Философия Шеллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 00:51, реферат

Описание

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.

Работа состоит из  1 файл

Философия Шеллинга.docx

— 24.76 Кб (Скачать документ)

Шеллинг выделяет в  развитии искусства два периода  — античное искусство и новое. Однако то абсолютное, что есть в  каждом искусстве, не зависит от времени. Шеллинг полагает, что «вся поэзия есть творение одного и того же гения, который также и в противоположностях древнего и нового искусства лишь обнаруживает себя в двух различных  ликах».

«Философия искусства» включает в себя две части - «общую»  и «особенную». В общей части  рассматриваются вопросы конструирования  искусства «вообще и в целом», а также материи и форм искусства. В «особенной» части исследуется  «конструирование форм искусства в  противопоставлении реального и идеального ряда». В этой части Шеллинг рассматривает три основных вида искусства — музыку, живопись и пластику.

Музыка как звуковая форма Универсума

В иерархии искусств музыка занимает у Шеллинга базовое  положение. Она лежит в основании  пирамиды искусств. «Музыка есть вообще неорганическая форма искусства», - считает Шеллинг. В философии  Канта нет такой иерархии. Его  три вида искусств — изобразительное, словесное и искусство игры ощущений — рядоположны. Последняя группа представлена музыкой, что есть, по мнению Шеллинга, «совершенно субъективная дифиниция» этого вида искусства. Его не удовлетворяет и роль, отводимая музыке Кантом, который говорит, что цель музыки — пробуждать ощущения. Это, считает Шеллинг, подходит к другим предметам, как-то «к концертам обонятельных и слуховых ощущений».

Шеллинг считает законы музыки не только фундаментальными, базовыми для всех других видов искусств, но и делает попытку рассмотреть  внутренние взаимоотношения основных составляющих музыкального искусства: ритма, гармонии и мелодии.

     К исследованию музыки, равно как и других искусств, Шеллинг применяет свой оригинальный метод. Сначала выделяются реальное и идеальное основания музыки, а затем, при взаимодействии этих двух оснований, рождается нечто более высокое.

     В качестве идеального основания музыки Шеллинг  выделяет гармонию. Термин же гармония у Шеллинга надо понимать не в смысле гармонической вертикали, одновременного созвучия нескольких тонов, а в смысле «музыкальной определимости тонов», их роли в общей ладовой организации.

     Шеллинг приводит аналогию между тремя видами искусства (музыкой, живописью и  пластикой) и тремя основаниями  музыки (ритмом, гармонией-модуляцией и мелодией). «Ритм представляет музыкальный элемент в музыке, модуляция — живописный, мелодия  — пластический»

     Определив место ритма, гармонии и мелодии  внутри самой музыки, Шеллинг делает попытку понять и объяснить эти  элементы через законы Универсума (Космоса). Так как музыка представляет собой  чистую потенцию, то естественнее всего  связать ее с движением. Это мы и видим в философии Шеллинга. Он пишет: «Музыка делает наглядной  в ритме и гармонии форму движения небесных тел... В связи с этим, музыка есть то искусство, которое более  других отметает материальное, ведь она  представляет чистое движение, как  таковое, в отвлечении от предмета и  несется на невидимых, почти духовных крыльях»

Информация о работе Философия Шеллинга