Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:16, реферат
Трагическая смерть Сократа не прошла бесследно для Платона, пытавшегося, но не сумевшего защитить своего учителя. Платон укрепился в своем убеждении: лишь философский образ жизни достоин одобрения. В отличие от Сократа, занятого преимущественно врачеванием разумов отдельных людей, Платон, интересующийся не только философскими, но и политическими знаниями, мечтал о переустройстве государств, о чем свидетельствует его три поездки на запад Греции, где благодаря содействию пифагорейцев он имел доступ к правителям Сиракуз – тиранам.
Жизнь Платона
Теория идей
Анализ теории идей Платона
Идея души
Космология
Диалектика
Этика
Воззрения на общество и государство
Эстетика. Теория любви
Педагогика
О категориях
Заключительные замечания о философии Платона
Всероссийская государственная налоговая академия
РЕФЕРАТ
По философии
на тему:
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА.
Чеченева Е.М.
Москва 2010
Содержание
Жизнь Платона
(427-347 до н.э.)
К творчеству Платона (Аристокла), который по праву считается гением философии, следует отнестись с особым вниманием. Своему псевдониму Платон (от гр. Плотный, широкий) обязан мощным телом и широким лбом.
Его юность совпала с годами пелопоннесской войны, окончившейся в 404 г. до н.э. капитуляцией его родины Афин. Молодой аристократ полагал, что управление государством – удел не демоса и не тиранов, обладающих ограниченным мировоззрением, а людей образованных, т.е. философов.
Яркий художественный талант
Платона проявился в его
Судя по книгам Платона, он уже в юном возрасте был хорошо осведомлен о философии ионийцев, элеатов, пифагорейцев, софистов. Но больше всего его ум занимала философия Сократа, в чем, несомненно, сказался его тонкий философский вкус. В истории философии известно немало знаменитых встреч великих учителей с не менее великими учениками. Но, пожалуй, никогда эти встречи не были отмечены столь глубоким взаимопониманием, как в случае Сократа и Платона.
Трагическая смерть Сократа не прошла бесследно для Платона, пытавшегося, но не сумевшего защитить своего учителя. Платон укрепился в своем убеждении: лишь философский образ жизни достоин одобрения. В отличие от Сократа, занятого преимущественно врачеванием разумов отдельных людей, Платон, интересующийся не только философскими, но и политическими знаниями, мечтал о переустройстве государств, о чем свидетельствует его три поездки на запад Греции, где благодаря содействию пифагорейцев он имел доступ к правителям Сиракуз – тиранам. Во время первой поездки в Сиракузы Платон пытался внушить идею о правителе-философе тирану Дионисию I, но был продан им в рабство (выкупил молодого философа Анникерид Киренский). В зрелом возрасте (в 60 и 65 лет), поддавшись на уговоры, Платон вновь посетил Сиракузы уже при других правителях и каждый раз неудачно, не без труда спасая свою жизнь. Как политик Платон оказался скорее теоретиком, чем практиком.
После освобождения из рабства Платон приобрел вблизи Афин сад и гимнасий (образовательное учреждение), которые носили имя мифического героя Академа. Так родилась платоновская академия, обучение, в котором было для всех бесплатным. Платон, зарекомендовавший себя превосходным педагогом и обладавший разносторонними знаниями, руководил ею вплоть до своей смерти, т.е. около сорока лет. Академия просуществовала с 386 до н.э. по 529 н.э.
После смерти философа в
его бумагах нашли
Теория идей
Наибольшая степень
Платон понимал, что в
известных ему теориях именно
вопрос о соотношении единичного
и общего (многообразного и единого)
является наиболее проблемным. Элеаты
считали подлинным бытием единое,
а не многообразное, однако образ
единого очень напоминал мир
единичных материальных вещей, оно
целокупно и обладает плотностью.
Софисты со своей любовью к
относительным истинам
Платон, судя по содержанию его работ, не был согласен с Сократом. Сократ следовал от единичного к общему, от чувственных впечатлений к мыслям, полагая, что это и возможно, и непрерывно.
Допустим, рассматриваются
одна за другой красивые вещи. Их объединяет
красота. Но перебор красивых вещей
не позволяет выявить красоту
как таковую, красоту-в-себе. В мире
единичного перед философом всякий
раз оказывается именно красивая
вещь, а не красота-в-себе. Красивые
вещи все сопричастны к красоте-в-
Платон был уверен в правильности своих рассуждений. Его уверенность подкреплял интерес к математике, которой он был увлечен едва ли не столь же сильно, как и философией. В реальной действительности нет ни точек, ни прямых, ни абсолютно гладких плоскостей. Но без перечисленных концептов невозможно выявить смысл , т.е. сущность геометрических фигур. Платону не остается ничего другого, как настаивать на существование двух миров, земного, посюстороннего, и наземного, небесного, потустороннего, метафизического. Потусторонен мир идей, общего. Что такое идея? Образец (парадигма), модель для единичного. Идея имматериальна. Так, красота вещи несводима к физическим характестикам вещи. Итак, все доплатоники либо вообще упускали из вида общее, идеи, либо отождествляли их с материальным субстратом и его свойствами.
Два момента остаются недоопределенными в нашей реконструкции хода философского поиска Платона. Не ясно, во-первых, каким образом человек постигает идею (эйдос); во-вторых, какая сила объединяет материальный субстрат с идеями. И первое, и второе следует каким-то образом объяснить. Платону пришлось включить фантазию, постулировав наличие у человека особой интуитивной способности созерцания идей, души. Находясь на небе, душа созерцает идеи, внедрившись в тело человека, она вспоминает небесные видения и действует в соответствиями с ними. В одних случаях миссия объединения идей с вещами выпадает на долю человека, в других , например в космических делах, это – назначение бога, демиурга.
