Философия природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является анализ проблем философии природы, экологического состояния нашей планеты и концепция устойчивого развития.
Для достижения данной цели необходимо:
проанализировать основные подходы к изучению биосферы;
подробно рассмотреть основные положения концепции ноосферного развития;
рассмотреть концепцию устойчивого развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОВРЕМЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ 4
1.1 БИОСФЕРА 5
1.2 НООСФЕРА 9
ГЛАВА II КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая по философии.docx

— 49.88 Кб (Скачать документ)
    • Мы все, живущие на разных континентах нашей планеты, являемся членами единой Великой человеческой семьи, мы – единокровные братья, древние или новые побеги на едином дереве жизни, корневая система которого уходит в глубь генетической эволюции;
    • Мы все обитаем в едином, нами обжитом Доме – планете Земля, в природе которой нет ничего лишнего, она у нас едина и целостна, и за нее мы все равно ответственны;
    • Мы – дети Земли, Земля же – дитя Вселенной, и для синтеза этого Великого триединства, для соотнесения наших скромных деяний с масштабами Вселенной человеку нужно новое космическое сознание. [3, с. 112]

Лик планеты  – биосфера – химически резко  меняется человеком сознательно  и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и  химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений. [1, с. 481]

Эволюционный  процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты  нет его проявлений. Те же самые  минералы и горные породы образовались в криптозойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные  природные тела, всегда связанные  так или иначе с живым веществом. [5, с. 300]

Изменение морфологического строения живого вещества, наблюдаемого в процессе эволюции, в ходе геологического времени, неизбежно  приводит к изменению его химического  состава. Этот вопрос сейчас требует  эксперементальной проверки. [1, с. 475]

Учение  о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В.И. Вернадского, которую  можно представить рядом базовых  посылок:

    • Деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела;
    • Для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. 

В этом смысле можно говорить о наступлении  эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации  будет согласовано с эволюцией  планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие. [11, с. 350]

В ХХ веке, впервые в истории Земли, человек  узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты  Земля и расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало  единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937 – 1938 гг. на плавучих льдах  Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря  мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевиденью, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты  с кем угодно. Перелеты и перевозки  достигли скорости нескольких сот километров в час, и на этом они еще не остановились. В геологической истории биосферы перед человеком открывается  огромное будущее, если он поймет это  и не будет употреблять свой разум  и свой труд на самоистребление. [1, с. 479]

Таким образом, ноосфера есть новое геологическое  явление на нашей планете. В ней  впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и  должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом  по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все  более и более широкие творческие возможности. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым  человечество, изменяя биосферу в  целях приспособления ее к своим  потребностям, должно изменяться и  само. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном – планетном аспекте.

 

ГЛАВА II

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В последнее  время все большее значение для  описания взаимоотношений природы  и общества отводится понятию  «устойчивой развитие». [12, с. 217]

Преобразующая технология вторгается в естественные процессы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, замещая  естественные элементы среды искусственными. К тому же в ХХ веке под влиянием генетики формируются представления  об организмах как запрограммированных  системах, поддающихся перепрограммированию при соответствующих научных  и технических методиках. К настоящему времени искусственно созданная  человеком техносфера стала сопоставима  с биосферой Земли. Подобная деятельность обострила характер социоприродного  взаимодействия, и оно приобрело  глобальное измерение. Совокупная человеческая деятельность способна коренным образом  подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию. [11, с. 348]

В 1992 году в Рио-де-Жанейро была проведена  конференция ООН по охране окружающей среды. Конференция в Рио впервые  выразила озабоченность состоянием биосферы планеты на политический уровень, а управление охраной окружающей среды объявила неотъемлемой обязанностью правительств всех стран. [12, с. 218]

Начиная с конференции в Рио по охране окружающей среды осуществляется поиск  новой модели устойчивого развития. Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и  тенденций социопроизводной эволюции – экономических, политических, экологических, психологических и т.д. [11, с. 348]

