Философия Ницще

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:50, реферат

Описание

Философия Фридриха Ницше занимает особое место в истории европейской философской мысли конца XIX века. По своему содержанию она носила, как теперь модно выражаться, «скандальный характер», во-первых; она радикально разошлась с традициями немецкой классической философии, заложенными И. Кантом и Гегелем. Во-вторых, она радикально меняет направленность развития философии, по крайней мере, европейской, ее устремленность к гуманистическим целям и нравственному совершенствованию человека. В-третьих, она отрицает прогресс в развитии человеческой истории, идею которого так отстаивали выдающиеся мыслители-философы, особенно с Нового времени.

Содержание

Глава 1. Истоки философских взглядов Ф. Ницще…………………...3
Глава 2. Проблема человека в философии Ф. Ницще………………...8
Глава 3. Этическое содержание учения Ф. Ницще……………….....16
Заключение……………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………...…..21

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

Глава 3. Этическое содержание учения Ф. Ницще 

Этика Ницше не является этикой самооправдания ни в каком обычном смысле этого  слова. Он верит в спартанскую  дисциплину и в способность терпеть, так же как и причинять боль ради важной Цели. Он ставит силу воли выше всего. Однако он вовсе не почитатель государства, он далек от этого. Он страстный индивидуалист и верит в героя. Несчастье целой нации, говорит он, значит меньше, чем страдания великой личности: «Все невзгоды этих маленьких людей, взятые вместе, не суммируются в целом, иначе как в чувствах могучих людей».

Ницше не националист, он не проявляет излишнего  восхищения Германией. Ему нужна  интернациональная правящая раса, которая должна будет господствовать на земле — «новая широкая аристократия, основанная на наиболее суровой самодисциплине, в которой воля философов-властителей и художников-тиранов будет запечатлена на тысячи лет».

Не является он и антисемитом, хотя и думает, что в Германии имеется столько евреев, сколько она может ассимилировать, и не следует допускать их дальнейшего притока. Он не любит Новый завет, но о Ветхом говорит с большим восхищением. Отдавая справедливость Ницше, надо подчеркнуть, что многие современные теории, имеющие определенную связь с его общими этическими воззрениями, противоположны его ясно выраженным взглядам.

На мой  взгляд, заслуживают особого внимания два приложения его этики: во-первых, отвращение к женщинам, во-вторых, его  жестокая критика христианства.

В своей  книге «Так говорил Заратустра»  Ницше пишет, что женщины еще  не способны к дружбе: они все  еще кошки и птицы или, в  лучшем случае, коровы. «Мужчина должен воспитываться для войны, женщина — для отдохновения воина. Все остальное — вздор».

В «Воле  к власти» он пишет: «Мы находим  удовольствие в женщине, как в  более изящном, более тонком и  эфирном создании. Какое удовольствие встретить создание, у которого в  голове только танцы, чепуха и наряды! Женщины всегда были наслаждением для всякой сильной и глубокой мужской души». Однако даже эти привлекательные свойства можно обнаружить в женщинах только до тех пор, пока их держат в повиновении мужественные мужчины; как только женщины достигнут какой-то независимости, они становятся невыносимы «У женщин так много оснований для стыда; в женщине скрыто столько педантизма, поверхностности, повадок классной наставницы, мелкой самонадеянности, распущенности и нескромности... Все это лучше всего сдерживалось и подавлялось до сих пор страхом перед мужчиной». Так пишет он в «По ту сторону добра и зла» и добавляет, что женщину надо рассматривать, как собственность, следуя примеру жителей Востока.

Ницше возражает против христианства, потому что оно принимает, как он выражается, «рабскую мораль». Ницше не заинтересован  в метафизической истинности ни христианства, ни любой другой религии; будучи убежден, что никакая религия в действительности не истинна, он судит обо всех религиях только по их социальным следствиям. Христианство — самая фатальная и соблазнительная ложь из всех когда-либо существовавших.

На месте  христианского святого Ницше  желает видеть того, кого он называет «благородным»  человеком, но не в качестве представителя всех, а как правящего аристократа. «Благородный» человек способен на жестокость и при случае на то, что вульгарно рассматривается как преступление. Он обладает чувством долга только по отношению к равным себе. Он покровительствует художникам и поэтам и всем, кто владеет каким-либо мастерством, но делает это как существо более высокого порядка, чем те, которые лишь умеют что-нибудь делать.

Ницше никогда не приходило в голову, что стремление к власти, которым  он одаряет своего сверхчеловека, само порождено страхом. Те, кто не боится своих соседей, не видят необходимости властвовать над ними. Люди, победившие страх, не имеют неистовой способности неронов — «художников-тиранов» Ницше — искать наслаждения в музыке и резне, в то время, как их сердца полны страха перед неизбежным дворцовым переворотом.

Очень интересна на мой взгляд, следующая  этическая проблема, которую поставил Ницше, а именно: должна ли этика  быть аристократической или она  в определенном отношении равно  применима ко всем людям. Ницше считает, что счастье простого народа не является частью добра как такового. Все, что хорошо или плохо само по себе, существует только для аристократического меньшинства; что происходит с остальными, не имеет значения.

Следующий вопрос: как можно определить высшее меньшинство? На практике им обычно бывает раса завоевателей или наследственная аристократия, а люди, относящиеся к аристократии, обычно, по крайней мере в теории, бывают потомками расы завоевателей. «Никакая мораль невозможна без хорошего происхождения», — говорит он. Он считает, что благородная каста сначала всегда бывает варварской, но что каждым своим возвышением человек обязан аристократическому обществу.

