Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:38, доклад
Философия Н. А. Бердяева (1874-1948) по своей сути является непревзойденным и величайшим выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух находит, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм. Невозможно найти серьезную философскую проблему, которая не была бы описана или осмыслена в работах и трудах Бердяева. О Бердяеве и его философии написаны сотни книг, статей и журналов, а его работы, несмотря на различные запреты, ценились и читались на территории всей советской России. Так в 1922 году Бердяев пишет статью «Воля к жизни и воля к культуре», которая всецело посвящена теме культуры и цивилизации, их различиях и взаимоотношениях, а также трагедии культурного творчества.
Философия Н. А. Бердяева (1874-1948)
по своей сути является непревзойденным
и величайшим выражением духовного драматизма
переломной эпохи, когда человеческий
дух находит, что старые культурные формы
стали тесны для его развития и ищет для
себя новых форм. Невозможно найти серьезную
философскую проблему, которая не была
бы описана или осмыслена в работах и трудах
Бердяева. О Бердяеве и его философии написаны
сотни книг, статей и журналов, а его работы,
несмотря на различные запреты, ценились
и читались на территории всей советской
России. Так в 1922 году Бердяев пишет
статью «Воля к жизни и воля к культуре»,
которая всецело посвящена теме культуры
и цивилизации, их различиях и взаимоотношениях,
а также трагедии культурного творчества.
По его мнению, цивилизация, в противоположность культуре, не символична, не иерархична, не органична, но она — реалистична, демократична, механична. В одной главе, когда речь идет о соотношении культуры и цивилизации, Бердяев говорит об огромной важности "воли к культуре" в противовес упорной, но прагматичной воли к "жизни", которая выступает как воля к могуществу и власти. Но, рассказывая об исторических судьбах России, Бердяев рассчитывает на то, что произойдет чудо и религиозное преображение жизни сможет заменить символизм и бездушный порядок цивилизации, хотя при этом и думает, что Россия непременно пройдет путь цивилизации. Он указывает на новые стороны развития человеческой воли, стремящейся к чуду преображения, к гениальности, которая противоположна воле к бездарности. Эта воля к гениальности, родилась в период всемирного господства римской империи в лице Христа. Христианство явилось как религиозное преображение жизни, оно было окружено чудом и совершало чудеса. Религия не может быть загнана в угол и тем самым являться частью жизни. Она должна достигать того реального преображения жизни, которое, символически, достигает культура и лишь технически достигает цивилизация. В этом и является бессмертие мысли и идеи Н. А. Бердяева.
В заключение хотелось бы сказать, что культура не развивается бесконечно, она всегда несет в себе семя смерти. Происходит постепенное иссякание творческих сил, увядание и истощение духа и его убыль. Направление культуры меняется и ее начинает губит воля к могуществу «жизни», воля к наслажденью «жизнью» и господству над ней. Культура не может всегда поддерживать высокую планку, она постепенно угасает и в результате ее неотвратимо влекет к цивилизации.
МАДЖАРО ДЕНИС, 322 группа.