Философия Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 00:02, лекция

Описание

Главные философские школы Древнего Китая - это
• Конфуцианство. Основатель Конфуций
• Даосизм. Основатель -Лао-цзы (мудрец -ребенок, пер. кит.)
• Моизм. Основатель Мо-цзы
• Легизм
• Школа исправления имен
• Натурофилософия

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.91 Кб (Скачать документ)

Этика. Моисты отрицали провиденциализм, для того чтобы оставить смысл человеческим действиям и не допустить этический паразитизм или инфантилизм. Ведь если все определено небом, то с человека снимается ответственность за его действия, а это не есть хорошо. В отличие от конфуцианства моисты проповедовали не любовь к ближнему, но любовь к дальнему, т.е. человек должен любить всех, а в особенности чужих. Так можно избежать конфликтов. Моисты полагали, что повеление неба должно соответствовать воле народа. Правитель должен следовать закону неба.

Социальная философия. Моисты предлагали достаточно революционные идеи в отношении управления обществом. Они считали, что правящую элиту надо выбирать не по знатности, но по уму и поступкам.

Гносеология. Источником знаний в первоначальном варианте моизма считалась трудовая деятельность. Критерием истинности также являлось знание народа, т.е практика. Впоследствии моисты отказались от этой концепции и стали считать, что основным источником знаний являются человеческие ощущения, получаемые с помощью органов чувств. Такое направление в теории познания называется сенсуализм. Моисты считали, что любое понятие или категория должны быть не абстрактными, но выражать конкретный пример. Задача знания - выявление взаимосвязи явлений.

Даосизм

(4-3 вв. до н.э.)

Основателем даосизма является полулегендарная (с точки зрения большинства исследователей) личность Лао-цзы. Основной труд - "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ "). В даосизме дао носит характер идеальной онтологической категории, используется в этике и онтологии.

Онтология. С точки зрения даосистов, дао -первоначало всего бытия; в "Книге о дао и дэ " указано, что "Дао - это мать всех вещей и первооснова всех вещей". В этой же книге: "Дао - глубокая основа всех вещей". Все вещи рождаются из дао и возвращаются в дао. Дао - всеобщий закон мироздания.

Итак, понятие дао несет следующие функции:

  • первоначало
  • первооснова
  • завершение всего
  • всеобщий закон мироздания.

Кроме того, в этой же книге есть отдельные принципы диалектики. Диалектика - это учение о противоположностях. Само дао обладает противоположными качествами - например, пустоты и наполненности. Дао несет в себе прообразы и идеи вещей. В европейской философии аналогом дао является бытие. Дао несет в себе силы бытия - Инь, Ян и Ци (энергию мироздания). Эти силы рождают все вещи и явления. Выделяют, таким образом, безымянное дао, которое есть пустота, дао с именем - которое рождает вещи и, наконец, гармония, которая есть соединение дао с именем и дао без имени.

Этика. Даосисты имели свой этический идеал, как и Конфуций. Для них этическим идеалом был совершенно мудрый. Даосисты отрицали принципы этикета конфуцианцев, такие как следование традициям, или взаимности. Мудрец независим и силен духом. Он сам себе авторитет.

Социальная философия. Правитель в философии даосистов должен руководствоваться принципом недеяния. Это принцип в соответствии с которым правители должны подчиняться естественному пути развития процессов. Общественные процессы также подчиняются мирозданию. И вмешавшись, правитель может испортить естественный ход вещей. Даосисты полагали, что государство должно быть маленьким и люди из разных государств не должны общаться друг с другом. Принцип изоляции - весьма недальновидный в философии даосистов.

Легизм (школа закона)

(4-3 вв. до н.э.)

Основное внимание в легизме уделялось этике и вопросам управления государством.

Этика. Легисты придерживались идеи Сюнь-цзы о том, что человек по своей природе недобрый. Природу человеку нельзя изменить, но человека можно заставить поступать правильно. Человек должен испытывать страх, который заставит его подчиниться. Поэтому государство должно быть жестоким механизмом, обладать методами принуждения, чтобы подчинять людей своей воле. Идеал государства для них было - объединение всех государств, через войну и воссоединение.

Основные принципы управления. Для наведения порядков легисты считали необходимым придерживаться следующих принципов:

  • распространять наказание
  • карать жестоко, даже за мелкие преступления
  • распространить систему доносов

Дао у легистов -это юридический закон, который имел небесную божественную основу. Этому закону подчиняется и небо, и люди.

***

Подводя итоги, зарождение китайской  философии как нового типа преднаучного мировоззрения происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в период феодальной раздробленности эпохи Джань. Несмотря на формирование онтологии, как отдельного философского направления, первые китайские философские учения были все еще подвержены мифологическому мышлению, что проявлялось в одухотворении стихий и элементов окружающего мира. Однако, наибольшее внимание в Древней Китайской философии уделяется этическим концепциям. Отсюда основная проблематика древнекитайских учений посвящена принципам управления государством, вопросам нравственности, поведению человека.

Глоссарий к лекции:

  • Дао -основная онтологическая категория китайской философии. Основное понятие философии Лао-цзы и даосизма. Единая верховная сущность, первопричина всего существующего, являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла.
  • Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии. В основе вероучения - поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.), и соблюдение заповедей.
  • Инь - онтологическая категория китайской философии, означающее земное, пассивное женское первоначало
  • Конфуцианство - этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до нашей эры и до Синьхайской революции 1911 - 13 конфуцианство являлось государственной идеологией.
  • Конфуций - китайский философ, основатель философского течения конфуцианства,
  • Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как "Школа законников". Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.
  • Лао-цзы - легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях.
  • Моизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы древнекитайский мыслитель Мо-цзы.
  • Провиденциализм - (от лат. providentia провидение) истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога.
  • Ци - онтологическая категория китайской философии, означающая "энергия", "движущее начало"
  • Эманация - (позднелат. emanatio истечение) термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным.
  • Ян - центральная онтологическая категория китайской философии, означающая активное огненное мужское начало бытия.

Информация о работе Философия Китая