Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:42, контрольная работа
Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении ‒ историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха.
Введение………………………………………………………………………..4
Жизненный путь ……………………………………..………………………..6
Учение Платона об идеях …………………………………………………..…8
Учение Платона о государстве ……………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22
ФБГОУ ВПО «Вологодская
государственная академия
имени Н.В.Верещагина» Факультет агрономии и лесного хозяйства Специальность: лесное хозяйство Заочное
обучение Кафедра
истории и философии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по философии Философия
Платона Выполнил студент Шифр 0931015 Преподаватель Вологда – Молочное 2011 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Жизненный путь ……………………………………..………………………..6
Учение Платона об идеях …………………………………………………..…8
Учение Платона о государстве ……………………………………………....15
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
План
Введение
Жизненный путь
Учение Платона об идеях
Учение Платона о государстве
Заключение
Введение
Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении ‒ историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом. Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха.
Бесчисленное количество поэтов и прозаиков, художников и критиков, ученых и дилетантов, творцов, ломающих традицию, и обывателей, трусливо ее защищающих,- все это необозримое множество умов вот уже третье тысячелетие спорит, волнуется, горячится из-за Платона, поет ему дифирамбы или снижает его до уровня обывательской посредственности. Можно сказать, что Платон оказался какой-то вечной проблемой истории человеческой культуры, и пока нельзя себе представить, когда, как, при каких обстоятельствах и кем эта проблема будет окончательно разрешена.
Такое небывалое положение связано с двоякого рода последствиями. Ведь поскольку Платон постоянно оказывал влияние и, с другой стороны, с ним постоянно боролись, постольку историк философии получает весьма интересный, разнообразный и более или менее легко охватываемый в отдельные моменты истории материал. Но в силу того обстоятельства, что столько людей о нем думало и мечтало, принимало его или даже просто его изучало, личность и творчество Платона окутаны непроглядным туманом различных легенд и сказаний, даже своего рода мифов и сказок. И спрашивается: как же добраться сквозь непроходимую толщу этого тумана до подлинного Платона, как разгадать, как сформулировать истинную историческую сущность платоновской философии, не впадая ни в какие преувеличения и по возможности придерживаясь только фактов?
Но что такое факты? Вся трудность как раз в том и заключается, что часто бывает совершенно невозможно установить факты, то есть квалифицировать дошедшие до нас сведения о Платоне как сведения о фактах, а не как фантастические вымыслы или просто сплетни. Некоторые зарубежные исследователи (например, Целлер) в этих случаях поступали очень просто: они подвергали сомнению все многочисленные античные свидетельства о Платоне, только иногда, очень редко, опускаясь с высоты своего академического величия до признания сообщаемого события за действительный факт. Одно у них оказывалось сомнительным и недостоверным, другое - противоречивым, третье - чрезвычайно запутанным, четвертое - необоснованным дифирамбом, пятое - намеренным снижением, шестое - историко-религиозным или историко-философским трафаретом. При такой гиперкритике мы ни о Платоне, ни о каком ином античном мыслителе ничего не можем как следует знать, не можем сказать ничего достоверного, и все вообще оказывается непознаваемым.
Преодоление гиперкритики давно коснулось и Платона. Однако достаточно подробной критической биографии Платона мы все еще не имеем. Виламовиц-Меллендорф, один из последних крупных его биографов, сам допускает такое невероятное смешение гиперкритики и фантастики, что его талантливая двухтомная биография Платона никак не может считаться в настоящее время окончательным словом науки. Современному исследователю Платона все еще приходится конструировать его биографию на свой страх и риск и опасаться за свои построения со стороны каких-то еще неведомых науке критических приемов. Впрочем, это относится не только к Платону. Чем личность замечательнее, тем более обрастает она в последующих поколениях разного рода мифами и сказками и тем труднее добраться до исторической правды [3].
Жизненный путь Платона
Платон
родился в Афинах в 428 или 427 гг. до
н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон
- псевдоним, обозначающий "широкоплечий",
который ему дал в юности за его крепкое
сложение учитель борьбы Аристон из Аргоса.
Он был сыном Аристона, потомка короля
Кодра, и Периктионы, которая вела свой
род от великого законодателя Солона.
Грамоте он учился у Дионисия, о котором
упоминает в своих "Соперниках". Известно
также, что он занимался борьбой, живописью,
а кроме этого сочинял дифирамбы, песни
и трагедии. Впоследствии склонность к
поэзии проявилась в художественно обработанной
форме его диалогов. Будучи одарен умственно
и физически, он получил отличное образование,
следствием которого было его близкое
знакомство с философскими теориями того
времени. Аристотель сообщает, что Платон
поначалу был учеником Кратила, последователя
Гераклита.
В 20 лет Платон встретил Сократа и оставался
с ним до самой смерти своего учителя -
всего 8 лет. Согласно аттической легенде,
в ночь накануне встречи с Платоном Сократ
видел во сне лебедя у себя на груди, который
высоко взлетел со звонким пением, и после
знакомства с Платоном Сократ якобы воскликнул:
«Вот мой лебедь!». Интересно, что в мифологии
античности лебедь - птица Аполлона, а
современники сравнивали Платона с Аполлоном
как богом гармонии.
