Философия Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:27, реферат

Описание

Необходимо сделать пояснения, почему И. Кант считается (и по праву) основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества. Эта традиция сохраняется и в немецкой классической философии.

В то же время для немецкой классической философии характерно тяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая была почти утрачена в предыдущие эпохи после античности. И. Кант возвращается к этой традиции, и в этом плане он является основоположником и родоначальником немецкой классической философии

Содержание

I. Введение

II. Биография

1.Этапы творчества.
III. Философия

1.Нравственное учение и проблема религии.
2.Теория познания.
3.Эстетика Канта.
4.Этика Канта.
5.Об абсолютной морали и доброй воле.
6.Идея права и государства.
7.О человеке.
8.Категорический императив.
9.Вопросы Иммануила Канта.
10.О конце сущего.
IV. Заключение

V. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р..docx

— 44.14 Кб (Скачать документ)
  1. Эстетика  Канта
 

   В эстетике Кант различает два вида эстетических идей – прекрасное и возвышенное. Эстетическое – это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное – это совершенство, связанное с формой. Возвышенное – это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного – шторм. Пример математически возвышенного – горы. Гений – это человек, способный к воплощению эстетических идей. 

  1. Этика Канта
 

   Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы» Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум – это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива: 

  1. «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать  всеобщим законом (поступай так, как  ты бы мог пожелать, чтобы поступали  все)»;
 
  1. «Относись к человечеству в своем лице (так  же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».
 

В этическом  учении человек рассматривается  с двух точек зрения: 

  1. Человек как  явление;
 
  1. Человек как  вещь в себе.
 

   Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй – категорическому императиву – высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума». 

  1. Об  абсолютной морали и  доброй воле
 

   Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле. 

   Добрая воля – чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум. 

  1. Идея  права и государства
 

   В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. 

   В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета – монарх, которого осуждать нельзя, так как «не может поступать не по праву»). 

   Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь». 

   Государство (в широком смысле) – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. 

   Все государства имеют три власти: 

- законодательная (верховная) – принадлежит только объединенной воле народа; 

- исполнительная (действует согласно закону) – принадлежит правителю; 

- судебная (действует согласно закону) – принадлежит судье. 

   Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика – система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом. 

   В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира. 

  1. О человеке
 

   Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. 

   «Что такое человек?» 

   Человек – это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. 

   Человек – это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. 

   Человек может иметь неосознанные представления – «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. 

   От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма. 

   Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и открытии, - высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений – высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового. 

  1. Категорический  императив
 

   Нравственный закон – принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления – императива. 

   Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) – поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье). 

   Категорический императив – предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). 

   Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других. 

   Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент. 

  1. Вопросы Иммануила Канта
 

- Что я могу знать?

    Кант  признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность  способностями человека, то есть познать  можно, но не всё. 

- Что я должен делать?

    Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и  телесные силы. 

- На что смею надеяться?

    Надеяться можно на себя и на государственные  законы. 

- Что такое человек?

    Человек — высшая ценность. 
     

  1. О конце сущего
 

   В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия. 

   Три варианта конца:

- естественный — по божественной мудрости.

- сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.

- противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели. 

IV. Заключение 

   И.Кант достиг значительного расширения и углубления философского анализа по сравнению с его предшественниками. Он попытался разрешить такие важные вопросы, как происхождение необходимости, логической структуры опыта и идеальных объектов науки, выяснить синтез эмпирического и теоретического, обосновать совмещение счастья и долга. Он поставил проблемы научности философии и противоречивости познания. Постановкой проблемы синтеза чувственного и рационального, синтетического и аналитического в знании и учением о категориях и антиномиях и о возможностях рассудка и разума И.Кант положил начало развитию классической немецкой диалектики, центральным принципом которой стало выдвинутое и обоснованное им положение об активности субъекта в познании, моральной практике и художественном творчестве. 

   В западной философии после И.Канта многие философские системы прямо или косвенно связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство и др. На современном этапе философского развития можно говорить о связи с философией И.Канта таких направлений в философии как феноменология, экзистенциализм, герменевтика и др. 
 

V. Список литературы 

1. Кузнецов  В.Н. Немецкая классическая философия  второй половины ХVIII - начала XIX века. М.,1989. 

2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М.,1973. 

3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. 

4. Гулыга А.В. Кант. - М.: Молодая гвардия, 1973. 

5. Википедия. 

6. Мир  философии. Книга для чтения. В  2-х частях. - М.: ИПЛ, 1991.

Информация о работе Философия Канта