Философия как самосознание эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 15:32, реферат

Описание

Для удобства использования накопленное на сегодняшний день множество философских идей и учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о ценностях), философия истории, философия религии, культурология (философия культуры), этика (теория морали; буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии и др.

Работа состоит из  1 файл

Состав философского знания.docx

— 19.28 Кб (Скачать документ)

Состав  философского знания.

Для удобства использования  накопленное на сегодняшний день множество философских идей и  учений упорядочивают по содержанию и во времени. Во-первых, в зависимости  от того, какие вопросы решаются, о чем идет речь, в философии  выделяют следующее разделы, называемые иногда философскими дисциплинами: онтология (учение о бытии), гносеология (или  эпистемология - теория познания), социальная философия (учение об обществе), антропология (учение о человеке), праксиология (учение о практике), аксиология (учение о  ценностях), философия истории, философия  религии, культурология (философия  культуры), этика (теория морали; буквально, “наука о должном поведении”), эстетика (общая теория искусств; “наука о  прекрасном”), логика (наука о рассуждениях), философия науки, история философии  и др.

Учение о бытии  и теория познания являются главными разделами философского знания. Учение о бытии в сегодняшнем понимании  этого слова тесно связывается  со всеми философскими проблемами, с перспективами выживания человечества, с проблемами войны и мира. Теория познания с эпохи Нового времени  традиционно ищет ответы на вопросы  “Способен ли человек познать  мир?”, “Что такое познание?”, “Есть  ли у человеческого познания границы?”, “Откуда берутся знания?”, “Что является гарантом достоверности наших  знаний?” и др., способствуя бурному  развитию науки и техники. Социальная философия исследует общество. Она  стала теоретическим фундаментом  многих общественных наук (к примеру, социологии и политологии).

Некоторые из дисциплин  по традиции называют “философскими  науками”. В точном смысле “наукой” из них можно назвать только логику. Формальная логика изучает познающее  мышление как рассуждение: структуру  рассуждений, средства выражения (язык) и законы, которым рассуждения  подчиняются. Она учит правильно  рассуждать. Этика (“наука о должном  поведении”) строит теорию поведения, регулируемого моральными оценками “добро” и “зло”, “хорошо” и  “плохо” и др. Эстетика (общая  теория искусств) стремится создать  теорию прекрасного. История философии  кропотливо собирает и исследует  тексты и факты, характеризующие  развитие философского мышления. Он служит фундаментом, источником философских  исследований и школой размышлений.

Во-вторых, философские  учения вместе с их создателями-философами делят по школам, направлениям и  течениям: к примеру, Элейская школа, пифагорейская школа, направления  материализм и идеализм в онтологии, течения рационализм и эмпиризм в теории познания, течения “философия жизни”, феноменология, герменевтика и т. д. Некоторые из них нам  еще встретятся, тогда и поясним  значение терминов.

В-третьих, философские  учения делятся по периодам в истории  философии.

Основные  разделы философии  и функции философского знания.

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного  поля философского знания, позволяющие  определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его  дифференциация, в результате которой  выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания: 

  • -  онтология  – учение о бытии, о первоначалах  всего сущего, о критериях существования,  общих принципах и закономерностях  существования;
 
  • -  гносеология  – раздел философии, в котором  изучаются проблемы природы познания  и его возможностей, отношение  знания  к реальности, выявляются  условия  достоверности и истинности  знания;
 
  • -  аксиология  – учение о природе и структуре  ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
 
  • -  праксеология  – учение о практическом отношении  человека и мира, активности нашего  духа, целеполагании и действенности  человека;
 
  • -  антропология  – философское учение о человеке;
 
  • -  социальная  философия – раздел философии,  описывающий специфические особенности  общества, его динамику и перспективы,  логику социальных процессов,  смысл и предназначение человеческой  истории.
 

Эти разделы  несводимы друг к другу, но тесно  связаны между собой. 

Роль и место  философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли  и поведение человека, так и  на их обоснование, стимулирование и  ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии  – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе  философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы  в фольклоре, искусстве, религии, этических  учениях нередко посредством  образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и  информационно ёмкой форме. Философия  же выражает их содержание преимущественно  в системе категорий,  что обеспечивает ей более широкие возможности  в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие  из них: 

  • - мировоззренческая  – состоит в выработке обобщенных  представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;
 
  • - методологическая  – связана с выработкой в  рамках философии представлений  об оптимальном  образе человеческих  действий в сфере познания, практики  и коммуникации;
 
  • - гносеологическая  – заключается в создании обобщенной  картины познания мира, формулировке  принципов познавательного отношения  субъекта к объекту, разработке  универсальных методов научного  познания и логического мышления;
 
  • - аксиологическая  – ориентирована на критический  анализ коренных теоретических  оснований ценностных ориентаций  людей, их нравственных и эстетических  идеалов, духовных регулятивов  поведения в мире;
 
  • - праксеологическая  – проявляется в опосредованном  ее воздействии на практическую  деятельность людей, определении  их социальных целей и идеалов,  выбор средств и методов индивидуальных  и коллективных действий;
 
  • - критическая  – состоит в выявлении средствами  философии заблуждений, догм и  устаревших стереотипов мышления;
 

- прогностическая  – связана с выработкой средствами  философии представлений, отражающих  возможные состояния природных  образований и общества, тенденции  развития событий в различных  сферах человеческой деятельности  и глобальных процессов. 

Раскрытие специфики  философии как формы общественного  сознания, ее содержания и функций  является важным условием превращения  философских положений в мировоззренческие  ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии  с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать  вывод о том, что философия  не сводится ни к одному из этих феноменов  человеческой культуры однозначным  образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия  есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду  быть дома» - писал поэт и мыслитель  Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду  «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия  в мире. 
 
 

Министерство  железнодорожного транспорта Российской Федерации

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный  университет путей  сообщения»   
 

Кафедра: «Философия» 
 
 
 
 

      Доклад  на тему:

«Философия как самосознание эпохи». 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр.32К

Гусельникова  К.А.

Проверил: Михеева Л.В. 
 
 

Хабаровск 2011

Информация о работе Философия как самосознание эпохи