Как
вспоминает сам Платон в Седьмом
письме, еще молодым он готовился
к активному участию в
В 28 лет, после кончины Сократа, Платон
вместе с другими учениками великого философа
покинул Афины и переехал в Мегары, где
жил один из известных учеников Сократа
– Эвклид. В 40 лет он посетил Италию, где
познакомился с пифагорейцем Архитом.
Ранее он побывал в Египте и в Кирене, но
об этих путешествиях он умалчивает в
своей автобиографии.
Он знакомится с Дионисием, тираном Сиракуз,
и мечтает воплотить в жизнь свой идеал
правителя-философа. Однако очень скоро
возникли неприязненные отношения с тираном
Дионисием Старшим, зато завязалась дружба
с Дионом, племянником тирана. В Дионе
Платон надеялся найти достойного ученика
и в будущем - философа на троне. Платон
оскорбил правителя своими рассуждениями
о тиранической власти, сказав, что не
все то к лучшему, что на пользу лишь тирану,
если тот не отличается добродетелью.
За это Платон был продан в рабство на
Эгину, из которого его выкупил и освободил
Анникерид, философ мегарской школы. Впоследствии
Платон хотел вернуть эти деньги Анникериду,
а когда тот отказался их взять, купил
на них сад в пригороде Афин, названный
в честь местного героя Академа Академией.
В этом саду Платон в 387 г. до н.э. основал
свою школу, знаменитую платоновскую Академию,
которая существовала в Афинах 1000 лет,
вплоть до 529 года, пока не была закрыта
императором Юстинианом.
Еще дважды он ездил в Сиракузы по настоянию
Диона, надеясь осуществить свою мечту
об идеальном государстве на землях, которые
ему обещал выделить Дионисий Младший.
И хотя эти попытки едва не стоили Платону
жизни, настойчивость его является примером
высокого служения идеалу.
В
360 году Платон вернулся в Афины и
не расставался с Академией до
своей смерти, наступившей в 347 г.
до н.э. [4].
Учение Платона об идеях
В историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего (а, пожалуй, даже и в основном) как философ, у которого больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью и который свои теоретические построения выстрадал всей своей благородной эллинской душой.
От философов-элеатов Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. «Прежде всего, — утверждает Платон в «Тимее», — по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует» [Тимей, 27 D].
Это различие между быванием (становлением) и бытием, между явлением и сущностью, Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследованию прекрасного. Во всех диалогах, посвященных проблеме прекрасного или хотя бы частично касающихся этой проблемы, Платон разъясняет, что предметом исследования является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, то есть прекрасное само по себе, сущность прекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений.
Вопрос поставлен не о вещах прекрасных в относительном смысле, а о том безусловно прекрасном, которое одно только и сообщает отдельным вещам качество или свойство красоты. Прекрасное не может быть ни полезным, ни подходящим. Полезным оно не может быть, так как полезное всегда полезно лишь в каком-либо отношении, не может быть безотносительным. Но прекрасное не может быть и подходящим. Подходящее есть, по Платону, то, что заставляет вещь лишь казаться прекрасной. Но прекрасное, которого ищет Платон, не есть всего лишь кажущееся: Платон ищет того, что на самом деле есть прекрасное. Если подходящее заставляет что-либо казаться прекраснее, чем это есть на самом деле, то оно будет по отношению к прекрасному каким-то обманом. «Мы же ищем, — поясняет Платон, — того, чем все прекрасные вещи в самом деле прекрасны, как, например, то, чем все великое бывает велико» [Гиппий Больший, 294 В]. Понятое в этом смысле прекрасное есть «вид» («эйдос»), или «идея». И то же относится к другим классам предметов и их свойств. По Платону, каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибающая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса.
Наиболее
полная характеристика «вида», или «идеи»,
была развита Платоном при исследовании
сущности прекрасного в «Федоне», «Пире»,
«Филебе».
«Идеи»
По
Платону, кто последовательно
Уже
этой характеристики достаточно, чтобы
установить ряд важных признаков
платоновского определения
В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождественного.
Напротив, «вид», или «идея», прекрасного, то есть прекрасное само по себе, истинно-сущее прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно тождественно и есть вечная сущность, всегда равная самой себе.
Только несовершенство нашего способа мышления внушает нам, по Платону, ошибочное представление, будто «идеи», в том числе и «идея» прекрасного, находятся в каком-то пространстве, подобно чувственным вещам, которые представляются нам как обособленные друг от друга и как пребывающие в пространстве. Согласно разъяснению Платона, источник этой иллюзии — материя; под «материей» он понимает едва вероятный, по его собственным словам, постигаемый каким-то незаконным рассуждением род пространства, причину обособления и отделения единичных вещей чувственного мира. Взирая на этот род пространства, «мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небе, то и не существует» [Тимей, 52 В].