Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:17, доклад

Описание

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Работа состоит из  1 файл

Философия Нового времени.docx

— 15.87 Кб (Скачать документ)

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

Эмпиризм  Нового Времени (Бэкон, Локк)

Родоначальник эмпиризма  Бэкон (1561-1626), считая задачей ф. создание нового метода научного познания, переосмысливает  предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому  роду. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь  природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон прежде всего останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске. Он называет эти препятствия или предрассудки идолами и выделяет четыре вида идолов: 1.  Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. 2.  Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. 3.  Идол площади. Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. 4.  Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они не были сформулированы. Высшая цель познания – познание природы, а также ее завоевание чел-ком.

СПОР  ОБ ИДЕЯХ.ДЖОН ЛОКК

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как  и Декарт, придерживался концепции  разумного человека. По Локку, нужно  четко и ясно показать, каким образом  человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные  в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек - это ощущения. Благодаря ощущениям  у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях  типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные  идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером идеи объекта  является, например, идея данного, конкретного  человека. Такая идея получается в  результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером идеи отношений  является идея материнства, получаемая в результате сравнения, сопоставления  идеи родителя и ребенка.

Примером общего понятия является понятие "человек". Чтобы получить понятие "человек", надо собрать все идеи об отдельных  людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них  абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие "человек". В определении понятия "человек" указываются лишь идеи, присущие каждому  человеку.

Локк - сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно  за счет описанных выше операций вычленить  из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.Спор об идеях тянется через всю историю развития философии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления.

Основные черты  философии нового времени

Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения  и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

  Основной темой  философии Нового  времени стала  тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

 Сторонники эмпиризма  (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что  основным источником достоверного  знания о мире являются ощущения  и опыт человека. Наиболее обстоятельно  эта позиция изложена в творчестве  Бэкона.

 Бэкон был сторонником  эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал  опытной наукой, основанной на  наблюдении, а ее предметом должен  быть окружающий мир, включая  и самого человека. Сторонники  эмпиризма призывали во всем  полагаться на данные опыта,  человеческой практики.

  Сторонники рационализма  считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную.

 Наряду с позитивной  оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский  агностицизм, отрицавший возможность  познания мира человеком. Он  проявил себя в творчестве  Беркли и Юма, полагавших, что  человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы.

  Пантеистическую  направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека.

 Немецкий философ  Лейбниц подчеркивал духовный  характер мира. Основой мироздания  являются монады, как единицы  бытия, придающие миру разнообразие и гармонию.

 В 17 веке широкое  распространение получило "юридическое"  мировоззрение. В его рамках  развивалась теория "общественного  договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла  происхождение государства добровольным  соглашением людей во имя собственной  безопасности. Это мировоззрения  исповедовало идею естественных  прав человека на свободу и  собственность. Юридическое мировоззрение  выражало настроения молодой  буржуазии, как класса, сформировавшегося  в Новое время.

 В развитие  социальных учений Нового времени  в 18 веке особый вклад внесло  французское Просвещение (Монтескье,  Вольтер, Руссо), которые идейно  подготовили французскую революцию  1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь,  как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому  девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

 Значительный  вклад в учение о природе  и сущности человека, путях его  воспитания, внесли французские  Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций,  Гольбах. Они считали, что человек  - продукт окружающей его среды.  Следовательно, для изменения  нравов людей необходимо изменить  обстоятельства их жизни. Эта  идея Просветителей явилась источником  возникновения марксистской философии. 


Информация о работе Философия нового времени