Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:17, реферат

Описание

Большинство жизнеописаний великих личностей древнего мира неминуемо страдает одним весьма крупным и существенным недостатком, а именно – неполнотою. Дело в том, что написанное слово не может устоять ни против влияний долгих веков, ни против превратностей судьбы.

В биографах Платона недостатков не было: целый ряд поклонников и писателей оставили после себя описания его жизни и учения. Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до нас. Однако проблема подлинности произведений Платона составила так называемый «платоновский вопрос». Список произведений Платона, сохранившихся в рукописи, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона……………….4
2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке……7
3. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой……………………………...10
Заключение………………………………………………………………...12
Список использованной литературы……………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

    Платоновское государство  – это теоретическая  схема утопического  государства, в  котором жизнь  общества подчинена  строгому государственному  контролю.

 

     3. Сходство и различие  в понимании диалектики  у Гераклита, с  одной стороны,  и Сократа и  Платона, с другой.

    Для античных философов характерны  зачатки диалектики в объяснении  развития мира, его познания и  человеческого мышления. Так Гераклит  указывал на развитие всего существующего от отдельной вещи до космоса: «все течет, все изменяется», «в одну реку нельзя войти дважды». Гераклит считал, что в основе развития всех явлений лежат присущие им внутренние противоречия, а также внешние противоречия между ними. «Все происходит через борьбу и по необходимости» считал он. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость – это всеобщий закон – «Логос» («слово», «разум», «закон»). В самом общем плане Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры понимания мира, непосредственно данного живому созерцанию. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах.

    Гараклитовская космология строится на основе стихийной диалектики.

    Таким образом, Гераклит совмещает  философский и естественно-научный  подход в объяснении первоначала мира. Субстанция бытия отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.

    Сократ не признает проблем,  которые занимали философов тех  времен: природа, первоначало, мироздание  не интересовали его. Вопросы  этики -  вот главное, чем  должна заниматься философия. При этом для обоснования своих взглядов Сократ пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно – диалектикой, искусством диалектического спора. Диалектика – метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Своими поисками Сократ проложил путь к миру идей Платона и его диалектике.

    Диалектика Платона – путь  или движение мысли через неистинное  к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

    Платон развивал проблемы диалектики  в форме диалога, споров, дискуссии.  «В споре рождается истина»,- считал  он. Он рассматривал противоречивое  развитие  самого мышления, а также  противоречия взаимодействия мира  вещей и мира идей.

    Таким образом, по Гераклиту, все развивается по Логосу, стихийно и подчинено судьбе. Для Сократа и Платона – истина рождается в споре. Гераклит считал, что всем явлениям присущи внутренние противоречия, а также противоречия между ними. Для Сократа и Платона противоречиво мышление.  

   

   

Заключение.

    Рассмотрев различные стороны учения Платона, мы видим, что все они являются претворением концепции «идеи» в различных областях. Теория «идей» Платона называется «наивной», так как она представляет собой стержневую линию его взглядов и не учитывает многих сложностей, а потому может быть подвергнута критике. Платон и сам почувствовал это, поэтому в диалогах «Парменид», «Филеб» и «Софист» он выдвигает против нее свои собственные возражения. Критика теории «идей» Платона раскрывается по линии ее дуализма. Он полагает, что «идеи» представляют собой противоречивое единство единого и многого. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое – многое, тождество – различие.

    Платон – выдающийся представитель  объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок  развитию всей западной философии.  В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: «Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собой ряд примечаний к Платону».

    Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

 

      Список использованной литературы: 

1. Диоген  Лаэртский.О жизни,учениях и изречениях знаменитых  философов.М:1986                        

2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.

    Платон. Аристотель.- М., 1993.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.

    В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

4.История мировой  философии.- М.:АСТ,2007. 

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 25012

Информация о работе Философия Платона