Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:46, реферат

Описание

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере публичного и личного сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и остальные юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке нужно особое понятие. В правоведении выступает категория правосознания.

Содержание

1. Сущность правосознания 4
2. Понятие и структура правосознания 7
3. Функции правосознания 11
4. Формы правосознания 12
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Философия права.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

     Выделение единичного правосознания необходимо для отделения его от индивидуального  и на этой основе более точно разграничить индивидуальное от общественного именно через единичное, как базовый критерий определения вида правосознания, его особенностей формирования и целей возможного воплощения и реальности.

     Единичное правосознание необходимо само по себе, ибо оно также неоднородно. Когда человек ограждает себя, то он создает рамки должного поведения, поэтому человек и стремится объяснить насилие государства с точки зрения его необходимости и значимости. Существует, как минимум, три подхода к насилию государства над личностью, при приобретении им статуса законности:

    • насилие на уровне внутреннего убеждения;
    • насилие по средствам даруемой свободы;
    • насилие закона и права.

     Эти основные формы насилия, как составные  части правосознания предполагают, что в зависимости от целого ряда факторов человек может по разному подходить как к самому праву, так и к насилию для его поддержания.

     Процесс формирования правосознания также  имеет свои определенно значимые этапы, проходя которым и образуется такая форма общественного сознания, как правосознание, а именно:

    • знание;
    • осознание;
    • признание или непризнание.

     Каждый  человек обладает правосознанием именно в той мере, в которой мы его  понимаем. Любой человек, кроме психически и умственно ограниченных, способны к мышлению, имеет свое сакральное правосознание, но эта сокральность общественным правосознанием, через единичность, или индивидуализм, через отрицание общественного или через его ломку к сознанию качественного нового общественного правосознания. Поэтому индивид, отрицая право насилия государства или право насилия индивида, а иногда признавая и то и другое, но все равно является насилием правосознания.

     Право - это осознанная необходимость ограничения  свободы, а свобода, по Гегелю, это  осознанная необходимость - то правом будет осознанное ограничение осознанной необходимости. Следовательно правосознание - это процесс двойного осознания необходимости ограничения не только поведения внешнего, но и нравственного представления необходимого и значимого.

     Правосознание не вечно, ибо можно говорить о моменте его первоначального появления в соответствии с появлением права, а любое начальное, по своей сути, должно прийти к своему логическому завершению. Об одном можно говорить с уверенностью, что в ближайшее время отказывается от правосознания не целесообразно и это не приведет к положительным результатам, однако знать правосознание, знать его истоки и сущность подсказывает сама жизнь.

     Правосознание более полно и разносторонне  отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, специфичной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в различных типах цивилизации, разных культурно-исторических обществах есть очень неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о методах регулирования.

     Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух главных частей: правовой психологии и правовой идеологии.

     Правовая  психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню публичного сознания, формирующемуся в итоге повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые появляются у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология - собственного рода стихийный, "несистематизированный" слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях хоть какого человека либо той либо другой социальной группы на правительство, право, законодательство, остальные юридические феномены.

     Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таковых  формах познания реальности, как интуиция, психологический аффект, привычные деяния, социальное возбуждение, а также в рвениях, действиях и установках, предпосылки которых не осознаются человеком.

     Правовая  психология - принципиально важная для правового регулирования сфера публичного сознания, на исследование которой ориентированы усилия как теоретиков права, так и профессионалов отраслевых юридических наук.

     В структуру правосознания также включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения реальности.

     Правовая  идеология - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую действительность.

     По  сравнению с правовой психологией, первичной "субстанцией" которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным или философским осмыслением права как целостного общественного института, не в отдельных его проявлениях, в виде тех либо других норм, судебных решений, а в качестве самостоятельного элемента общества.

     В сфере идеологии и через идеологию  находят отражение потребности  и интересы до этого всего социальных групп, классов, народов, страны, мирового общества в целом. Естественно, элемент личного находится и в идеологическом отражении правовой реальности: идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в сознании целостного отражения страны и права.

     Правовая  идеология существенно превосходит  правовую психологию по степени и  характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, общественного смысла, природы права, пробует, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

     Правовая  идеология есть таковой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, непосредственно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

     Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные составляющие правового сознания общества любая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.  

     3. Функции правосознания. 

     Согласно  устоявшемуся мнению юридической науки, главные функции правосознания, т.е. направления действия этого явления на публичные дела, - познавательная, оценочная, регулятивная.

     Познавательная  функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни - социальной либо даже естественной, природной. Задачки такового познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и исследовании общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой действительности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такового познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них употребляет представления о сущем и должном праве для выполнения собственных задач в правовом регулировании.

     Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным происшествиям как юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как людей, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) разных жизненных событий и их социальной и правовой квалификации с точки зрения собственных представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтоб идентифицировать (оценить) то либо другое поведение с позиций права, нужно иметь достаточный уровень правового сознания.

     Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особенные механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей либо тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

     Необыкновенную  значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет  правовая установка — готовность, расположенность субъекта к правомерному либо противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка докладывает устойчивый, неизменный, целенаправленный характер той либо другой деятельности, выступая собственного рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка дозволяет упорядочивать процесс правового действия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз по-новой воспринимать решения в обычных, ранее встречавшихся ситуациях. 

     4. Формы правосознания 

     Правосознание, как уже был сказано выше, является одной из форм общественного сознания, общественной ценностью. Значит, на его структуру, оказывают большое влияние структура общества, закономерности развития данного общества, уровень развития правовых институтов, правоотношений, знаний о праве Именно поэтому, опираясь на знания о данном обществе, выделяют критерии типизации правосознания. Общеприняты два основания выделения видов правосознания:

  1. Конкретные носители – субъекты.
  2. Глубина отражения правовой действительности.

     Итак, по критерию субъектов (индивид, общественные группы, общество) правосознание распределяется на индивидуальное, групповое и общественное. Именно данный критерий показывает со всей ясностью социальную сущность правосознания.

     Индивидуальное  правосознание принадлежит субъективному миру индивида как общественного существа. Однако оно не есть прямая проекция, миниатюрный вариант правосознания общества в целом. Оно и образуется, и строится, и проявляется иначе, чем правосознание общества и общественных групп. Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Например, члены движения "зеленых" (экологические движения) имеют свою систему правовых взглядов, оказывающих формирующее влияние на индивидуальное правосознание. Иными словами, индивидуальное и групповое правосознание не отделены друг от друга китайской стеной, взаимосвязаны и переплетены. Но тем не менее на теоретическом уровне четко выделяется индивидуальное правосознание.

     Каналы  формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.

     Индивидуальное правосознание как особое и относительно самостоятельное явление складывается в результате взаимодействия массы специфических социальных и психических регуляторов. Личные потребности и интересы, социальное положение, привычно практикуемые индивидом стереотипы правовой деятельности, конкретно-неповторимые черты восприятия, исповедуемая мораль, самооценка – таков неполный перечень тех моментов в жизни индивида, под совокупным влиянием которых складывается его правосознание.

Информация о работе Философия права