Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:43, контрольная работа
Задание №1
1.)Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения?
Задание № 2: установите правильную последовательность исторических эпох в западно-европейской философии:
1. Античная философия
2. Средневековая философия
3. Философия Возрождения
4. Философия Нового времени
5. Философия Просвещения
6. Немецкая классическая философия
7. Философия ХХ века
Контрольная №1.
Тема 1. Философия как самосознание культуры.
Задание №1
1.)Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных
взглядов на мир и место человека
в нем, на отношение людей к
окружающей их действительности и самим
себе, а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные
ориентации. Мировоззрение – это
далеко не все взгляды и представления
об окружающем мире, а только их предельное
обобщение. Содержание мировоззрения
группируется вокруг того или иного
решения основного вопроса
Составляющие мировоззрения
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1) Познавательный компонент.
2) Ценностно-нормативный
3) Эмоционально-волевой
4) Практический компонент.
На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
В состав мировоззрения входят и
играют в нем важную роль обобщенные
знания – повседневные, или жизненно-практические,
профессиональные, научные. Чем солиднее
запас знаний в ту или иную эпоху,
у того или иного народа или
отдельного человека, тем более серьезную
опору может получить соответствующее
мировоззрение. Наивное, непросвещенное
сознание не располагает достаточными
средствами для четкого, последовательного,
рационального обоснования
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются "образы" прошлого и "проекты" будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой две "опоры": знания и ценности. Они во многом "полярны", противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других "полярных" компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.
Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то, бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.
2.) Что такое миф, мифология?
Слово «миф» - греческое. Оно
означает сказание, повествование. Мифы
– это древнейшие сказания о происхождении
мира и человека, о первопредках человека,
о том, как возник существующий порядок
вещей, о богах и героях, о происхождении
жизни.
Мифы
играли решающую роль в жизни первобытного
человека. Знания древнего человека о
мире были чрезвычайно малы. У людей была
необходимость как-то объяснять, почему
происходит смена дня и ночи, почему изменяются
времена года, почему идет дождь или стоит
нестерпимый зной, почему одни животные
нападают на людей, а другие боятся человека
и т.д. В попытке дать объяснение явлениям
окружающего мира человек выработал мифы,
которые и объясняли происходящее.
В мифах отразилась особенность сознания
первобытного человека, который воспринимал
окружающий мир как божественный, одухотворенный.
Природа воспринималась как пространство,
населенное различными духами и божествами,
а в более раннюю эпоху человек отождествлял
деревья, камни, животных, погодные явления
с духами, с богами. Для людей дерево было
духом леса, а в животных человек видел
духов-покровителей или, наоборот, духов,
которые враждебны ему.
Одухотворенность природы, как способ
восприятия человеком мира, нашла отражение
в мифах, которые переполнены различными
богами и духами.
Мифы для первобытного человека были не
просто занимательными рассказами о происхождении
и устройстве мира. Мифы были священными
рассказами, которые произносили в рамках
определенного ритуала. Сам процесс рассказывания
мифов был уже ритуалом. Миф для первобытного
человека был не только способом объяснения
окружающего мира, но и средством передачи
накопленного опыта и знаний, которые
в форме ритуала передавались из поколения
в поколение. Старшие в форме мифов учили
молодых, как следует воспринимать и объяснять
окружающий мир, как следует поступать
в той или иной ситуации, каким божествам
и духам следует молиться и что будет,
если что-то сделать неправильно.
Итак, миф в первобытном земледельческом
обществе был способом объяснения и познания
окружающего мира и средством накопления
и передачи жизненного опыта, ценностных
представлений, обычаев племени, народности
из поколения в поколение.
Мифология (от греч. mutos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного нар. творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.
Человеку, жившему в условиях
первобытнообщинного строя, основанного
на стихийном коллективизме
Обобщающие понятия в М. возникают не сразу. Являясь духовным отражением опред. ступеней ист. развития, М. претерпела глубокие изменения. Большое значение в истории М. имел переход от х-ва присваивающего типа (собирательно-охотничьего) к производящему. Когда использовался только готовый продукт природы, на первом плане было одушевление отд. вещей или, вернее, полное неразличение вещи от "идеи" самой вещи. Сюда относится не только фетишизм, но и все соответствующие первобытные представления о растениях, животных и человеке. Тотемизм тоже есть фетишизация данной общины или данного племени, выраженная в виде того или другого основателя этой общины или этого племени. Когда же человеку пришлось создавать необходимые для жизни продукты при помощи собств. усилий, идея вещи в его сознании стала отделяться от самой вещи и представляться в виде более или менее самостоятельного духа или демона. Этот период одушевления и обожествления идеи вещи вместо самой вещи является уже преодолением фетишизма и обычно называется анимизмом. Фетишизм, тотемизм и анимизм характерны в осн. для М. эпохи матриархата.
Мифологич. образы этой эпохи отражали стихийную сторону общиннородовой жизни, характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластики и красоты героич. личности. Трехглавые, четырехглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречаются в мировой М. эпохи матриархата очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов, на Огненной Земле у индейцев-уна - злая ведьма Таита), вампиризм или высасывание крови из человека к.-л. злым духом - довольно популярный образ. Идолище поганое или Соловей-разбойник русских былин тоже ярко свидетельствуют о прежнем господстве стихийных и потому уродливых, жестоких и беспощадных форм.
В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась та или иная ступень мифологич. абстракции. Сначала демон вещи едва-едва намечался, был слаб и погибал вместе с самой вещью. Затем он укреплялся, оставался после гибели отд. вещей и возглавлял собой уже целый класс вещей данного типа. Так мифологич. абстракция доходила до представления о каком-нибудь одном "отце людей и богов", хотя на этой ступени образы таких мифологич. владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистич. старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, осевший на горе Олимп, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а др. богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса, делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у сев.-амер. индейцев, у якутов, у афр. племен под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологич. абстракции.
Что такое религия?
Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего научному. Главный признак Р. — вера в сверхъестественное, но это не значит, что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. "... Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 328). В Р. человека порабощают продукты его собственного воображения. Р. представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.