Философия Платона, Аристотеля и Эллинизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 03:26, доклад

Описание

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Работа состоит из  1 файл

Философия Платонаб Аристотеля, Эллинизма.docx

— 33.33 Кб (Скачать документ)

Философия Платона

1. Общая характеристика личности  и творчества Платона.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ  Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы  – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных  философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология  Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

 

2. Платон – основоположник идеалистического  направления философии.

Платон  является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

материальные  вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

весь  мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

3. «Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».

Также Платон выдвигает философское учение о  триаде, согласно которому все сущее  состоит из трех субстанций:

«единого»;

«ума»;

«души».

«Единое»:

является  основой всякого бытия;

не имеет  никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);

есть ничто;

выше  всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

первоначало всего –  всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с  точки зрения человека, так и всего  плохого).

«Ум»:

происходит  от «единого»;

разделен  с «единым»;

противоположен  «единому»;

является  сущностью всех вещей;

есть  обобщение всего живого на земле.

«Душа»:

подвижная субстанция, которая объединяет и  связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

также согласно Платону душа может быть мировой  и душой отдельного человека; при  гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

душа  человека (вещи) есть часть мировой  души;

душа бессмертна;

при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве  за свои земные поступки, приобретает  новую телесную оболочку;

постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса.

 

4. Гносеология (учение о познании) Платона.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической  картины мира:

поскольку материальный мир является всего  лишь отображением «мира идей», то предметом  познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

«чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

высшей  духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и  осознать «чистые идеи».

5. Проблема государства в философии  Платона.

Особую  роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия  – справедливая власть одного человека;

тирания – несправедливая власть одного человека;

аристократия  – справедливая власть меньшинства;

олигархия – несправедливая власть меньшинства;

демократия  – справедливая власть большинства;

тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

6. Платоновский проект государства.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

все население  государства (полиса) делится на три  сословия – философы, воины, работники;

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают  материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

философы (мудрецы) – разрабатывают философские  теории, познают мир, учат, управляют  государством;

философы  и воины не должны иметь частной  собственности;

жители  государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

не существует брака, все жены и дети общие;

допускается и приветствуется труд рабов, как  правило, варваров, захваченных в  плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую  частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана  были сохранены.

 

7. Значение философии Платона.

Историческое  значение философии Платона в  том, что

Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

положено начало идеализму  как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность  материалистической «линии Демократа»);

впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества –  государство, законы и т.д.;

были  заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские  категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся –  движущееся, неделимое – делимое  и др.);

была создана философская  школа (Академия), просуществовавшая  около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

 

8. Академия Платона.

Академия  Платона – религиозно-философская  школа, созданная Платоном в 387 г. в  природе Афин и просуществовавшая  около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Наиболее знаменитыми  воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную  философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

 

Философия Аристотеля

1. Этапы творчества Аристотеля  и его основные произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического  периода, ученик Платона, воспитатель  Александра Македонского. В своей  философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная  с 17-летнего возраста, в Академии  Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал  в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

335-322 гг. – основал собственную философскую  школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».

 

2. Классификация философии, данная  Аристотелем.

Философию Аристотель разделил на три вида:

теоретическую, изучающую  проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины  различных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как  четвертая часть философии была выделена логика.

 

3. Критика Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

Рассматривая  проблему бытия, Аристотель выступил с  критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных  идей), и «мир вещей» в целом, как  и каждая вещь в отдельности, являлся  лишь материальным отображением соответствующей  «чистой идеи».

Ошибка  Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.

Аристотель  дает свою трактовку данной проблемы:

не существует «чистых  идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых  являются все вещи и предметы материального  мира;

существуют  только единичные и конкретно  определенные вещи;

данные  вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением  которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте  и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий  точно определенные параметры, а  не «идея дома», и т.д.;

 индивидуумы  являются первичной сущностью,  а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и  т.д.) – вторичной.

 

4. Категории Аристотеля как способ  объяснения сути бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать  ответ на этот вопрос (что такое  бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого –  высказывания).

Аристотель  выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных  дают его характеристики. Данными  категориями являются:

сущность (субстанция);

количество;

качество;

отношение;

место;

время;

положение;

состояние;

действие;

страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

5. Проблема материи в философии  Аристотеля

Важное  место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

все сущее  на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению  сущности самого предмета;

реальность  – это последовательность перехода от материи к форме и от формы  к материи;

потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

высшей  формой всего сущего является Бог, имеющий  бытие вне мира.

 

6. Проблема души и человека  в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

растительная  душа;

животная  душа;

разумная  душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная  душа отвечает за функции питания, роста  и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и  животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями  ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все  вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения  и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель  материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

по биологической  сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

отличается  от животных наличием мышления и разума;

имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно  последнее качество – потребность  жить в коллективе – приводит к  возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством  материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и  объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим  механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

 

7. Классификация Аристотеля форм государства.

Аристотель  выделяет шесть типов государства:

монархия;

тирания;

аристократия;

крайняя олигархия;

охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Информация о работе Философия Платона, Аристотеля и Эллинизма