Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 19:09, реферат
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение заключающее ответы на вопросы наук: математических, естественных и общественных.
Введение 3
1. Философское учение софистов 4
2. Релятивизм софистов 5
3. Представители философии софистов…………………………. 7
4. Софизмы……………………………………………………………………12
5. Характер воззрений 13
Заключение 14
Список используемой литературы 16
Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости».
Горгий утверждал, что он учит не добродетели и мудрости, а только ораторскому искусству. Речь Горгия отличалась особой поэтической выразительностью. Он разработал и применял особые риторические приемы, прозванные горгианскими фигурами: аналогичные по форме и соответствующие по объему фразы, использование параллельных членов предложения и членов предложения, находящиеся в антитезе. Для сочинений Горгия характерно ритмическое оформление и подобное звучание завершений.
Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьёзностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приёмов надолго сохранили название «горгианские фигуры» («горгиевы фигуры»). Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.
Согласно Горгию,
истинного знания не существует, ведь
даже то, что мы лично пережили, мы
припоминаем и познаем с
Рассуждения
Горгия являются типичным примером построений
софистов, получивших название софизмы.
Софизмы представляют собой рассуждения,
направленные на то, чтобы убедить
человека в чем-то абсурдном, сбить
с толку, заставить оппонента пускаться
бесплодные словопрения. Многие софизмы
основаны на многозначности слов или даже
на их созвучии. Другие представляют собой
ошибочно построенные силлогизмы или
подстановку другого значения в термины
силлогизма. Самым известным примером
софизма являются "Рогатый" ("Ты
не терял то, что у тебя есть. Но ты те терял
рога. Следовательно, они у тебя есть")
и "Пес" ("Этот пес -- отец. Но он
-- твой. Значит пес -- твой отец").
Софистические
уловки вошли в число приемов
эристики -- искусства любой ценой
брать верх в споре. Однако софизмы имели
также положительное педагогическое значение,
приучая человека анализировать высказывания
и вдумываться в речь других.
Софизмы,
их цели и способы их обнаружения
классифицировал Аристотель (в трактате
"О софистических
Хотя некоторые софисты были последователями аристократической партии, большинство из них целиком и полностью стояли на стороне рабовладельческой демократии. Их философские воззрения по большей части имели материалистический и атеистический характер.
Сохранились мысли Продика, который естественным образом пытался объяснить возникновение религии. Он утверждал, что «солнце, луну, реки, источники и все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами».
Также
с откровенной декларацией
Вопрос о возникновении общества софисты решают с позиций стихийного материализма. Они отдают предпочтение, естественному порядку вещей, предпочитая его закону как социальной норме. Софисты высказывали идеи равенства всех людей. Так, Алкидамант заявлял, что «бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом». Антифонт и Ликофрон отвергали преимущества знатного происхождения.
Софисты учили не только риторике и философии, они занимались математикой, поэзией, музыкой, астрономией и т.д. Опираясь на свои убеждения о важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор первым разделил «речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ, предписание и назвал их корнями речи». Продик был известен своими рассуждениями о синонимах.
Деятельность софистов вызывала недовольство народа, поскольку многие софисты критиковали традиционные религиозные убеждения.
В
период своего становления человеческое
познание направлено “вовне”, на объективный
мир. И первые греческие философы
стремятся сконструировать картину мира,
выявить всеобщие основания бытия этого
мира. Накопление философией объема знаний,
разработка инструментария мышления изменения
общественной жизни, под влиянием которых
формируется человеческая личность, формирование
новых общественных потребностей обусловили
дальнейший шаг в развитии философской
проблематики. Происходит переход от преимущественного
изучения природы к рассмотрению человека,
его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистско-
Перенос
акцента в философском