Оглавление
Введение 3
1.Онтологические и
гносеологические взгляды Платона 4
2.Основные положения
учения Платона о государстве и человека 6
3. Раскройте сходство
и различие в понимании диалектики у Гераклита,
с одной стороны, и Сократа и Платона –
с другой. Дайте развернутый ответ 8
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Величайшим из учеников
Сократа по праву считается
Платон (427-347 до н.э.). Он стал основателем
мощного направления в философии
- объективного идеализма. В молодости
он много занимался спортом,
писал стихи. Но однажды, услышав
диалоги Сократа, он оставил
эти занятия и навсегда посвятил
себя философии [3, с. 39].
Греческий философ Платон
был одним из величайших мыслителей
человечества. Он принадлежал к аристократическому
афинскому роду, предпочитал духовные,
а не материальные ценности. После
того как учителя осудили на смерть
и казнили, Платон вынужден был покинуть
Афины. Он много путешествовал по
Греции, побывал в Южной Италии,
на Сицилии, в Египте. На его воззрение
немалое влияние оказали последователи
Пифагора, а так же восточные мудрецы.
Вернувшись в Афины, Платон основал
свою школу – Академию. Академия
просуществовала около 900 лет, а затем
была закрыта [1, с. 100].
В творчестве Платона ярко
проявились основные черты классического
периода античной философии: формирование
широких философских систем, охватывающих
все основные сферы философского
знания; разработка ключевых философских
категорий, таких, как идеальное, материальное,
познание, чувственное, рациональное и
др.; выделение истории философии
как самостоятельной области
знания [3, с. 39].
1.Онтологические и гносеологические
взгляды Платона
Платон – первый античный философ, создавший
целостную философскую систему, составными
частями которой выступают: онтология,
гносеология, учение о душе, учение о политике
[4, с. 30]. Онтология – раздел философии,
изучающий бытие [5].
Ядром философского учения
Платона является его теория о
мире идей. Идея – это метафизическая
сущность, которая оформляет класс
вещей, но может находиться вне их.
Это метафизическая сущность, ибо
она не обнаруживается в самих вещах
как таковых [2, с. 238].
Идеи для Платона
не есть просто продукт человеческого
мышления. Они – истинный, реальный
род бытия. Идеи представляют
собой источник, причину бытия
вещей. Идеи находятся в особом «умном
месте», расположенном где-то в космосе,
в мире идей. Идеи обладают целым рядом
особых свойств. Они бестелесны, вечны,
неизменны, недоступны человеческим чувствам
и постигаются только разумом. Идеи иерархичны,
как бы соподчинены друг другу, имеют структуру,
подобную пирамиде. Вершину этой пирамиды
образуют идеи высшего ранга, такие, как
идеи блага, истины, прекрасного, справедливости.
Ниже располагаются идеи, выражающие общие
физические, природные процессы и явления,
идеи огня, движения, покоя, цвета, звука.
Третий ряд образуют идеи основных групп,
разрядов, классов, предметов и живых существ,
например, растения, животные, человек
и т.д.
Этому высшему миру
идей противостоит непосредственно
окружающий нас материальный
мир, мир вещей, который доступен
нашим чувствам, познается с их
помощью. Однако этот мир вторичен,
он является всего лишь «тенью»
от мира идей. В то время
как идеи являются вечными
и неизменными, вещи материального
мира непостоянны и конечны,
смертны. Например, по Платону,
вещественные столы, кровати и
т.д. представляют собой «тень»
вечных идей стола и кровати,
которые так или иначе проявляются во
многих столах и кроватях.
Учение о мире идей
представляет собой главный вклад
Платона в становление философской
мысли. Однако оценка этого
вклада была и остается противоречивой
[3, с. 40].
Гносеология – раздел
философии, изучающий теорию познания
[5].
Гносеология. По Платону
познание – это воспоминание.
До того как человек рождается
его душа пребывает в мире
идей. Все знания в душе есть.
