Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:35, реферат
Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл, Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).
6. ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОГО ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА
Идеализм Платона и его особенности
Параллельно существовало противоположное философское направление-идеализм, «линия Платона».
Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл, Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его благодаря размашистому стилю письма и широкому лбу («платос» по-гречески означает полноту, широту, просторность). Платону принадлежат 36 философских сочинений (диалогов).
Главным в наследии Платона является учение об идеях.Идеи — сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма — пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему.
Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос — мастер, ремесленник, творец).
Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души. Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них.
В
социально-политических воззрениях Платон
выражал взгляды
1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость).
Низший класс не нуждается в особенном образовании - практика. Задача— умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях. Цель: построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Цель - избавить общество от эгоизма и победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность знаменяется общественной. Правители – мудрецы 50 лет, философы.
Онтология Платона. Признавал существование бытия как истинного и
неизменного, сущность его предопределена идеями(«идея»–образ).
Мир идей–истинное бытие–они неизменны, вечны. Можно порождать новые идеи.
Истину ищем в мире идей.
Небытие–то, что может стать всем. Между миром идей и небытием находиться
мир становления, мир чувственных вещей, мир в котором живем.
Мир становления–мир чувственных идей–о нем нет истинного знания. Философ
живет в мире становления, мир идей с ним не связан, как же его познать? Платон:
«Мы не можем познать мир идей, но можем его вспомнить». Встает проблема души.
Платон считал, что душа бессмертна, тело–гробница для души(душа перемещается из
мира идей в человеческое тело и забывает все, что знала). Задача философии-
разбудить души и заставить вспомнить ее то, что она раньше знала. Мир идей и
мир становления не связаны, идея–причина существования вещей, но идеи в вещах
не присутствуют–основное
У Платона есть картина: «Пещера Платона». Представляет пещеру, где живут
люди, они скованы и смотрят на стену–там видны лишь тени, которые
представляют за реальный мир. Если кто-либо увидит свет–ослепнет, сойдет с
ума, ему не поверят. Задача философии–повернуться к миру идей.
Платон создал учение об идеальном государстве. По отношению к обществу
государство выполняет ту же роль какую душа по отношению к телу. Душа состоит
из 3-х частей: разумная(добродетель- мудрость); аффектная(
добродетель–мужество); вожделеющая( добродетель–умеренность); общая
добродетель–справедливость–
добродетели–основа античной этики. Соответственно этому в государстве д.б. 3
сословия(в зависимости от преобладания какой либо части души у человека):
правители, воины, народ. В этом государстве не было места рабам( они–вещь),
Платон не предусмотрел искусства.
Основа Ф учения П.- учение об идеях, которое имеет смысл, если признать
бессмертие души. В соответствии с составными частями души П попытался
построить целесообразное государство. Резко разграничил мир идей и мир вещей.