Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:01, реферат
Артур Шопенгауэр родился в городе Данциге (ныне Гданьске) 22 февраля 1788 года. Его отец, Генрих Флорис Шопенгауэр (1747— 1805), довольно состоятельный купец, принадлежал к весьма почтенному семейству, несколько поколений которого своей успешной коммерческой деятельностью и добропорядочностью завоевали прочное общественное положение и высокую репутацию.
Если
бы жизнь сама по себе была ценным благом,
разве была бы необходимость охранять
ее выходные двери такими ужасными
привратниками, как смерть и ее ужасы.
Кто захотел бы оставаться в жизни,
какова она есть, если бы смерть была
не так страшна. В страданиях жизни
люди утешают себя смертью и в
смерти утешают себя страданиями
жизни – одно неразрывное целое,
один лабиринт заблуждений, выйти из
которого также трудно, как и желательно.
Поэтому его существование
Согласно теории Шопенгауэра – принцип
бытия мира не имеет никакого основания,
а представляет собой слепую волю к жизни.
Эта воля к жизни как вещь в себе не может
быть подчинена закону основания. Только
слепая воля могла поставить себя в такое
положение, зрячая воля, напротив, скоро
высчитала бы, что предприятие не покрывает
своих издержек. Поэтому объяснение мира
из некоторого анаксагоровского ума, из
некоторой воли, руководимой сознанием,
непременно требует известной прикрасы
в виде оптимизма. Говорят, что жизнь представляет
собой назидательный урок, на это всякий
может ответить – именно поэтому я хотел
бы, чтобы меня оставили в покое самодовлеющего
ничто, где я не нуждался бы ни в уроках,
ни в чем бы то ни было. Если к этому добавляют,
что всякий человек должен будет в свое
время дать отчет о каждом часе своей жизни,
то скорее мы сами вправе требовать, чтобы
сначала нам дали отчет в том, за что нас
лишили прежнего покоя и ввергли в такое
несчастное, темное и трудное положение.
Когда мы успели связать себя этими обязательствами?
В момент нашего рождения.
(Вместе с познанием возрастает и способность
чувствовать горе, способность, которая
поэтому в человеке достигает своей высшей
степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее)
Шопенгауэр — философ мировой скорби, но он не делает того вывода, что в жизни абсолютно все безнадежно. Но какие же надежды он хочет возродить в сердцах людей? Характер этих надежд определяется, прежде всего, апелляцией к чувству человеческого достоинства. А затем — утверждениями насчет запредельной Мировой Воли. Философ использует известную статью Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792) и продолжает ход рассуждений ее автора в направлении того вывода, что зло коренится в самом мировом начале, в двойственности Воли, в ее диссонанс и разладе с самой собой. В ней укоренено как тождеств мучителя и мученика, так и их взаимопротивоположностью. Шопенгауэр считает даже, что в притеснителе воля страдает «еще более, в той мере, в какой сознание обладает большей ясностью и определенностью и воля больше стремительностью».
А. Шопенгауэр не призывает к самоубийству. Самоубийца отталкивается не от самой жизни, а только от того, что делает ее неприятной и мешает наслаждаться ее радостями, почему и кладет всем этим отравляющим жизнь событиям конец. Задача же состоит в том, чтобы расстаться с самой волей к жизни, для чего следует возвыситься и над ее горестями, и над ее радостями, и над ее одноцветностью, и над ее пестротой.
Возвышению
и над тяготами жизни, и над
ее постылостью должна содействовать
определенная линия морального поведения,
которую и рекомендует
В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение, находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще всего само себя компрометирует и гибнет в следствии избытка принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее становится наукой, имеющей в виду прежде всего ближайшие потребности. Он, с одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый народ «вечно несовершеннолетним державцем», который постоянно должен находится под опекой.
Сам
Шопенгауэр без всякой ложной скромности
был очень высокого мнения о своем
уме. С другой стороны, будучи высокого
мнения о своем уме, Шопенгауэр признавал
в то же время, что ум и вообще интеллект
как нечто физическое,
как мозговая деятельность органического
тела, может цвести лишь сравнительно
непродолжительное время, что достигнув
кульминационного пункта, ум идет на уклон,
- и это сознание Шопенгауэр переносит
и на свой ум.