Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 18:14, реферат
"Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.
1.Материя как философская категория
1.Домарксистское понятие материи
2.Определение материи К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.Лениным
2.Современное естественно-научное представление о структуре, строении материи и их физический смысл.
3.Материя и её атрибуты
1.Пространство и время – формы существования материи
2.Отражение – всеобщее свойство материи
3.Движение – способ существования материи
4.Философия о понятии «субстанции»
Заключение
В современной науке широко используется метод структурного анализа, при котором учитывается системность исследуемых объектов. Ведь структурность - это внутренняя расчлененность материального бытия, способ существования материи. Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами. Применительно к трем основным сферам объективной действительности эти уровни выглядят следующим образом:
|
Каждая из
сфер объективной действительности
включает в себя ряд взаимосвязанных
структурных уровней. Внутри этих уровней
доминирующими являются координационные
отношения, а между уровнями - субординациональные.
Человек пытается
найти ответ на наиболее общие и
глубокие вопросы: что представляет собой
окружающий мир и каково место и предназначении
человека в мире? Что лежит в основе всего
существующего: материя или духовность?
Подчинен ли мир каким-либо законам? Может
ли человек познать окружающий мир, что
представляет собой это познание? В конце
16 - начале 17 в. возникли капиталистические
отношения, что изменило духовную жизнь
общества. Религия утрачивала господственное
влияния на развитие науки и философии,
возникло новое мировоззрение, отвечающее
интересам развития науки о природе. Усилия
ученых концентрировались на собирании,
описании и классификации фактов. На целое
смотрят как на механическую сумму частей,
а отдельные части нередко наделяют свойствами
целого. Такие приемы распространены и
в философии, что привело к созданию механистического
материализма и метафизического метода
исследования окружающего мира. В Новое
время перед философией на одно из первых
мест выдвинута задача создания и обоснования
методов научного познания. Слабым пунктом
учения Декарта был неопределенный статус
субстанций: с одной стороны, подлинным
6ытием обладала только бесконечная субстанция
- Бог, а конечные, то есть сотворенные,
субстанции находились в зависимости
от бесконечности. Это затруднение попытался
преодолеть Спиноза, испытавший на себе
сильное влияние Декарта, но не принявший
его дуализма и создавший монистическое учение
о единой субстанции, которое он назвал
Богом, или природой. Спиноза не принимает
субстанциальности единичных вещей и
в этом смысле противостоит традиции номинализма
и эмпиризма. Его учение - пример крайнего
реализма (в средневековом его понимании),
переходящего в пантеизм. С. определяет субстанцию
как причину самой себя, то есть как
то, что существует через само себя и познается
из самого себя. Именуя субстанцию богом,
или природой, Спиноза тем самым подчеркивает,
что это не Бог теистических религий, он
не есть личность, наделенная сознанием,
могуществом и волей, не есть творец природных
вещей, Бог С. - бесконечная безличная сущность,
главным определением которой является
существование, бытие в качестве начала
и причины всего сущего. Представление
о слиянии Бога и природы, которое лежит
в основе учения Спинозы, называется пантеизмом;
Спиноза продолжает ту традицию, которая
была намечена у Ник. Кузанского и развернута
у Джордано Бруно. Пантеизм Спинозы есть
шаг на пути к материализму. Мышление и
протяжение, согласно Спинозы, - атрибуты
субстанции, а единичные вещи - как мыслящие
существа, так и протяженные предметы
- это модусы (видоизменения) субстанции.
Уже у Декарта было развито учение о своего
рода параллелизме материальных и духовных
субстанций. Согласно Декарту, каждому
состоянию и изменению в материальной
субстанции (например, в человеческом
теле) соответствует изменение в субстанции
духовной (в человеческих чувствах, желаниях,
мыслях). Сами субстанции, по Декарту, не
могут непосредственно влиять друг на
друга, но их действия строго скорректированы
благодаря Богу. Аналогичное рассуждение
мы находим у Спинозы: все явления в физическом
мире, будучи модусами атри6ута протяжения,
развиваются в той же последовательности,
как и все модусы в сфере мышления. Поэтому
порядок и связь идей соответствует порядку
и связи вещей: и те, и другие суть, только
следствия божественной сущности. Отсюда
вытекают спинозовские определение души
как идеи человеческого тела. Весь мировой
процесс, таким образом, совершается в
силу абсолютной необходимости и человеческая
воля ничего не в состоянии здесь изменить.
С. вообще не признает такой способности,
как воля: единичная чел. душа не есть нечто
самостоятельное, она не есть субстанция,
дух человека это не что иное, как модус
мышления, а потому, согласно Спинозе,
“воля и разум - одно и то же”. Человек
может только постигать ход мирового прогресса,
чтобы сообразовать с ним свою жизнь и
свои желания.
Заключение.
Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим.
В свете
изложенного достаточно очевидно, что
очень важна роль определения
понятия материи, понимания последней
как неисчерпаемой для
Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия , онтологической категории , во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической ).
Информация о работе Философия о понятиях «субстанция» и «материя»