Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является анализ проблем философии природы, экологического состояния нашей планеты и концепция устойчивого развития.
Для достижения данной цели необходимо:
проанализировать основные подходы к изучению биосферы;
подробно рассмотреть основные положения концепции ноосферного развития;
рассмотреть концепцию устойчивого развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СОВРЕМЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ 4
1.1 БИОСФЕРА 5
1.2 НООСФЕРА 9
ГЛАВА II КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Лик планеты
– биосфера – химически резко
меняется человеком сознательно
и главным образом
Эволюционный
процесс присущ только живому веществу.
В косном веществе нашей планеты
нет его проявлений. Те же самые
минералы и горные породы образовались
в криптозойской эре, какие образуются
и теперь. Исключением являются биокосные
природные тела, всегда связанные
так или иначе с живым
Изменение морфологического строения живого вещества, наблюдаемого в процессе эволюции, в ходе геологического времени, неизбежно приводит к изменению его химического состава. Этот вопрос сейчас требует эксперементальной проверки. [1, с. 475]
Учение
о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной
концепцией В.И. Вернадского, которую
можно представить рядом
В этом смысле можно говорить о наступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие. [11, с. 350]
В ХХ веке,
впервые в истории Земли, человек
узнал и охватил всю биосферу,
закончил географическую карту планеты
Земля и расселился по всей ее поверхности.
Человечество своей жизнью стало
единым целым. Нет ни одного клочка
Земли, где бы человек не мог прожить,
если бы это было ему нужно. Наше
пребывание в 1937 – 1938 гг. на плавучих льдах
Северного полюса это ярко доказало.
И одновременно с этим, благодаря
мощной технике и успехам научного
мышления, благодаря радио и телевиденью,
человек может мгновенно
Таким образом,
ноосфера есть новое геологическое
явление на нашей планете. В ней
впервые человек становится крупнейшей
геологической силой. Он может и
должен перестраивать своим трудом
и мыслью область своей жизни,
перестраивать коренным образом
по сравнению с тем, что было раньше.
Перед ним открываются все
более и более широкие
ГЛАВА II
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В последнее время все большее значение для описания взаимоотношений природы и общества отводится понятию «устойчивой развитие». [12, с. 217]
Преобразующая
технология вторгается в естественные
процессы и видоизменяет их в соответствии
с потребностями человека, замещая
естественные элементы среды искусственными.
К тому же в ХХ веке под влиянием
генетики формируются представления
об организмах как запрограммированных
системах, поддающихся
В 1992 году в Рио-де-Жанейро была проведена конференция ООН по охране окружающей среды. Конференция в Рио впервые выразила озабоченность состоянием биосферы планеты на политический уровень, а управление охраной окружающей среды объявила неотъемлемой обязанностью правительств всех стран. [12, с. 218]
Начиная с конференции в Рио по охране окружающей среды осуществляется поиск новой модели устойчивого развития. Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социопроизводной эволюции – экономических, политических, экологических, психологических и т.д. [11, с. 348]
Понятие
«устойчивое развитие» стало
широко применяться в научном
политическом лексиконе после опубликования
Международной комиссией ООН
по окружающей среде и развитию доклада
«Наше общее будущее» в 1987 году. В
нем оно определялось как такое
развитие, которое обеспечивает удовлетворение
потребностей настоящего поколения
без угрозы благосостоянию будущих
поколений. Несмотря на неоднозначность
толкования англоязычного понятия
и наличии более 60 его определений,
с философской точки зрения важно
не столько лингвистическое
Устойчивое
развитие может быть определено так
же как стабильное социально-экономическое
развитие, не разрушающее окружающую
природную среду и
Исходя
из этого «Национальная стратегия
устойчивого развития Республики Беларусь»
приоритетным объявляет принцип
«активной профилактики», обеспечивающий
сохранение и регенерацию природно-
Атмосферное пространство Беларуси характеризуется значительным уровнем загрязнения. Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на территории Беларуси являются автотранспорт, промышленные предприятия, объекты энергетики, трансграничный перенос стран Европы. [7, ст. 129]
Конституция Республики Беларусь гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. [8, ст. 46]
Переработка
и захоронение токсичных, а также
радиоактивных отходов
Десятилетие
после конференции в Рио-де-
Предметом
философствования все чаще является
ценностное рассмотрение природы. Переставая
быть чем-то очевидным, длящимся, определенным
и неисчерпаемым, природа начинает
рассматриваться как нечто
Экология по праву принадлежит к числу наиболее актуальных направлений современного научного познания. Ее принципы и методы широко используются во многих биологических дисциплинах, а в последнее десятилетие экологические исследования приобрели отчетливо выраженную социальную направленность и оказывают существенное влияние на принятие различных практических решений, связанных с оптимизацией системы «общество – природа». [6, с. 72]
С философской точки зрения существуют три аспекта отношений между обществом и природой:
Экология
возникла как преимущественно
Общепринятым и наиболее часто употребляемым определением предмета экологии является следующее: экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Буквальное толкование этого термина происходит от греческих слов и означает науку о доме. [7, с. 11]
В последнее время все чаще поднимаются вопросы, касающиеся места и роли природы в индивидуально переживаемом и ценностном экзистенциальном восприятии мира, проблемы «экологического стиля жизни», анализ собственного способа существования, поведения и отношения к природной среде с точки зрения их влияния на качество жизни, удовлетворение жизнью, здоровье, ощущение счастья и т. п. рассматриваются вопросы стремления к гармонизации индивидуальной жизни с природой в категориях смысла и цели жизни, источника удовлетворения и способа самореализации, доказывая, что индивидуальная личность связана со всей средой, полная же самореализация требует «расширения сознания» – идентификации с расширяющимися, в свою очередь, кругами человеческого и природного сообщества. В этом контексте рассматриваются связи и зависимости между незаинтересованным созерцанием природы, способом питания, гигиеной повседневной жизни, ясностью и способом мышления, уважением моральных оснований в поведении, удовлетворении и счастьем. [9, с. 154]
Как самостоятельная наука экология сформировалась к 1900 г., а сам термин введен в научный оборот в 1879 г. немецким биологом Эрнстом Геккелем, который определил экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде. [7, с. 11]
Главными задачами современной экологии в широком смысле являются следующие:
Экология
часто рассматривается как
Экологическая
проблема – результат высоких
темпов роста промышленного и
сельскохозяйственного
с. 127]
Откуда же возникает в моделях, ориентированных на биологическое и экологическое виденье мира этот моральный, духовный фактор? Он никак не вытекает из представлений о радиоактивной энергии живого вещества и никак не связан с натуралистическим видением природы, лежащим в основе понимания человека современными естествоиспытателями. Он возникает как бы из ниоткуда. Сама природа без человека не в состоянии сохранить свою организованность. И поэтому для своего сохранения природа создает человека с его разумом и наукой, и человек выполняет это назначение. Таким образом, ум, воля и разумность человека оказывается вписанными в систему природы. Без них природа обречена на гибель. [9, с. 170]