Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:55, реферат
Рене Декарт (1596 – 1650) является одним из выдающихся мыслителей Нового времени. Во Франции в период, когда складывалось философское мышление Декарта, происходит усиление центральной власти. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать прочное централизованное государство, которое ещё страдало от внутренних потрясений, но уже выступало как одно из важнейших на арене европейской политики.
История жизни и творчества Декарта.
Основы философии Декарта.
Проблема движения.
Основы теории познания.
Методология Декарта.
Заключение
Список литературы
Чёткие материалистические элементы проявляются, однако, в «физике» Декарта, предметом которой являются res extensa. Основным атрибутом материи для Декарта является распространённость. Как констатирует Гегель в «Истории философии», «по Декарту, сущность тела полностью определяется его распространённостью и лишь мышление касается сути материального мира».
Распространённость
Декарт противопоставляет другим в
большинстве своём чувственно достоверным
свойствам тел (материи). Однако он приходит
к заключению, что по отношению
к распространённости они в большей
или меньшей мере производны. Поэтому
он полагает, что всё в сущности можно
перевести на распространённость.
С распространённостью, в понимании Декарта, весьма тесно связана проблема движения. Движение (механическое) и распространённость вполне характеризуют материальный мир. С Декартовым понятием движения и распространённости связанно и его отрицание атомистической теории, которая в новой философии переживала определённый ренессанс. Декарт на основе понятия распространённости как основного атрибута телесности (материи) однозначно отвергает существование наименьшего и неделимого бытия. По подобному же основанию он отвергает (также в отличие от атомистической теории) и существование пустоты.
Источник
движения в принципе он видит вне
тел (материи). Тело приводится в движение,
и если оно движется, то приводится в состояние
покоя чем-то, что находится вне него. В
этом смысле Декарт в определённой мере
предвосхищает принцип инерции, сформулированный
И. Ньютоном. Механицизм, проявившийся
во взглядах Декарта, повлиял на многих
последующих мыслителей, в частности на
позднейший французский механистический
материализм конца 17-го и 18-го столетий.
В области теории познания Декарт (в отличие от Ф. Бэкона) однозначно отстаивает рационалистическую позицию. Уже говорилось, что, по Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной (идейной) активности.
Декарт
не отвергает чувственное познание как
таковое. Мы уже видели, что substantia extensa
(материя) наделена прежде всего чувственными
(т. е. чувственно познаваемыми ) свойствами.
Однако это познание следует подвергнуть
подробной (скептической) критике. Также
необходимо подвергнуть критике и суждения
разума, которые, как показывает опыт,
много раз приводили к ошибкам. Истинность
познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности
сомневающегося сознания – сомневающегося
Я. Тем самым он приходит к определённой
«субъективизации» в понимании истинности
познания, но в то же самое время создаёт
новое понимание познания, которое соответствовало
развитию тогдашней науки, в частности
естествознания, и оказалось весьма плодотворным
в дальнейшем развитии философии.
С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе.
Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Уже говорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.
В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».
Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:
Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.
Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию.
Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.
Третье
правило относится к собственно
выводам из мыслей. Условия, которые
оно содержит, становятся в ходе
развития новой философии и науки
неотделимой и эффективной
Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённой систематизации как познанного, так и познаваемого.
Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.
В
отличие от Ф. Бэкона, который в
«Новом Органоне» считал индукцию (в
современных терминах можно сказать «эмпирическую
индукцию») основным методом получения
истинных (и практически полезных) фактов,
Декарт таким методом считает рациональную
дедукцию. Формулирует он этот метод в
прямой противоположности по отношению
к созерцательной и спекулятивной средневековой
схоластической философии.
Значение
Декарта для развития современной
науки и философии огромно. Кроме
того, что он утвердил «новые принципы
философии», он способствовал развитию
ряда специальных научных дисциплин, в
частности математики. Он является творцом
аналитической геометрии. Достойны внимания
и его труды, посвящённые проблемам физики,
в том числе оптики. Его идеи, относящиеся
к области естественных наук, серьёзнейшим
образом повлияли на развитие французского,
в частности механистического, материалистического,
философского и естественнонаучного мышления.