Философия Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 10:18, реферат

Описание

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на ушедший ХХ-й век. В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его гордыни. Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Биография 5
2. Новое философское мировоззрение 11
3. Критика морали 12
4. Гипотеза о воле к власти 15
5. Теория вечного возвращения 17
6. Концепция Сверхчеловека 19
7. Атеизм и критика христианства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

Философия Ницше.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

Идея вечного возвращения  подтверждала такую концепцию мира без начала и конца. Все вещи мира появляются снова одним и тем  же путем. Ницше ввел эту идею в  качестве критерия способности человека утвердить жизнь такую, как она есть, без каких- либо оговорок, ограничений или обращения к чему-либо сверхъестественному. Человек должен быть достаточно сильным и благожелательно настроенным по отношению к жизни, даже понимая, что она представляет собой всего лишь одну и ту же бессмысленную последовательность событий, повторяющуюся вечно. Только тогда жизнь расцветет в новом мире, в котором, как полагал Ницше, человек обретет, наконец, самого себя, освободившегося от иллюзий.

Особенно важной он считал возможность появления исключительных людей, наделенных способностью к независимости и творческой деятельности. В этом плане Ницше подчеркивал отличие «высшего человека» от  «стада», провозглашая устами Заратустры приход Сверхчеловека- «соль», «смысл земли». Ницше использовал этот образ, чтобы передать свой идеал преодоления всего «слишком человеческого».

Так или иначе, идея вечного  возвращения впервые была сформулирована в афоризме 341 "Веселой науки", где рассказывалось, как некий  демон является мыслителю в его уединение и предлагает прочувствовать мысль, что вся жизнь последнего до мельчайших подробностей будет повторяться бесчисленное число раз.

 

6. Концепция Сверхчеловека

 

Книга “Так говорил Заратустра”содержит  необычайно большое число полускрытых ядовитых пародий на Библию, а также лукавые выпады в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, Гете, Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры этих авторов Ницше дает пародии с одной единственной целью: показать, что человек - это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество - появится Сверхчеловек. Ницше закончил первую часть “Заратустры” словами: “Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек”.

Сверхчеловек Ницше - результат культурно-духовного совершенствования  человека, тип, настолько превосходящий  современного человека по своим интеллектуально-моральным  качествам, что он образует как бы новый и особый биологический тип. Аргументы Сверхчеловека сводятся к осознанию необходимости того, чтобы человек возносился над прежним уровнем не ради произвола и господства над другими, а ради нового бытия, к которому нынешний человек по сути своей еще просто не готов.

Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного  расцвета человечества, олицетворение  тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился  сделать главным нравственным устремлением человечества.

Ницше мыслил появление  Сверхчеловека как долгий процесс  величайших самопреодолений, как великое  торжество духовной природы человека, а не индульгенцию буйствующему произволу  хамов.

Последняя его воля заключается  в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему. Устами Заратустры Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою.

Прежде всего, Ницше  считает, что "человек есть нечто, что должно преодолеть".

 Но это не произойдет  автоматически, так сказать, в  ходе естественного отбора. К  этому необходимо волевое усилие и чувство направления. Однако, по Ницше, движение к Сверхчеловеку - это не конкретная естественно-историческая перспектива, а явление высшего культурного порядка:

"Человек - это канат,  натянутый между животным и  сверхчеловеком, - канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка" [2, c. 376].

 Подобные предупреждения  философ делает с фанатичной  настойчивостью. Сверхчеловек не  сможет появиться до тех пор,  пока высшие индивиды не осмелятся на переоценку всех ценностей, не разобьют старые скрижали, особенно идеалы христианства, и не создадут новых ценностей не из страха перед опасностью, а от преизбытка своей жизненной силы.

Несмотря на крайнюю  расплывчатость указанного образа-понятия, Cверхчеловек олицетворяет для Ницше высшую степень развития и концентрации интеллектуальной мощи, силы характера и волеизъявления. независимости, целеустремленности, эстетического вкуса и совершенной физической конституции.

 

7. Атеизм и  критика христианства

 

В конце 1888 г. Ницше охватила мучительная тревога. С одной  стороны, у него все яснее начинали проступать черты мегаломании: он чувствовал, что близится его звездный час. В  письме к Стриндбергу в декабре 1888 г. Ницше писал: “Я достаточно силен для того, чтобы расколоть историю человечества на два куска”. С другой - у него возрастали сомнения и смутные опасения, что мир никогда не признает его гениальных пророчеств и не поймет его мыслей.

В лихорадочной спешке Ницше  написал одновременно два произведения - “Сумерки идолов” и “Антихрист”.

Первые же свои серьезные  претензии к христианству философ  сформулировал в главе “Религиозная жизнь” книги “Человеческое, слишком  человеческое”. Научные и особенно психологические знания, говорит  он, теперь запрещают нам верить в христианские догматы:

“…при нынешнем состоянии  знания уже более невозможно иметь  что-то общее с ним (христианством), не замарав безнадежно свое интеллектуальное сознание...”

Вера в христианского  бога – 

“...лживое утверждение  жрецов, что существует бог, которому угодно, чтобы мы делали добро; который является надзирателем и свидетелем всякого действия, всякого момента, всякой мысли; который любит нас...”.

