опыты”). Сам же сценический Сократ
так говорит о своей жизни, обращаясь к
ученикам: “ Я не открывал законов бытия,
как другие философы. Я не только исследовал
поведение людей. Я пытался разобраться,
как надо вести себя в тех или иных случаях
”.
Назначение философии в
Список используемой литературы:
Источники:
Информация о работе Философия как самопознание человека по Сократу. Диалектический метод Сократа