Попав в тело человека душа
все забывает. Требуется усилие,
чтобы вспомнить забытое. Если
же мы, с помощью чувств познаем
мир теней, то мы получаем
иллюзии, т.е. не знание, а мнение [4, с. 30].
2.Основные положения учения Платона
о государстве и человека
Наиболее зримо слабые
стороны философии Платона проявились
в другой части созданной им
системы – в учении об идеальном
государстве.
Это платоновское
учение основывается на нескольких
основополагающих принципах:
- государство имеет
не материальное, не земное, а
идеальное, небесное происхождение,
генетически оно связано с
миром идей;
- государство исходит
из принципа неравенства граждан,
которое определяется характером
их духовных качеств, полученных
при рождении из мира идей;
- государство всецело
подчиняет себе отдельных граждан
путем запрета на частную собственность
и установления государственной
собственности в качестве господствующей;
- в государстве господствует
единая, обязательная для всех
идеология, отступление от которой
жестоко преследуется.
Согласно представлениям
Платона, в мире существует
множество различных государств.
Каждое из них в большей
или меньшей степени приближается
к изначально существующей все
в том же «умном месте» идее
образцового государства. Наиболее
далеки от этого образца государства
демократического и тиранического
типа, ближе всех к нему стоит
идеальное государство [3, с. 41].
Свои идеи о государстве
и политике Платон попытался
воплотить в жизнь, став советником
сиракузского тирана Диона. Однако попытка
не удалась – тиран не сделался разумней
и совестливей. Платон изложил свои взгляды
в книге «Законы» [1, с. 101].
Проект идеального
государства, данный Платоном, стал
первой социальной утопией в
истории философской мысли.
В качестве идеального
образца Платон представил, по
сути, государство, которое мы
сегодня назвали бы недемократическим,
тоталитарным [3, с. 42].
Политические взгляды
Платона тесно связаны с его
учением о душе.
Учение о душе. Душа
состоит из трех частей. Первая
– разумная часть – основа
добродетели и мудрости. Вторая
– страстная часть – основа
воли, активности и энергичности.
Третья – вожделеющая часть,
стремящаяся к материальным, чувственным
наслаждениям. У каждого конкретного
человека одна из трех частей
души является главенствующей.
Учение о политике.
Платон считал, что общество должно
состоять из трех сословий.
Первое сословие –
люди, у которых преобладает разумная
часть души, они философы, аристократы,
т.е. благородные люди. Их функция
– управление государством.
Второе сословие –
люди, в чьих душах преобладает
страстная часть, они должны
нести воинскую службу.
Третье сословие –
люди, в чьих душах преобладает
вожделенная часть, они должны
заниматься земледелием, ремеслом
и торговлей [4, с. 30].
Еще одна черта
государственного порядка – строгая
дисциплина. Каждый должен делать
свое дело.
Таким образом, социально-политическое
учение Платона является конкретизацией
его общефилософской концепции
о мире идей [3, с. 42].
3. Раскройте сходство и различие в понимании
диалектики у Гераклита, с одной стороны,
и Сократа и Платона – с другой. Дайте
развернутый ответ
С Гераклитом связано
развитие диалектических идей
античной философии. Широко известны
его высказывания: «все течет», «нельзя
дважды войти в одну и ту
же реку». Согласно Гераклиту,
все явления переходят из одного
состояния в другое, и этот
переход совершается через борьбу
противоположностей. Эту борьбу
Гераклит называл Логосом, т.е.
всеобщем законом мироздания. Первоосновой
всего сущего он считал огонь. Огонь –
образ вечного движения. По Гераклиту
мир не создан никем, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно зажигающимся
и закономерно угасающим. Огонь и Логос
тождественны.
Гераклита можно считать
стихийным диалектиком. Его учение
не было выражено строгих понятиях
[5, с. 27].
Сократ не признавал
проблем, характерных для философов
той эпохи: о природе, ее
первоначале, о мироздании. По
его мнению, философия должна
заниматься рассмотрением не
природы, а человека, его нравственных
качеств и сущности этики как
определенной области знания. Вопросы
этики – вот главное, чем
должна заниматься философия,
и это главная тема бесед
Сократа.