в божественность Христа –

“...еврея, распятого две  тысячи лет назад, который сказал, что он Сын Божий. Доказательства для подобного утверждения не существует” [3, c. 412].

Христианская религия  –

“...бог, который производит на свет детей от смертной женщины; мудрец, который призывает не работать больше,  но внимать знамениям  грядущего конца света; справедливость, которая принимает в искупительную жертву невинного человека; некто велящий своим ученикам пить свою кровь; молитвы о свершении чуда; грехи, содеянные против бога и богом отпущенные; страх перед потусторонним, вратами которого является смерть; образ креста как символ в эпоху, которая ужен не ведует назначения и позора креста...”.

Для мыслящего человека это уже не представляется возможным. По Ницше, влияние христианства оказалось  также психологически вредным. Именно христианство привнесло в мир понятие греха.

Далее критика продолжается в “Рассвете”, где святой Павел  назван “первым христианином, изобретателем  христианскости”, а христианская церковь  – “энциклопедией доисторических культов”. Ницше считал, что нынешнее христианство – это порождение мысли апостола Павла.

“Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога”

По словам философа, Павел  был заинтересован в жреческой  власти, поэтому извратил всю идею христианства.

“…в лице Павла вновь  рвался к власти жрец,- ему нужны  были понятия, догматы, символы, с помощью которых можно было тиранить массы, сгонять людей в стада. Что впоследствии позаимствовал в христианстве Мухаммед? Одно - выдумку Павла, его средство утверждения жреческой тирании: веру в бессмертие, то есть учение о "суде"...” [3, c. 416].

В основе враждебности Ницше  к христианству, таким образом, лежит  мнение, что эта религия безрассудна: что просвещенный и разумный человек  не должен верить в нее. Он критикует  христианское мировоззрение как  полностью абсурдное и противостоящее жизни.

“Поведение в каждый отдельный момент жизни, всякий инстинкт, любая оценка, становящаяся поступком,- все сегодня противоречит христианству, все - антихристианское: каким же чудовищно  лживым уродом должен быть современный  человек, чтобы, несмотря на все это, не стыдиться называть себя христианином!”.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Драматична не только жизнь Ницше, но и судьба его наследия. Затравленный непониманием и одиночеством при жизни, он был извращен и оболган  после смерти. Скандалы вокруг его  рукописей и их фальсификация последовали почти сразу после его смерти. Трижды в 1892-1899 гг. начинало выходить полное собрание сочинений Ницше и дважды обрывалось.

Нельзя без возмущения смотреть на то, как зловещие всходы “ницшеанства”, а фактически осквернение  его памяти, чертополохом разрастались в Германии и Европе. Словно предчувствовавший это, Ницше писал о зловонном рое ядовитых мух, которые

“льстят тебе, как Богу или дьяволу; они визжат перед  тобою, как перед Богом или  дьяволом. Ну что ж! Они - льстецы  и визгуны, и ничего более”.

А между тем, что же такое ницшеанство? Этим термином обозначают по крайней мере три различных  явления.

Первое - новое воспроизведение  отдельных положений Ницше в  творчестве таких философов, как  М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, Ж. Делез, Ж. Деррида.

Второе - современная  международная школа ницшеведения со своим ежегодником “Ницше-штудиен”, издательскими центрами, научными организациями  и периодическими конференциями  или симпозиумами.

Третье - дальнейшая разработка тех проблем, которые вошли в современную культуру и философию через Ницше.

Но существует еще  одно, четвертое и наиболее зловещее значение ницшеанства - политическое, которое сконструировали прежде всего нацисты. Ницше был любимым  философом Муссолини и Гитлера, но фашистская интерпретация идей Ницше до крайности искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и человеконенавистника, каким он не был.

Вины философа в такой  интерпретации его трудов нет; как  говорится, Бонапарт не виноват, что  в психиатрических лечебницах так много Наполеонов…

Если в чем и виновен  Ницше, так это в том, что раньше всех заглянул в кошмарную бездну грядущего и ужаснулся от открывшегося ему.

Никто, как Ницше, не призывал с таким отчаянием к бегству  в царство свободы интеллекта и никто с такой силой не почувствовал, что наступающий век несет с собою нечто новое и ужасное, что старая эпоха отмирает, а в ее предсмертных конвульсиях родятся тоталитарные режимы XX в.: национал-социализм в Германии, фашизм в Италии и большевизм в России:

“Грядет время, когда будут вести борьбу за господство над землей - ее будут вести во имя фундаментальных философских учений”.

Это предсказание Ницше  остается в силе. И пока оно будет  оставаться в силе, идеям Фридриха Вильгельма Ницше суждено быть.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Р. Дж. Холлингдейл. Фридрих Ницше. 2004

2. Фридрих Ницше. Сочинения в 2- х томах. 1990.

3. Фридрих Ницше.Странник и его тень.  1994.

4. Фридрих Ницше. Воля к власти. 1994.

5. Фридрих Ницше. Философия в трагическую эпоху. 1994.

 


Информация о работе Философия Ницше