Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:35, реферат

Описание

Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл, Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).

Работа состоит из  1 файл

6 вопрос.docx

— 18.35 Кб (Скачать документ)

6. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОГО ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА

Идеализм  Платона и его особенности

Параллельно существовало противоположное философское  направление-идеализм, «линия Платона».

Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника  объективного идеализма Сократа, родился  в Афинах. Его настоящее имя  — Аристокл, Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).

Главным в наследии Платона является учение об идеях.Идеи — сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма — пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему.

Существует  не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос — мастер, ремесленник, творец).

Теория  познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души. Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них.

В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего  класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов:

1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость).

Низший  класс не нуждается в особенном  образовании - практика. Задача— умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях. Цель: построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Цель - избавить общество от эгоизма и победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность знаменяется общественной. Правители – мудрецы 50 лет, философы.

Онтология Платона. Признавал существование бытия как истинного и

неизменного, сущность его предопределена идеями(«идея»–образ).

     Мир идей–истинное бытие–они неизменны, вечны. Можно порождать новые идеи.

Истину ищем в мире идей.

     Небытие–то, что может стать всем. Между миром идей и небытием находиться

мир становления, мир чувственных  вещей, мир в котором живем.

     Мир становления–мир чувственных идей–о нем нет истинного знания. Философ

живет в мире становления, мир идей с ним не связан, как же его  познать? Платон:

«Мы не можем познать мир идей, но можем его вспомнить». Встает проблема души.

Платон считал, что душа бессмертна, тело–гробница для души(душа перемещается из

мира идей в человеческое тело и  забывает все, что знала). Задача философии-

разбудить души и заставить вспомнить  ее то, что она раньше знала. Мир  идей и

мир становления не связаны, идея–причина существования вещей, но идеи в вещах

не присутствуют–основное противоречие Платона.

У Платона есть картина: «Пещера  Платона». Представляет пещеру, где  живут

люди, они скованы и смотрят на стену–там видны лишь тени, которые

представляют за реальный мир. Если кто-либо увидит свет–ослепнет, сойдет с

ума, ему не поверят. Задача философии–повернуться  к миру идей.

Платон создал учение об идеальном  государстве. По отношению к обществу

государство выполняет ту же роль какую душа по отношению к телу. Душа состоит

из 3-х частей: разумная(добродетель- мудрость); аффектная(

добродетель–мужество); вожделеющая( добродетель–умеренность); общая

добродетель–справедливость–присутствует в каждой части души. Эти четыре

добродетели–основа античной этики. Соответственно этому в государстве  д.б. 3

сословия(в зависимости от преобладания какой либо части души у человека):

правители, воины, народ. В этом государстве  не было места рабам( они–вещь),

Платон не предусмотрел искусства.

Основа Ф учения П.- учение об идеях, которое имеет смысл, если признать

бессмертие души. В соответствии с составными частями души П попытался

построить целесообразное государство. Резко разграничил мир идей и  мир вещей.


Информация о работе Философия Платона