Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:27, реферат
Необходимо сделать пояснения, почему И. Кант считается (и по праву) основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества. Эта традиция сохраняется и в немецкой классической философии.
В то же время для немецкой классической философии характерно тяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая была почти утрачена в предыдущие эпохи после античности. И. Кант возвращается к этой традиции, и в этом плане он является основоположником и родоначальником немецкой классической философии
I. Введение
II. Биография
1.Этапы творчества.
III. Философия
1.Нравственное учение и проблема религии.
2.Теория познания.
3.Эстетика Канта.
4.Этика Канта.
5.Об абсолютной морали и доброй воле.
6.Идея права и государства.
7.О человеке.
8.Категорический императив.
9.Вопросы Иммануила Канта.
10.О конце сущего.
IV. Заключение
V. Список литературы
В эстетике Кант различает два вида эстетических
идей – прекрасное и возвышенное. Эстетическое
– это то, что нравится в идее, безотносительно
к наличию. Прекрасное – это совершенство,
связанное с формой. Возвышенное – это
совершенство, связанное с безграничностью
в силе (динамически возвышенное) или в
пространстве (математически возвышенное).
Пример динамически возвышенного – шторм.
Пример математически возвышенного –
горы. Гений – это человек, способный к
воплощению эстетических идей.
Этическое учение Канта изложено в «Критике
практического разума». Этика Канта основана
на принципе «как если бы» Бога и свободу
невозможно доказать, но надо жить как
если бы они были. Практический разум
– это совесть, руководящая нашими поступками
посредством максим (ситуативные мотивы)
и императивов (общезначимые правила).
Императивы бывают двух видов: категорические
и гипотетические. Категорический императив
требует соблюдения долга. Гипотетический
императив требует, чтобы наши действия
были полезны. Существует две формулировки
категорического императива:
В этическом
учении человек рассматривается
с двух точек зрения:
Поведение первого детерминировано исключительно
внешними факторами и подчиняется гипотетическому
императиву. Второй – категорическому
императиву – высшему априорному моральному
принципу. Таким образом, поведение может
определяться практическими интересами
и моральными принципами. Возникает 2 тенденции:
стремление к счастью (удовлетворению
некоторых материальных потребностей)
и стремление к добродетели. Эти стремления
могут противоречить друг другу и возникает
«антиномия практического разума».
Во введении к «Основоположению к метафизике
нравов» (1785) Кант сформулировал исходную
аксиому своей теоретической этики: если
моральный закон обязателен, то он непременно
содержит в себе абсолютную необходимость.
Моральный закон имеет в себе указания
«по которым все должно происходить».
Каждый человек должен знать принципы,
законы морали и те случаи, в которых они
реализуются. Абсолютный закон лежит в
основе морального закона, а тот, в свою
очередь, основывается на доброй воле.
Добрая воля – чистая (безусловная воля).
Чистая добрая воля не может существовать
вне разума, так как она чистая и не содержит
в себе ничего эмпирического. И, для того,
чтобы породить эту волю, нужен разум.
В учении о праве Кант развивал идеи французских
просветителей: необходимость уничтожения
всех форм личной зависимости, утверждение
личной свободы и равенство перед законом.
Юридические законы Кант выводил из нравственных.
В учении о государстве Кант развивал
идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета
(источник суверенитета – монарх, которого
осуждать нельзя, так как «не может поступать
не по праву»).
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал
право на свободное высказывание своего
мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько
угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) – объединение
множества людей, подчинённых правовым
законам.
Все государства имеют три власти:
- законодательная
(верховная) – принадлежит только объединенной
воле народа;
- исполнительная
(действует согласно закону) – принадлежит
правителю;
- судебная
(действует согласно закону) – принадлежит
судье.
Государственные устройства не могут
быть неизменными и меняются тогда, когда
перестают быть необходимыми. И лишь республика
отличается прочностью (закон самостоятелен
и не зависит от какого-то отдельного лица).
Истинная республика – система, управляемая
уполномоченными депутатами, избранными
народом.
В учении об отношениях между государствами
Кант выступает против несправедливого
состояния этих отношений, против господства
в международных отношениях права сильного.
