Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 01:59, реферат
Сократ -- великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Краткая биография Сократа
Глава 2. Философия Сократа
2.1. Познай самого себя
2.2. Добродетель - это знание
2.3. Диалоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Философия Сократа»
2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Краткая биография
Сократа
Глава 2. Философия Сократа
2.1. Познай самого себя
2.2. Добродетель - это знание
2.3. Диалоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сократ -- великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К. Маркс - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический финал -- окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней.
Сократом интересовались и увлекались во все време-на. От века к веку аудитория его собеседников изменя-лась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, много-люднее, чем когда бы то ни было.
В центре сократовской мысли -- тема человека, про-блемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и поро-ков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские беседы -- поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Со-крату во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и но-визне задач, не исключение.
Современные обращения к Сократу - это не просто академическая дань уважения к общечеловеческому авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в наши дни духовному влиянию.
Глава 1. Краткая биография Сократа
Сократ родился в мае-июне 469 г. до н. э. (четвертый год 77-ой Олимпиады) в семье афинского каменотеса Софрони-ска и повитухи Фенареты. В дошедших до нас сведениях о Сократе правда в ряде случаев дополнена вымыслом. Они порой носят анекдотический, полулегендарный характер. Мало достоверных сведений о детстве и вообще первой половине жизни Сократа, когда он еще не приобрел широкую популярность среди афинян. Но кое-что все же известно.
Сократ был в семье вторым ребенком. Одна из библиографических легенд сообщает, что отец Софрониск, по принятому тогда обыкновению, в связи с рождением Сократа обратился к оракулу с вопросом о характере обращения с сыном и воспитания его. Смысл божественного наставления был примерно таков: «Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится; отец не должен его к чему-то вынуждать и от чего-то удерживать. Отцу лишь следует молиться Зевсу и Музам о благом исходе дела, Предоставив сына свободному проявлению своих склонностей и влечений. В иных заботах его сын не нуждается, так как он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей».
Как и остальные афинские дети, Сократ получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса (города-государства), его будущего полноправного и преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое мусическое и гимнастическое воспитание, причем к мусическому относились все искусства - поэзия, музыка, театр, изобразительное искусство, скульптура, искусство счета, речи, и даже философия. Конечно, имелось в виду приобщение детей в афинских гимназиях лишь к зачаткам таких знаний и умений.
Когда Сократу исполнилось
18 лет, в отношении его, как и
других его сверстников, решался
весьма существенный вопрос о наделении
гражданскими правами и официальном
признании Афинского
Успешно пройдя необходимую процедуру, молодой Сократ, подобно другим своим сверстникам, принял следующую, обязательную в Афинах, гражданскую присягу: «Я не посрамлю священного оружия и не покину товарища, с которым буду идти в строю, но буду защищать и храмы, и святыни - один и вместе со многими. Отечество оставлю после себя не умаленным, а большим и лучшим, чем сам его унаследовал. И я буду слушаться властей, постоянно существующих, и повиноваться установленным законам, а также и тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми. И я буду чтить отеческие святыни».
В бурных перипетиях своей жизни, до ее трагического финала, Сократ оставался верным этой присяге, мужественным и законопослушным патриотом афинского полиса.
Статус полноправного гражданина Афин предоставлял много значительных (политических, правовых, материальных, морально-религиозных и т.п.) льгот его обладателю и выгодно отличал последнего от всех других лиц, по тем или иным основаниям проживавших в афинском полисе.
О первых занятиях Сократа,
после того как он перешагнул возраст
18-ти лет и достиг двадцатилетия,
существует несколько версий. Вероятно
всего, он занялся делами отцовской
профессии и какое-то время тоже
обрабатывал камни. Помимо значительных
физических усилий, этот труд - почти
среднее между ремеслом и искусством
- требовал большого мастерства и тонкого
умения. По одной из библиографических
легенд от работы каменотеса Сократа
избавил Критон, его сверстник
и товарищ. Влюбленный в душевные
качества Сократа и обладая достаточным
богатством, Критон предоставил своему
другу возможность
Около начала Пелопонесской
войны Сократ выступил с устным изложением
своего философского учения и вскоре
собрал вокруг себя круг учеников, большая
часть которых оказалась
Глава 2. Философия Сократа.
2.1. Познай самого себя.
Согласно приводимому
Аристотелем преданию, Сократ в молодости
посетил Дельфы (Дельфийский храм
пользовался громадным
Сократовское проникновение
в существо человеческих требовало
новых, истинных путей познания. Философский
интерес Сократа к проблемам
человека и человеческого познания
знаменовал собой поворот от прежней
натурфилософии к моральной философии.
Человек и его место в мире
стали центральной проблемой
этики Сократа и главной темой
всех его бесед. Переход от натурфилософии
к моральной философии, связанный
с именем Сократа, произошел не сразу.
Первоначально, молодой Сократ был
охвачен настоящей страстью к
Познани. Природы, к исследованию причин
земных и небесных явлений, их возникновению
и гибели. В подобных стихийно-научных
размышлениях Сократ опирался на натурфилософские
положения своих
Она состояла в том,
что Ум вначале провозглашается
им в качестве принципа, который
всему в мире сообщает порядок
и служит причиной, но когда дело
доходит до объяснения конкретных явлений,
этот Ум бездействует, поскольку порядок
вещей и их причины определяются
не этим Умом, а самими природными вещами
- водой, воздухом, эфиром и т.п. Тем
самым подменяется понятие
Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как он ее понимал, эмпирическим путем, на основе данных органов чувств, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия и отвлеченных понятий. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.
Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не бытием, но со знанием о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия.
Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания - природных, людских и божественных явлений и отношений - в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, «каков он по отношению к пользованию собой как человеком» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, I, 24..
Философски возвысив разум и признав за ним универсальную мощь, Сократ подчинил его господству все космические и земные дела. Знание в трактовке Сократа предстало в качестве единственного должного регулятора и подлежащего критерию человеческого поведения. Тем самым он вдохнул новую жизнь в старую мудрость: «Познай самого себя».
2.2. Добродетель - это знание.
В центре всего сократовского
философствования стоят вопросы
о нравственных добродетелях, моральных
качествах человека. По существу своему
учение Сократа - это философия морали,
этика. Этически сориентирована и его
теория познания, гносеология. Нравственно-этический
смысл человеческих поисков истины
и овладение знанием
Истинное познание - познание посредством понятий - доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. «Человеку, - говорил Сократ,- невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр» Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, IV,8..
Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью. И уже совсем мало что значит в этом отношении обыденное, непросвещенное мнение.
Сократовское положение
о мудрости знания человеком границ
своего знания и незнания - «я знаю.
Что ничего не знаю» - как раз и
фиксирует отношение
Главной задачей
философии он полагал рациональное
обоснование религиозно-
Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшим для него яв-ляется дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обраще-ния к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Он выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и наме-чает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунк-том для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей це-лью пользу человека.