Философия Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 20:18, реферат

Описание

Шопенгауэр после окончания университета пришел устраиваться на работу к самому Гегелю и, будучи принятым, назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ в зените своей славы Шопенгауэр, конечно, провалился и, кое-как доработав семестр, больше никогда преподавательской деятельностью не занимался, чем, правда, не был особенно опечален Показателен, однако, факт непосредственного столкновения двух людей, представляющих две совершенно разные эпохи в философии.

Работа состоит из  1 файл

44.docx

— 14.61 Кб (Скачать документ)

44. Философия Шопенгауэра

Шопенгауэр после  окончания университета пришел устраиваться на работу к самому Гегелю и, будучи принятым, назначил свои лекции на то же время, когда перед студентами выступал Гегель - ректор университета, философ  в зените своей славы Шопенгауэр, конечно, провалился и, кое-как доработав  семестр, больше никогда преподавательской  деятельностью не занимался, чем, правда, не был особенно опечален Показателен, однако, факт непосредственного столкновения двух людей, представляющих две совершенно разные эпохи в философии.

В 1818 году Шопенгауэр закончил главный труд своей жизни, книгу "Мир как воля и представление", которая намного опередила свое время, не была замечена, понята, и почти  весь тираж книги автор вынужден был забрать из издательства и  десятилетия хранить у себя дома

С точки зрения Шопенгауэра, мир может обнаруживаться нами и  как воля, и как представление - это как бы две ипостаси мира по отношению к человеку. Воля - это  кантовская вещь в себе, абсолютное начало всего бытия, некая космическая, в определенном смысле, биологическая  по своей природе сила, создающая  и мир и человека. Когда появляется человек, возникает мир как представление - как человеческая картина. Появляются субъект и объект, пространство и  время, множественность отдельных  вещей и причинная связь между  ними. Все это "существует" постольку, поскольку так устроено человеческое сознание с его априорными формами  чувственности и рассудка. Человек  в этом мире является рабом воли, она создала его интеллект, чтобы  он познавал законы мира, лучше выживал  и приспосабливался к этому миру, человек всегда и во всем служит не себе, не своим интересам, а воле. Воля заставляет его жить, каким  бы бессмысленным и жалким ни было человеческое существование. Для огромного  большинства людей жизнь не стоит  того, чтобы ее проживать, мы везде, согласно Шопенгауэру, видим общую  нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения. Многие миллионы людей, соединяясь в отдельные народы, стремятся  к общему благу (каждый индивид, конечно, ради личного блага). Но многие тысячи падают жертвой в борьбе за это  благо. То бессмысленное безумие, то умствующая политика разжигают между  народами войны - и тогда льются пот  и кровь массы людей, чтобы  осуществились проекты отдельных  личностей. И в мирное время индустрия  и торговля проглатывают тысячи жизней. Но посмотрите на невероятный страх  человека, которому грозит смертельная  опасность, и на серьезное участие  в нем каждого зрителя. Можно  подумать, что здесь речь идет о  чем-нибудь другом, а вовсе не о  сокращении на несколько лет пустой, печальной и истерзанной муками всякого рода и всегда непрочной  жизни. Индивид имеет для природы  косвенное значение, поскольку он служит средством а ее сохранения. Вне этого она равнодушна к его существованию и даже торопит его к погибели, как только он перестает быть пригодным для ее целей. Но для чего существует сама природа. При виде этого бесконечного влечения, этого необузданного порыва к жизни - напрасно стараются указать цель.

 Шопенгауэр первым  в XIX веке создал философское  обоснование пессимизма, и, конечно,  все его рассуждения о бессмысленности  человеческого существования звучали  диссонансом в первой половине  века, когда общество шло вперед  в экономике, культуре, образовании,  когда идеал прогресса еще  не был потрясен будущими катаклизмами. Вся жизнь, согласно Шопенгауэру, - сплошные разочарования и страдания.  Человек под влиянием воли  все время чего-то желает: комфорта, здоровья, продления жизни, которые  каждый день нужно завоевывать  неустанным трудом, постоянной борьбой  с нуждой. Но желания никогда  не удовлетворяются, а если  удовлетворяются, то приносят  с собой равнодушие и скуку.  Да и жизнь мы пытаемся сохранить,  постоянно имея в перспективе  смерть. Жизнь есть нечто такое,  что надо "отстрадать".

Есть лишь одна разновидность  людей, которые перестали быть рабами воли, победили в себе желания и  стремления, стали безвольными субъектами - это гении в искусстве и  святые в земной жизни. Когда человек, поднятый силой духа, предстает рассматривать мир как представление, связанное законами причинности, в пространстве и во времени, когда он всей мощью этого духа отдается созерцанию, наполняя свое сознание спокойным видением окружающего мира, его щей и предметов тогда он теряется в них, забывая свою индивидуальность, свою волю и остается только в качестве чистого зеркала мира, вещей, объектов, ландшафта и т.д. Погруженная в такое созерцание личность - это уже не индивид, а чистый, безвольный, безболезненый, вневременный субъект познания

Сущность гения  состоит в способности к такому созерцанию, а так как последнее  требует полного забвения своей  личности, то гениальность, по Шопенгауэру, есть не что иное, как полнейшая  объективность. "Гениальность - это  способность пребывать в чистом созерцании, теряться в нем, избавляя познание от служения воле, оставаясь  чистым познающим субъектом, ясным  оком мира и не мгновения, а постоянно". Но обыкновенный человек совершенно не способен к сколько-нибудь продолжительному созерцанию такого рода, он замечает вещи лишь постольку, поскольку они имеют  отношение к его воле, и ему  остается довольствоваться или неудовлетворенными желаниями или, в случае их удовлетворения, скукой. Правда, у каждого человека есть три высшие блага жизни - здоровье, молодость и свобода. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не проникаемся их ценностью, а осознаем только тогда, когда их уже утратим, ибо они, по Шопенгауэру, только отрицательные величины. Основные идеи философии Шопенгауэра становятся все более популярными уже в самом конце его жизни, к нему приходит известность, появляются ученики, выходят другие книги. Мир менялся, и люди начали замечать, что имеют дело не с чудаковатым философом, а с мудрецом и пророком.

Информация о работе Философия Шопенгауэра