Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 01:59, реферат

Описание

Сократ -- великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



Глава 1. Краткая биография Сократа


Глава 2. Философия Сократа

2.1. Познай самого себя

2.2. Добродетель - это знание

2.3. Диалоги

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Р Е Ф Е Р А Т.docx

— 28.73 Кб (Скачать документ)

Р Е Ф Е Р  А Т

По дисциплине: «Философия»

На тему: «Философия Сократа»

2006 год

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ  
 

Глава 1. Краткая биография  Сократа  

Глава 2. Философия  Сократа 

2.1. Познай самого  себя 

2.2. Добродетель - это знание 

2.3. Диалоги 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сократ -- великий  античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит  у истоков рационалистических и  просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль  философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический  финал -- окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой  Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с  половиной тысячелетий дошла  до наших дней.

Сократом интересовались и увлекались во все време-на. От века к веку аудитория его собеседников изменя-лась, но не убывала. И сегодня  она, несомненно, много-люднее, чем когда  бы то ни было.

В центре сократовской мысли -- тема человека, про-блемы жизни  и смерти, добра и зла, добродетелей и поро-ков, права и долга, свободы  и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы -- поучительный и авторитетный пример того, как  можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение  к Со-крату во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей  эпохи и но-визне задач, не исключение.

Современные обращения  к Сократу - это не просто академическая  дань уважения к общечеловеческому  авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его  любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в  наши дни духовному влиянию.

Глава 1. Краткая биография  Сократа

Сократ родился  в мае-июне 469 г. до н. э. (четвертый  год 77-ой Олимпиады) в семье афинского  каменотеса Софрони-ска и повитухи Фенареты. В дошедших до нас сведениях  о Сократе правда в ряде случаев  дополнена вымыслом. Они порой  носят анекдотический, полулегендарный  характер. Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди  афинян. Но кое-что все же известно.

Сократ был в  семье вторым ребенком. Одна из библиографических  легенд сообщает, что отец Софрониск, по принятому тогда обыкновению, в связи с рождением Сократа  обратился к оракулу с вопросом о характере обращения с сыном  и воспитания его. Смысл божественного  наставления был примерно таков: «Пусть сын делает то, что ему  заблагорассудится; отец не должен его  к чему-то вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, Предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и  влечений. В иных заботах его сын  не нуждается, так как он уже имеет  внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и  воспитателей».

Как и остальные  афинские дети, Сократ получил общедоступное  начальное образование, которое  было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и  преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое мусическое и гимнастическое воспитание, причем к мусическому относились все  искусства - поэзия, музыка, театр, изобразительное  искусство, скульптура, искусство счета, речи, и даже философия. Конечно, имелось  в виду приобщение детей в афинских гимназиях лишь к зачаткам таких  знаний и умений.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, в отношении его, как и  других его сверстников, решался  весьма существенный вопрос о наделении  гражданскими правами и официальном  признании Афинского государства. В соответствии с законом, гражданином  Афин признавался лишь тот, чьи оба  родителя - афинские граждане. Процедура  подтверждения этого факта была довольна сложной.

Успешно пройдя необходимую  процедуру, молодой Сократ, подобно  другим своим сверстникам, принял следующую, обязательную в Афинах, гражданскую  присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым  буду идти в строю, но буду защищать и храмы, и святыни - один и вместе со многими. Отечество оставлю после  себя не умаленным, а большим и  лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно  существующих, и повиноваться установленным  законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни».

В бурных перипетиях своей жизни, до ее трагического финала, Сократ оставался верным этой присяге, мужественным и законопослушным  патриотом афинского полиса.

Статус полноправного  гражданина Афин предоставлял много  значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных  и т.п.) льгот его обладателю и  выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.

О первых занятиях Сократа, после того как он перешагнул возраст 18-ти лет и достиг двадцатилетия, существует несколько версий. Вероятно всего, он занялся делами отцовской  профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни. Помимо значительных физических усилий, этот труд - почти  среднее между ремеслом и искусством - требовал большого мастерства и тонкого  умения. По одной из библиографических  легенд от работы каменотеса Сократа  избавил Критон, его сверстник  и товарищ. Влюбленный в душевные качества Сократа и обладая достаточным  богатством, Критон предоставил своему другу возможность совершенствоваться в философии. Эта версия в известной  мере питается из того достоверного источника, согласно которому Критон в зрелые годы был преданным другом, слушателем и последователем Сократа, готовым  помочь ему в жизненных невзгодах.

