Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:32, реферат
Философский анализ феномена любви есть прежде всего анализ формальных, "чистых" условий любви вообще как человеческой способности, как инварианта, остающегося неизменным в различных культурных формах, в различных исторических эпохах.
1.Любовь как способ человеческого существования
2. Тема любви в русской философии
3. Псевдолюбовь и ее формы
4. Используемая литература
3.Псевдолюбовь
и ее формы
Подлинная любовь,
как уже отмечалось, - относительно
редкое явление, подлинная любовь -
это всегда чудо. Очень часто люди
довольствуются эрзацами, суррогатами,
многочисленными формами
Во-первых, большинство
людей считают, что любовь - дитя
сексуального наслаждения и если
два человека научатся в этом смысле
вполне удовлетворять друг друга, то
они постигнут искусство
Второй формой
псевдолюбви, которая вместо человеческого
счастья приводит лишь к неврозам,
страданиям, является привязанность одного
или обоих "любовников" к родителям.
Уже будучи взрослыми, они переносят чувство
ожидания и страха, которые испытывали
по отношению к отцу и матери, на любимого
человека. Они никогда не освобождаются
от образа зависимости и ищут его в своих
любовных требованиях. В подобных случаях
человек в смысле чувств остается ребенком,
хотя интеллектуально и социально находится
на уровне своего возраста.
Еще одна форма
псевдолюбви - любовь-поклонение. Люди
часто имеют склонность обожествлять
любимого, почитать его как воплощение
любви, света, блаженства. Любящий теряет
себя в любимом человеке вместо того, чтобы
находить себя в нем. А поскольку никакой
человек не может в течение долгого времени
жить в таком состоянии, то неизбежно наступает
разочарование, возникает новый идол,
потом еще один.
Проявление невротической
любви - это нежелание замечать свои
грехи и сосредоточенность на
недостатках и слабостях "любимого"
человека. Индивид прекрасно видит
даже маленькие слабости другого
человека и, беспощадно обличая их, охотно
закрывает глаза на свои собственные пороки.
Если два человека делают это одновременно,
то их любовные отношения превращаются
в пытку постоянного взаимного разоблачения.
Видом псевдолюбви
является также "временная аберрация".
Многие помолвленные или молодожены мечтают
о блаженстве, которое якобы ожидает их
впереди, тогда как в данный момент они
уже начинают скучать друг с другом. Эта
тенденция совпадает с общей установкой,
характерной для современного человека.
Он живет в прошлом или в будущем, но не
в настоящем. Он сентиментально вспоминает
свое детство или строит счастливые планы
на завтра. Переживается ли любовь "заместительно",
как фиктивное участие в переживаниях
других людей, переносится ли она из настоящего
в прошлое или в будущее, такие абстрактные
и отчужденные формы любви служат, согласно
Фромму, лишь наркотиком, облегчающим
боль реальности, одиночества и отчуждения.
И наконец, очень
частая форма псевдолюбви - это проекция
своих проблем на детей. Когда
человек чувствует, что не в состоянии
придать смысл собственной жизни, он старается
обрести его в сыне или дочери. Но так можно,
считает Фромм, ввергнуть в беду и самого
себя, и своего ребенка. Не найдя смысла
для себя, можно и ребенка воспитать неправильно.
Часто детьми прикрываются при попытке
расторжения несчастливого брака. Главный
аргумент родителей: мы не можем разойтись,
чтобы не лишать ребенка благодеяний единой
семьи. Однако на самом деле атмосфера
напряженности и безрадостности в подобной
семье более вредна для ребенка, чем открытый
разрыв.
Состояние постоянной
борьбы в сегодняшнем российском
обществе, борьбы всех против всех, привело
к неслыханному общему ожесточению,
забвению того факта, что любовь - это
не сентиментальное чувство, не каприз
настроения и не ослепляющая болезнь.
Это вообще не только и не столько человеческое
качество или способность, а объективный
закон существования человеческого мира.
Любовь - это усилие во что бы то ни стало
остаться живым, не поддаться омертвляющему
воздействию "мира": ненависти, насилию,
автоматизму мышления и поведения, сохранить
в себе искру божественного начала.
Понимание того,
что человек без любви - жалкое
неполноценное существо, не постигающее
смысла своего существования, выражено
в послании апостола Павла коринфянам:
"Если я говорю языками человеческими
или ангельскими, а любви не имею, то я
- медь звенящая, или кимвал звучащий. Если
я имею дар пророчества, знаю все тайны,
и имею всякое познание и всю веру, так
что могу и горы переставлять, а не имею
любви, - то я ничто".
Используемая
литература:
1.Соловьев В.С. Смысл
любви. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 513.
2. Кант И. Конец
всего сущего // Трактаты и письма. М., 1980.
С 289 - 290.
3.Лосев А.Ф. Вступительная
статья к первому тому сочинений Платона
// Платон. Соч.: 1968. Т. 1. С. 70.
4.Розанов В. Религия
и культура // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. I. С. 201.
5.HeideggerM. Holzwege.
Frankfurt / М. 1963. S 282.
6. Фрейд 3. Неудовлетворенность
культурой // Избранное: В 2 т. М., 1989. Т. 1.
С. 330-331.
7.. См.: Бердяев Н.
Смысл творчества // Философия творчества,
культуры, искусства. М., 1994. Т. 1. С. 203.
8. Франк С. С нами
Бог. Три размышления // Духовные основы
общества. М., 1992. С. 322.
9. Франк С. Непостижимое.
Онтологическое введение в философию
религии // Соч. М., 1990. С. 496.
10. Фромм Э. Искусство
любить. М., 1990. С. 113.