Анализ теории идей Платона
Платон подчеркивал особую
значимость общего, идей. Реальность мира
не исчерпывается многообразием
единичного, общее несводимо к
единичному. Игнорируя общее, нельзя
постичь теоретический уровень
знания. При всей своей правоте
Платон, к сожалению, во многом заблуждался.
(В философии и науке, увы, никто
не застрахован от ошибок.) Во времена
Платона не было сколько-нибудь развитой
науки, он, по сути, и был одним
из ее первотворцов. Философ не имел
возможности опереться в своих
размышлениях на данные науки. В таких
условиях удержаться на гребне научных
положений не удается даже гениям.
Фантазия Платона насчет потусторонности
идей и дуализма идей и вещей –
яркое подтверждение
Анализируя, одобряя и критикуя теорию идей Платона, обратимся к данным современной философии и науке. Там нет ни малейшего намека на потусторонность идей. Именно поэтому многие исследователи полагают, что платоновские идеи это не что иное, как общее, с которым имеет дело наука. Но общее в науке – за неимением лучшего термина и следуя Платону назовем его «идеей» - существует на трех уровнях: вещно-событийном, перцептуально-когнитивном и логико-лингвистическом. Конкретные примеры позволяет разъяснить суть дела лучше, чем что-либо другое.
Для начала обратимся к
физике, представителю
Обратимся теперь не к естественно-научному, а гуманитарному знанию (допустим, к экономическим явлениям с характерными для них товарно-денежным соотношениям). Здесь вместо понятий появляются ценности. Рассмотрим два товара (а товары могут быть облечены в форму не только материальных вещей, но и услуг, оказываемых людьми друг другу), обладающих ценой p1 и p2. И снова сталкиваемся со слитностью общего и единичного (Сравните m1 и m2 с p1 и p2). Цена – это слитность ценности (p) и оценки (того, что фиксируется в его единичности индексам 1 и 2). Ценность, подобно массе, имеет троякое представление. «Цена» - это слово. Но есть еще и мысль о цене и, наконец, цена как функциональная характеристика собственно товаров, их действенности в качестве средств существования человека. Не проводя здесь объемного анализа разнообразных гуманитарных наук, отметим, что он всякий раз позволяет вывить трехмерность существования идей в мире ценностей, который весь посюсторонен.
Обратимся, наконец, к математике. Допустим, рассматриваются числа х1 и х2. Вновь мы видим слитность единичного и общего. Надеемся, что после предыдущих двух примеров читателю вполне по силам выделить все три уровня слитности концептов: слово «число» (вплетаемое в различные предложения), мысль о числе и, наконец, число как вымышленный объект. Платон относил математические концепты к потустороннему миру, ибо их нет в материальном мире. И действительно, они изобретены человеком не в качестве материальных объектов и, следовательно, их нет в материальном мире, они относятся к ментальности человека. Важно, впрочем, понимать, что если математика задействована в естественно-научной или гуманитарной сфере, то ее концепты преобразуются в понятия и ценности. Точка как концепт геометрии отсутствует в реальной действительности, но материальная точка как физическая реальность (так, она может выступать как центр масс системы). Все, что описывается, в том числе так называемыми математическими средствами, а также естествознанием и гуманитаристикой, существует в научном смысле этого слова.
Рассмотрим также соотношение
чувственных впечатлений и
Допустим, некто еще до достижения научной стадии созерцает ряд явлений b1, b2, c1, c2, d1, d2. В дальнейшим он начинает сознавать, что кажущиеся на первый взгляд столь различными явления на самом деле качественно тождественны и отличаются лишь количественно. Вместо шести записанных символов появляется один, но с шестью индексами: e1, e2, e3, e4, e5, e6. Однако мир исследователя не исчерпывается шестью случаями. В нашем случае ученый стремится выявить тождественность и закон изменения всех ei. Если ему это удается, то он постигает идею, общее. Обнаружение тождественности единичных явлений свидетельствует о неком скачке, подъеме в познании. Постижение идей происходит в ментальности человека, где чувственное и мыслительное составляет неразлучную пару.
Платон считал идеи некоторыми образцами, моделями, парадигмами для вещей. По поводу образцовости идей также необходимо внести дополнительную ясность. Реальный мир постигается человеком в понятиях и ценностях. Понятия фиксируют то, что есть: здесь нечему и некому следовать образцами, последние просто-напросто отсутствуют. Ценности действительно являются для человека образцами его поведения, но не абсолютными, а относительными. Дело в том, что их оценка никогда не бывает бесконечно большой. В противном случае с научной точки зрения имел бы место абсурд. Подобно тому, как масса и цена товара не могут быть равны бесконечности, любая оценка имеет конечное значение. Мы способны различать более или менее честных, благородных и справедливых людей, но у нас нет критериев абсолютной честности, абсолютного благородства, абсолютной справедливости. Оценка всегда предполагает сравнение, а бесконечность не с чем сравнивать. Таким образом, Платон не прав в двух отношениях. Во-первых, неправомерно не делать различий между понятиями и ценностями, признак моральной образцовости присущ лишь ценностям (мы предпочитаем честного человека лживому). Во-вторых, бессмысленно вводить представления об абсолютных образцах, их невозможно включать в научный, т.е. не голословный, а доказательный, контекст: любые понятия и ценности в процессе роста научного знания модифицируются и совершенствуются. (Во избежание недоразумений отметим, что в теориях относительности есть инварианты, т.е. величины, остающиеся постоянными при тех или иных преобразованиях, но нет абсолютов. Совершенно непозволительно считать теории относительности А. Эйнштейна также теориями абсолютности.)