Понятие «устойчивое развитие» стало  широко применяться в научном  политическом лексиконе после опубликования  Международной комиссией ООН  по окружающей среде и развитию доклада  «Наше общее будущее» в 1987 году. В  нем оно определялось как такое  развитие, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настоящего поколения  без угрозы благосостоянию будущих  поколений. Несмотря на неоднозначность  толкования англоязычного понятия  и наличии более 60 его определений, с философской точки зрения важно  не столько лингвистическое значение термина, сколько его мировоззренческое  содержание. Суть устойчивого развития, обретающего признаки мировоззренческой  основы процессов глобализации после  принятия на Конференции ООН в  Рио в 1992 году глобального плана  действий по устойчивому развитию, заключается в достижении сбалансированного  существования и развития общества и природы. [12, с. 218]

Устойчивое  развитие может быть определено так  же как стабильное социально-экономическое  развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее непрерывный прогресс общества. Критериями реализации нового типа мировоззрения  – идеологии устойчивого развития – должны стать экономическая  эффективность, экологическая безопасность и социальная справедливость. Конференция  ООН в Рио-де-Жанейро призвала все страны к скорейшему принятию национальных стратегий, базирующихся на концепции устойчивого развития. [12, с. 218]

Исходя  из этого «Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь»  приоритетным объявляет принцип  «активной профилактики», обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурсного потенциала Планеты, а не постоянно  практикуемый – «реагирования и  исправления». Планируется создать  условия для формирования рынка  экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования  и воспитания у населения. [11, с. 349]

Атмосферное пространство Беларуси характеризуется  значительным уровнем загрязнения. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  на территории Беларуси являются автотранспорт, промышленные предприятия, объекты  энергетики, трансграничный перенос  стран Европы. [7, ст. 129]

 Конституция Республики Беларусь гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. [8, ст. 46]

Переработка и захоронение токсичных, а также  радиоактивных отходов представляют для Беларуси серьезную проблему, так как имеющиеся хранилища  переполнены и сами стали чрезвычайно  опасными для прилегающих территорий и населения. [7, с. 130]

Десятилетие после конференции в Рио-де-Жанейро  проходило под знаком конкретизации  государствами глобального плана  действий по устойчивому развитию, изложенному в итоговых документах конференции – «Декларации Рио» и «Повестке дня на ХХI век». Во многих странах мира были созданы национальные комиссии или советы по устойчивому развитию, разработаны концепции или стратегии устойчивого развития, предпринимались конкретные шаги по их реализации, включая проведение институциональных реформ, совершенствование нормативной-правовой базы, ратификацию основных международных конвенций, расширения доступа к информации по охране окружающей среды и устойчивому развитию. [12, с. 219]

Предметом философствования все чаще является ценностное рассмотрение природы. Переставая быть чем-то очевидным, длящимся, определенным и неисчерпаемым, природа начинает рассматриваться как нечто нужное и желательное, становиться благом. И не только экономически ценным благом – им она всегда была для человека, – но и также благом, рассматриваемым в этических, эстетических, религиозных категориях. В тесной связи и основываясь на решениях, получаемых в рамках проблематики поднимаются вопросы отношения человека к природе в моральных категориях – добра и зла, долга и ответственности, что обычно связывается с различными предложениями экологической этики. [9, с. 132]

Экология  по праву принадлежит к числу  наиболее актуальных направлений современного научного познания. Ее принципы и методы широко используются во многих биологических  дисциплинах, а в последнее десятилетие  экологические исследования приобрели  отчетливо выраженную социальную направленность и оказывают существенное влияние  на принятие различных практических решений, связанных с оптимизацией системы «общество – природа». [6, с. 72]

С философской  точки зрения существуют три аспекта  отношений между обществом и  природой:

    • «метафизико-экзистенциональный» – касающийся такой экспрессии человечности, которая позволяет сохранить существование и индивидуальность человека и биосферы;
    • Цивилизационно-общественный – оспаривание аксиологических оснований прежнего направления цивилизационного развития глобализированного человечества;
    • Экзистенциально-природный – угроза дальнейшему существованию человека как биологического вида. [9, с. 152]  

Экология  возникла как преимущественно описательная наука. Хотя на современном этапе  ее развития предпринимаются активные попытки разработать интегральные теоретические модели, с помощью  которых можно было бы достаточно строго объяснить и прогнозировать поведение многочисленных и разнообразных  экосистем, она во многом по-прежнему остается описательной наукой. [6, с. 73]

Общепринятым  и наиболее часто употребляемым  определением предмета экологии является следующее: экология – это наука  о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Буквальное толкование этого термина происходит от греческих слов и означает науку  о доме. [7, с. 11]

В последнее  время все чаще поднимаются вопросы, касающиеся места и роли природы  в индивидуально переживаемом и  ценностном экзистенциальном восприятии мира, проблемы «экологического стиля  жизни», анализ собственного способа  существования, поведения и отношения  к природной среде с точки  зрения их влияния на качество жизни, удовлетворение жизнью, здоровье, ощущение счастья и т. п. рассматриваются  вопросы стремления к гармонизации индивидуальной жизни с природой в категориях смысла и цели жизни, источника удовлетворения и способа  самореализации, доказывая, что индивидуальная личность связана со всей средой, полная же самореализация требует «расширения  сознания» – идентификации с  расширяющимися, в свою очередь, кругами  человеческого и природного сообщества. В этом контексте рассматриваются  связи и зависимости между  незаинтересованным созерцанием природы, способом питания, гигиеной повседневной жизни, ясностью и способом мышления, уважением моральных оснований  в поведении, удовлетворении и счастьем. [9, с. 154]

Как самостоятельная  наука экология сформировалась к 1900 г., а сам термин введен в научный  оборот в 1879 г. немецким биологом Эрнстом  Геккелем, который определил экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде. [7, с. 11]

Главными  задачами современной экологии в  широком смысле являются следующие:

    • Исследование места и роли человека, цивилизации в существовании экосферы с позиций экологических законов;
    • Уточнение научных критериев, определяющих экологическую совместимость человека и биосферы;
    • Определение количественных пределов развития техносферы;
    • Экологизация сознания людей;
    • Формирование идеологии и методологии гуманистического экоцентризма;
    • Мониторинг и диагностика окружающей природной среды;
    • Разработка прогнозов изменения состояния биосферы;
    • Экологизация поведения человеческого общества. [7, с. 12]

Экология  часто рассматривается как специфическая  отрасль биологии. Но даже такая  достаточно узкая интерпретация  ее предметной области предполагает, как правило, наличие активных взаимосвязей с генетикой, систематикой, физиологией, этологией, морфологией и другими  разделами биологической науки. Экологическое знание развивается  по пути усложнения, а также все  более очевидной дифференциации и специализации его структурных  подразделений. [6, с. 72]

Экологическая проблема – результат высоких  темпов роста промышленного и  сельскохозяйственного производства на основе достижений научно-технического прогресса в области промышленных технологий и агрохимии: воздух, вода, земля оказались отравленными отходами промышленного производства и химическими  удобрениями. [7,

с. 127]

Откуда  же возникает в моделях, ориентированных  на биологическое и экологическое  виденье мира этот моральный, духовный фактор? Он никак не вытекает из представлений  о радиоактивной энергии живого вещества и никак не связан с натуралистическим  видением природы, лежащим в основе понимания человека современными естествоиспытателями. Он возникает как бы из ниоткуда. Сама природа без человека не в  состоянии сохранить свою организованность. И поэтому для своего сохранения природа создает человека с его разумом и наукой, и человек выполняет это назначение. Таким образом, ум, воля и разумность человека оказывается вписанными в систему природы. Без них природа обречена на гибель. [9, с. 170]

Информация о работе Философия природы