Мне осталось не ясно, рассматривал ли Ницше превосходство  аристократа как прирожденное или как обусловленное воспитанием и средой. Победитель в борьбе всех против всех, вероятно, обладает определенными качествами, которыми восхищается Ницше, например мужеством, находчивостью, силой воли. Но если люди, не обладающие этими аристократическими качествами (составляющие огромное большинство), объединяются, они могут победить, несмотря на то, что индивидуально они стоят ниже. В этой борьбе объединенной черни против аристократов христианство является идеологическим фронтом. Следует поэтому противодействовать всякого рода союзу индивидуально слабых из боязни, как бы их объединенная мощь не превысила мощь сильных индивидуальностей. С другой стороны, следует способствовать объединению стойких и мужественных элементов населения. Первый, шаг к созданию такого союза — это проповедь философии Ницше. Как видим, что не так-то легко сохранить различие между этикой и политикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Итак, мне  представляется необходимым опровергнуть точку зрения, согласно которой великий немецкий мыслитель Фридрих Ницше считается проповедником аморализма, безнравственности, грубой силы. «Мы должны стать адвокатами Ницше» – писал А. Камю. И я с ним полностью согласна. Все философские искания Ницше — нравственные искания. Его влияние на европейскую философию нашего века, влияние на этику огромно как пример этому можно привести экзистенциализм и гуманистическую психологию.

По моему  мнению, Ницше — один из немногих философов, которого можно назвать пророком. Он предвидел многое из того, что случилось с Европой после его смерти. Проблемы, поднятые Ницше в прошлом веке, насущны и сейчас. Они могут входить в будущую этику. В этике Ницше можно выделить две стороны: отрицательную и положительную (отрицательный и положительный нигилизм).

Отрицательный нигилизм. Ницше не признает многих общепринятых ценностей. Например -  отрицание жизненного уклада современной философу Европы. «Моя задача — преодолеть современного человека». По мнению Ницше жизнь истощилась и деградирует. Ницше считает, что одна из причин упадка жизни — признание истины за абсолютную ценность. Философ отрицает все христианские ценности: любовь, сострадание, мир Божественного. Эгоизм у Ницше выступает как основополагающий принцип личностного роста. (6, с 85) Он отрицает предшествующею мораль. В ней Ницше видит причину всеобщего озлобления. «Моральные оценки суть оправдательные приговоры», «хорошее и плохое — выражение декаданса». Мораль невозможно и незачем оправдывать, так как она ограничивает жизнь. Философ опровергает попытки обосновать мораль. Черта истинного бытия - принцип «по ту сторону добра и зла».

Отрицательный нигилизм приводит к полному обесцениванию  мира. Надо создать новые ценности, стать «творцами в добре и  зле».

 Положительный  нигилизм.  В его философии  виден переход от упадка жизни к ее возвышению и процветанию. Истинная жизнь — главная ценность этики Ницше. Плохо то, что ограничивает жизнь, хорошо то, что ее утверждает. Ницшеанские добродетели: это свобода или воля к власти. Основная задача человека в этом мире — самоутверждение и личностный рост. По Ницше важно преодолеть свои пороки и низменные инстинкты, стать невосприимчивым к боли и страданию, преодолеть в себе сострадание к слабым и больным. Высшее наслаждение — чувствовать возрастание внутренней силы. Положительный нигилизм Ницше так же проявляется в преобразовании жизни и самоутверждении искусством.

И как  итог — легенда о сверхчеловеке  и идея вечного возвращения.

 Значение  ницшеанской этики огромно. Философ  поднял много нравственных проблем,  над которыми нам предстоит думать. Например, кто достоин стать творцом в добре и зле? Какой должна быть истинная жизнь? Что значит ницшеанское «жить согласно действительности»? Дан ли нам нравственный закон от природы, или мораль, как полагал Ницше, «болезненная реакция на жизнь?»

Мы знаем, в чьи руки уже успели попасть  «Воля к власти» и «Антихристианин» и к чему это привело. «Прежде  чем самоутверждаться, надо очиститься», — писал Ницше. Это замечание не было услышано «свободными умами». Так всегда происходит; сначала воспринимают отрицательную сторону учения, а потом положительную. Этого Ницше не предвидел.

Ницше считал, что войны двигают прогресс и служат утверждению жизни. Это  одно из его заблуждений. Отсюда многие беды XX в.

Основополагающим  в этике должно быть признание жизни высшей ценностью и размышление над смыслом жизни и сущностью человека.

      Список  литературы

 

1. Давыдов  Ю. Этика любви и метафизика  своеволия. – М.: Молодая гвардия, 1992.

2. Мир  философии: Книга для чтения: В  2 ч. – М.: ИПЛ, 1991.

3. Ницше  Ф. По ту сторону добра и  зла // Вопросы философии. –  1989. – № 5.

4. Ницше  Ф. Антихристианин (опыт критики  христианства) / Сумерки Богов. –  М.: ИПЛ, 1989.

5. Ницше  Ф. Утренняя заря. – Свердловск: Воля, 1991.

6. Скворцов А.А. Этика Фридриха Ницше. //Вестник Московского университета. 1996. №6. 

7. Ницще  «Так говорил Заратустра», 

Информация о работе Философия Ницще