Для обоснования своих
этических взглядов Сократ использовал
разработанный им метод, который
вошел в историю философии
под названием сократического
и который по сути своей
был методом диалектического
спора. Для Сократа диалектика
– это метод, посредством которого
представляются, развиваются и обосновываются
этические понятия, а философия
– процесс изучения конкретного
нравственного явления, в ходе
которого вырабатываю представление
о том, что такое это явление
с точки зрения его сущности.
Все диалектические
рассуждения строятся по принципу
деления общего, родового понятия
на составляющие его виды. Следовательно,
согласно Сократу, диалектика
заключается в том, чтобы изучать
явление с самых разных сторон
и дать его наиболее точное,
глубокое, разностороннее определение.
В ходе такого изучения, по мнению Сократа,
и рождается истина. Этот метод философствования
называется также майевтикой (искусство
оказания помощи в рождении истины).
Беседы строились
по принципу постановки вопроса:
« что такое то-то или то-то?»
(добро, справедливость или другое
этическое понятие). Ответы на
этот вопрос отвергались один
за другим. В своих диалектических
спорах и рассуждениях Сократ
впервые использовал индуктивный
метод доказательства. Индукция
– философский и вообще научный
метод движения знания от отдельного,
частного, особенного к всеобщему,
закономерному [1, с. 99].
Философия, согласно
Платону, пользуется специфическим
методом познания действительности,
который он называл диалектикой.
Точная природа платоновской
диалектики не ясна, но одно
важное ее положение очевидно:
«философия развивается посредством
критики выдвигаемых мнений».
Даже математика, которую древние
мыслители ценили чрезвычайно
высоко, оказывается у них объектом
философской критики. По Платону,
математика основывается на не
выраженных явно допущениях. Задача
же философа состоит в том,
чтобы вскрыть и критически
исследовать любые основания.
Философу трудно укрепиться в
какой-нибудь мысли, считая ее
абсолютно точной, безупречной [1,
с. 43].
Таким образом, по
Гераклиту, все развивается по
Логосу, стихийно и подчинено
судьбе. Для Сократа и Платона
– истина рождается в споре.
Гераклит считал, что всем явлениям
присущи внутренние противоречия,
а также противоречия между
ними. Для Сократа и Платона
противоречиво мышление.
Заключение
Ядром философского
учения Платона является его
теория о мире идей. Идеи
для Платона не есть просто
продукт человеческого мышления.
Они – истинный, реальный род
бытия. Идеи представляют собой
источник, причину бытия вещей.
Учение о мире идей представляет
собой главный вклад Платона
в становление философской мысли.
Однако оценка этого вклада
была и остается противоречивой
[3, с. 40].
Согласно представлениям
Платона, в мире существует
множество различных государств.
Каждое из них в большей
или меньшей степени приближается
к изначально существующей все
в том же «умном месте» идее
образцового государства. Наиболее
далеки от этого образца государства
демократического и тиранического
типа, ближе всех к нему стоит
идеальное государство. Проект
идеального государства, данный
Платоном, стал первой социальной
утопией в истории философской
мысли.
В качестве идеального
образца Платон представил, по
сути, государство, которое мы
сегодня назвали бы недемократическим,
тоталитарным. Политические взгляды
Платона тесно связаны с его
учением о душе. Социально-политическое
учение Платона является конкретизацией
его общефилософской концепции
о мире идей [3, с. 41].
Список литературы
1. Гуревич П.С. Основы
философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики,
2000. – 438 с.
2. Канке В.А. Философия
для экономистов: учебник –
М.: Издательство «Омега-Л», 2008. –
411 с.
3. Островский Э.В. Философия:
Учебник – М.: Вузовский учебник,
2009. – 313 с.
4. Якупов С.Ф. Философия. Исторический
курс. Учебное пособие / Уфа: РИО РУНМЦ
МОРБ, 2010. – 120 с.
5. ru.wikipedia.org
Данная работа скачена
с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 35899