Поэтому Кант за создание равноправного
союза народов, который бы оказывал помощь
слабым. И считал, что такой союз приближает
человечество к идее вечного мира.
Воззрения Канта о человеке отражены в
книге «Антропология с прагматической
точки зрения» (1798 г.). Главная её часть
состоит из трех разделов в соответствии
с тремя способностями человека: познание,
чувство удовольствия и неудовольствия,
способность желать.
«Что такое человек?»
Человек – это «самый главный предмет
в мире», так как у него есть самосознание.
Человек – это высшая ценность, это личность,
индивидуальность. Самосознание человека
порождает эгоизм как природное свойство
человека. Он не проявляет его лишь тогда,
когда человек рассматривает свое «Я»
не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно
обуздывать эгоизм, контролировать разумом
душевные проявления личности.
Человек может иметь неосознанные представления
– «тёмные». Во мраке сознания может протекать
процесс рождения творческих идей, о которых
человек может знать только на уровне
ощущений.
От сексуального чувства (страсти) мутится
разум. По мнению Канта на чувства и желания
накладывается нравственная и культурная
норма.
Анализу Канта подверглись такие способности
человека, как талант и гений. Талант, проявленный
в изобретении и открытии, - высший уровень
дарования, реализация данных от природы
способностей. Гений – высшая степень
творческой одарённости, проявленная
в изобретении и открытии нового.
Нравственный закон – принуждение, необходимость
действовать вопреки эмпирическим воздействиям.
А значит, он приобретает форму принудительного
веления – императива.
Гипотетические императивы (относительные
или условные императивы) – поступки
хороши в особых случаях, для достижения
определенных целей (советы врача человеку,
заботящемуся о своем здоровье).
Категорический императив – предписывает
поступки, которые хороши сами по себе,
независимо от последствий (например,
требование честности).
Это три разных способа представлять один
и тот же закон, и каждый из них объединяет
в себе два других.
Для проверки соответствия конкретного
поступка нравственному закону Кант предложил
использовать мысленный эксперимент.
- Что я могу знать?
Кант
признавал возможность
- Что я должен делать?
Нужно
действовать по нравственному закону;
нужно развивать свои душевные и
телесные силы.
- На что смею надеяться?
Надеяться
можно на себя и на государственные
законы.
- Что такое человек?
Человек
— высшая ценность.
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794
г.) Кант опубликовал свою статью. Идея
конца всего сущего представляется в этой
статье как моральный конец человечества.
В статье говорится о конечной цели человеческого
бытия.
Три варианта конца:
- естественный — по божественной мудрости.
- сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.
- противоестественный
— по человеческой неблагоразумности,
неправильного понимания конечной цели.
IV.
Заключение
И.Кант достиг значительного расширения
и углубления философского анализа по
сравнению с его предшественниками. Он
попытался разрешить такие важные вопросы,
как происхождение необходимости, логической
структуры опыта и идеальных объектов
науки, выяснить синтез эмпирического
и теоретического, обосновать совмещение
счастья и долга. Он поставил проблемы
научности философии и противоречивости
познания. Постановкой проблемы синтеза
чувственного и рационального, синтетического
и аналитического в знании и учением о
категориях и антиномиях и о возможностях
рассудка и разума И.Кант положил начало
развитию классической немецкой диалектики,
центральным принципом которой стало
выдвинутое и обоснованное им положение
об активности субъекта в познании, моральной
практике и художественном творчестве.
В западной философии после И.Канта многие
философские системы прямо или косвенно
связаны с кантовским учением. Это и фихтеанство,
и гегельянство, и неокантианство и др.
На современном этапе философского развития
можно говорить о связи с философией И.Канта
таких направлений в философии как феноменология,
экзистенциализм, герменевтика и др.
V.
Список литературы
1. Кузнецов
В.Н. Немецкая классическая
2. Нарский
И.С. Западноевропейская философия XVIII
века. М.,1973.
3. Асмус
В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
4. Гулыга
А.В. Кант. - М.: Молодая гвардия, 1973.
5. Википедия.
6. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. - М.: ИПЛ, 1991.