Философия Н. А. Бердяева (1874-1948)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:38, доклад

Описание

Философия Н. А. Бердяева (1874-1948) по своей сути является непревзойденным и величайшим выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух находит, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм. Невозможно найти серьезную философскую проблему, которая не была бы описана или осмыслена в работах и трудах Бердяева. О Бердяеве и его философии написаны сотни книг, статей и журналов, а его работы, несмотря на различные запреты, ценились и читались на территории всей советской России. Так в 1922 году Бердяев пишет статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая всецело посвящена теме культуры и цивилизации, их различиях и взаимоотношениях, а также трагедии культурного творчества.

Работа состоит из  1 файл

Н.А. Бердяев Воля к жизни и воля к культуре.docx

— 18.27 Кб (Скачать документ)

Философия Н. А. Бердяева (1874-1948) по своей сути является непревзойденным и величайшим выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух находит, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм. Невозможно найти серьезную философскую проблему, которая не была бы описана или осмыслена в работах и трудах Бердяева. О Бердяеве и его философии написаны сотни книг, статей и журналов, а его работы, несмотря на различные запреты, ценились и читались на территории всей советской России. Так в 1922 году Бердяев пишет статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая всецело посвящена теме культуры и цивилизации, их различиях и взаимоотношениях, а также трагедии культурного творчества.                                                                                                                  В своем труде Н.А. Бердяев исходит прежде всего из четкого и ясного принципа противопоставления культуры и цивилизации, опираясь целиком и полностью на взгляды Шпенглера и ряда русских мыслителей. Подвергая критике буржуазную и нищую в духовном смысле цивилизацию Запада, Бердяев противопоставляет европейскому процессу перехода от культуры к цивилизации исторически возможный путь развития культуры через духовно-религиозное возрождение. Появление системы экономического материализма, прежде всего, связано с развитием цивилизации. Главная сторона цивилизации - воля к могуществу, силе и мощи жизни, во что бы то ни стало. Воля к мощи жизни уничтожает личность и культуру. Человечество, по мнению Бердяева, прошло три этапа: культура варварство и цивилизация. Человечеству предстоит четвёртый этап - религиозное преображение. Для Бердяева, это единственный путь, способный вывести из духовного тупика - особый путь России, никогда не бывшей довольной собой, не желавшей создавать единую этнонациональную культуру и удерживающейся на серединной культуре. В работе "Воля к жизни, воля к культуре" он утверждает, что русской нации нужна собственная культура, как и другим народам и им придётся пройти этап цивилизации, но они не будут так сильно скованы и повязаны символикой культуры и прагматизмом цивилизации, как народы Запада. Для великого русского философа культурная форма, определяющая человека, - это "остывшая и погаснувшая свобода" личного духа, это отделившиеся от самого человека результаты его личного творчества. Но так происходит провал и трагедия культурного творчества: дух вынужден превращаться в символические формы и воплощаться в них. "Все достижения культуры, - пишет Бердяев, - символичны, а не реалистичны. Культура это не реализация истины жизни, красоты жизни и ее божественности. Она осуществляет лишь истину в познании, в философских книгах; красоту - в книгах стихов,  архитектурных памятниках, в концертах и других источниках; божественное - лишь религиозной символике.  Как же решать эту вечную проблему? У Бердяева нет ясного и полного ответа на этот вопрос.

По его мнению, цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не органична, но она — реалистична, демократична, механична. В одной главе, когда речь идет о соотношении культуры и цивилизации, Бердяев говорит об огромной важности "воли к культуре" в противовес упорной, но прагматичной воли к "жизни", которая выступает как воля к могуществу и власти. Но, рассказывая об исторических судьбах России, Бердяев рассчитывает на то, что произойдет чудо и религиозное преображение жизни сможет заменить символизм и бездушный порядок цивилизации, хотя при этом и думает, что Россия непременно пройдет путь цивилизации. Он указывает на новые стороны развития человеческой воли, стремящейся к чуду преображения, к гениальности, которая противоположна воле к бездарности. Эта воля к гениальности, родилась в период всемирного господства римской империи в лице Христа. Христианство явилось как религиозное преображение жизни, оно было окружено чудом и совершало чудеса. Религия не может быть загнана в угол и тем самым являться частью жизни. Она должна достигать того реального преображения жизни, которое, символически, достигает культура и лишь технически достигает цивилизация. В этом и является бессмертие мысли и идеи Н. А. Бердяева.

В заключение хотелось бы сказать, что культура не развивается бесконечно, она всегда несет в себе семя смерти. Происходит постепенное иссякание творческих сил, увядание и истощение духа и его убыль. Направление культуры меняется и ее начинает губит воля к могуществу «жизни», воля к наслажденью «жизнью» и господству над ней. Культура не может всегда поддерживать высокую планку, она постепенно угасает и в результате ее неотвратимо влекет к цивилизации.

МАДЖАРО ДЕНИС, 322 группа.


Информация о работе Философия Н. А. Бердяева (1874-1948)