Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:56, реферат
Конфуций – великий китайский мудрец, живший в 5 – 4 веках до н. э., основавший философское учение, которое имеет миллионы последователей и по сей день. Его основы твердо укоренились не только в Китае, но и других странах Азии настолько, что стали фундаментом национальной культуры.
Слова Конфуция употребляются в повседневной жизни китайцев, как опора при высказывании мыслей, мнений. Их можно услышать не только от высокообразованных людей, но и в беднейших классах населения. Известные ученые, высокопоставленные политики разных стран используют их в своей речи.
Учение Конфуция имеет множество различных граней. Оно представляет собой совокупность этических и социальных правил, ставших твердой традицией и передающихся из поколения в поколение. Эти правила касаются всех областей человеческой жизни и являются общими абсолютно для каждого.
Введение.
Основные вопросы:
Жизнь философа. Рождение великого учения.
Конфуций – истинный мудрец.
Основы этического учения Конфуция.
Учение о середине. Путь к добродетели.
Заключение.
И потому добродетельный человек спокоен и тих, сообразуясь с предписаниями неба, тогда как низкий человек, ходя ложными путями, всегда тревожен, ожидая счастливых случайностей. Человек, чтобы быть добродетельным, должен поступать так же, как поступает стрелок из лука: если он промахивается, то ищет причину неудачи не в цели, а в себе. Человек совершенствующийся подобен путнику, который должен всегда сначала пройти близкое расстояние и восхождение на гору должен начинать снизу.
Небо действует сознательно. Человек должен стремиться к достижению сознательности. Тот, кто обладает сознательностью, тот без усилия знает, что, справедливо понимая все без усилия мысли, легко вступает на путь истины. Тот, кто достиг сознательности, избирает то, что хорошо, и твердо держится того, что избрал. Для достижения же сознательности нужно изучение того, что добро, внимательное исследование этого, размышление о нем, ясное различение его и серьезное исполнение его. Пусть человек делает это, и если он был глуп, он станет умен, и если он был слаб, он сделается силен.
Если у человека есть разум, вытекающий из сознательности, это должно приписать природе; если же у него есть сознательность, происшедшая от разума, то это должно быть приписано учению. Будь сознательность - и будет разум. Будь разум - и будет сознательность.
Только тот, кто достиг высшей сознательности, может дать полное развитие своей природе. А как скоро он может дать полное развитие, он может дать полное развитие и природе других людей, природе животных, природе всего существующего. Когда он достиг этого, он делается посланником неба. Близок к этому тот, кто развивает в себе ростки добра. Посредством их он может достигнуть высшей сознательности. Сознательность в нем становится явной; становясь явной, становится блестящей; становясь блестящей, влияет на других. Так что только тот, кто обладает высшей сознательностью, может обновлять людей. Тот, кто обладает такой сознательностью, восполняет не только себя, но и других людей. Себя он восполняет добродетельно, других он восполняет знанием.
Добродетель и знание - суть свойства природы человека. И таким образом совершается соединение внешнего и внутреннего. От этого сознательности естественна бесконечность. Сообщаясь другим, она не прекращается. Она делается явной; делаясь явной и не прекращаясь, достигает самых дальних пределов; достигая же дальних пределов, она становится бесконечной, истинно существующей. Так что и тот, кто обладает ею, становится бесконечным и истинно существующим.
Будучи такова по своей природе, сознательность без высказывания себя становится явной, без движения производит перемены и без усилия достигает своих целей. Путь неба и земли может быть выражен в одном изречении: "В них нет двойственности, и потому они производят вещи непостижимым образом".
Пускай невежественный человек судит о вещах, не зная их; пускай гордый человек приписывает себе власть решать вопросы своим суждением; пускай человек, живущий в современности, возвращается к тому, что исповедовалось в прошедшие века, все, поступающие так, теряют жизнь. Добродетельный же человек, не упуская никаких мелочей и самых незаметных проявлений своей природы, старается довести ее во всех направлениях до высшего совершенства. Он дорожит своими старыми знаниями и постоянно приобретает новое. Тогда как низкий человек, все более и более уходя в погибель, старается приобрести как можно больше известности, добродетельный человек предпочитает скрывать свою добродетель, по мере того как она становится все более и более известной.
Забота добродетельного человека одна: рассматривать свое сердце, чтобы там не было ничего дурного. То, в чем никто не может сравниться с добродетельным человеком, есть то, чего другие люди не могут видеть. Действия неба не имеют ни света, ни звука, ни запаха. Таковы же действия добродетельного человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким
образом, выясняется, что в учении
Конфуция имеет место быть лишь то,
объясняется человеческим разумом,
и полностью отсутствует
Конфуцианство – учение о добром отношении людей друг к другу и к окружающей действительности. Оно заставляет видеть мир здраво, в поступках действовать твердо и спокойно, говорить честно, уважительно относиться ко мнению других людей и чтить традиции предков. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, должен показывать подчиненным и воспитанникам образец поведения. Человек, живущий в обществе, должен стремиться своим поведением подавать пример окружающим людям.
В настоящее время конфуцианство остается живой интеллектуальной и духовной традицией. В Китае выходят многочисленные исследования по истории конфуцианства, издаются классические конфуцианские тексты, существует общество Конфуция и фонд Конфуция.
В Европе интерес к конфуцианству возник в XVII в. благодаря миссионерской деятельности иезуитов. Конфуцианские идеи, переосмысленные в духе философии Просвещения, оказали влияние на Вольтера и его теорию «просвещенного абсолютизма», а китайская экзаменационная система повлияла на формирование практики проведения экзаменов в Европе.
Вместе
с даосизмом и буддизмом