Около начала Пелопонесской  войны Сократ выступил с устным изложением своего философского учения и вскоре собрал вокруг себя круг учеников, большая  часть которых оказалась врагами  общественно-политического строя. Это  обстоятельство, а так же критические  высказывания самого Сократа, направленные против правителей Афин, которые во главе с Анитом привлекли Сократа  к суду. Мотивом для обвинения, по существу политического, послужило  религиозное легкомыслие Сократа, который отрицал старых богов  и почитал новое божество. По приговору  суда Сократ в мае 399 г. до н.э. выпил  кубок яда.

Глава 2. Философия  Сократа.

2.1. Познай самого  себя.

Согласно приводимому  Аристотелем преданию, Сократ в молодости  посетил Дельфы (Дельфийский храм пользовался громадным авторитетом  среди всех эллинов). Его взволновала  и захватила призывная надпись  «Познай самого себя». Это изречение  послужило толчком к философствованию и предопределило основное направление  его философских поисков истины. Сократ воспринял это изречение  как призыв к познанию вообще, и  выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении  с божественной мудростью. Речь шла  о принципе познания человеком своего места в мире.

Сократовское проникновение  в существо человеческих требовало  новых, истинных путей познания. Философский  интерес Сократа к проблемам  человека и человеческого познания знаменовал собой поворот от прежней  натурфилософии к моральной философии. Человек и его место в мире стали центральной проблемой  этики Сократа и главной темой  всех его бесед. Переход от натурфилософии к моральной философии, связанный  с именем Сократа, произошел не сразу. Первоначально, молодой Сократ был  охвачен настоящей страстью к  Познани. Природы, к исследованию причин земных и небесных явлений, их возникновению  и гибели. В подобных стихийно-научных  размышлениях Сократ опирался на натурфилософские положения своих предшественников. Предложенные ими объяснения явлений  природы не удовлетворяли молодого Сократа. В пору этого разочарования состоялось знакомство Сократа с учением Анаксагора. Сократу на время показалось, что он нашел, наконец, учителя, который ему откроет причину бытия. Но вскоре он увидел непоследовательность учения Анаксагора.

Она состояла в том, что Ум вначале провозглашается  им в качестве принципа, который  всему в мире сообщает порядок  и служит причиной, но когда дело доходит до объяснения конкретных явлений, этот Ум бездействует, поскольку порядок  вещей и их причины определяются не этим Умом, а самими природными вещами - водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем  самым подменяется понятие причины  естественных явлений самими этими  явлениями, их столкновениями и стихийной  игрой. По Сократу же, истинная причина  естественных явлений коренится  не в них самих, а в божественном разуме и мощи; сами же явления природы - лишь сфера приложения причины, но не ее источник.

Придя к выводу о  неправильности исследования причины  бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием  истины является соответствие того, что  познается, своему понятию.

Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого  предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это  знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для  его повседневной жизни. Поэтому  ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений  и отношений - в том, чтобы научиться  разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в  мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой  как человеком» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, I, 24..

Философски возвысив разум и признав за ним универсальную  мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало  в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым  он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».

2.2. Добродетель - это знание.

В центре всего сократовского  философствования стоят вопросы  о нравственных добродетелях, моральных  качествах человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика. Этически сориентирована и его  теория познания, гносеология. Нравственно-этический  смысл человеческих поисков истины и овладение знанием предопределяется тем. Что истоки и знания, нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой  человеческой добродетели оказывается  его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает  характер морального действия, нравственного  акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.

Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек  не в силах знать все. «Человеку, - говорил Сократ,- невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, IV,8..

Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит  по сравнению с божественной мудростью. И уже совсем мало что значит в  этом отношении обыденное, непросвещенное мнение.

Сократовское положение  о мудрости знания человеком границ своего знания и незнания - «я знаю. Что ничего не знаю» - как раз и  фиксирует отношение человеческого  познания к божественному разуму. Знание божественно, и только оно  возвышает человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считает. Сократ, чурается знаний и  руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. Сократ отстаивал принцип всеобщего  господства разума - в природе, в  отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе это  проявляется как гармония и целесообразность во всем мироздании; в отдельном  человеке как господство разумной души над природным и неразумным телом; в обществе - как господство разумных законов и установлений, как правление  знающих. Игнорирование этого, отклонение от правильного пути являются, по Сократу, следствием незнания.

Главной задачей  философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного  мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-тал делом ненужным и безбожным. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относи-тельно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал де-лать это  своим ученикам. Он делал жертвоприношение богам и старательно выполнял все религиозные обряды.

Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как  идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшим  для него яв-ляется дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для  обраще-ния к собственному Я, к  субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая  этика Сократа перерастает в  теологию.

Он выступает против детерминизма древнегреческих материалистов  и наме-чает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунк-том для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей це-лью пользу человека.

Информация о работе Философия Сократа