Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:17, контрольная работа
Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический аппарат оказался бесполезен.
Примечательны слова известного отечественного физика и философа С.Сипарова (цитата из предисловия к физическим страницам сайта «Со-знание»):
«Я пишу его (предисловие – Н.Л.) потому, что хотелось бы, чтобы возникло некое связующее звено между тем, что написано в "гуманитарной" части сайта, доступной практически всем, но, возможно, неинтересной людям с естественнонаучным складом ума или характера, и тем, что написано ниже. Фокус тут в том, что физические результаты, полученные в следующих далее статьях, имеют непосредственное отношение к мировосприятию, которому посвящена гуманитарная часть. Я ответственно заявляю, что сначала выдумывал ответы, а потом придумывал, как их получить (по ходу дела они обрастали количественными подробностями). После чего они из "фантазий" становились "научными результатами" и подвергались публикации в соответствующих журналах. Это представляет собой прямую иллюстрацию того процесса, который был доведен до алгоритма в статье "Физический мир как функция сознания наблюдателя".»
1.Введение
2. Человек в философии Сократа.
3.Формы общественного сознания
4. Выводы
5. Список используемой литературы.
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, \в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности. В структуре экономического сознания следует прежде всего выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены прежде всего условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Таким образом экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология - это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем. В экологическом сознании проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д. Предметом экологического сознания выступает отношение к природе человека и общества. Экологическое сознание отражает действительный мир в форме таких понятий, как "экологическая обстановка", "экологический баланс", "экологический кризис", "зона экологического бедствия" и другие. Кроме того, здесь присутствуют и определенные ценности и нормы. Экологическое сознание заключает в себе определенные знания о природе и месте человека в ней, экологические оценки происходящих процессов, чувства любви к природе. Экологическое сознание призвано выполнять определенные социальные функции. Оно имеет прежде всего познавательную, воспитательную и практическую функции. Экологическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания, и прежде всего с такими, как нравственное, эстетическое, правовое, политическое, экономическое. Современная экологическая обстановка требует от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть отражены и в правовом, и в политическом сознании. Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность , в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.
Моральное
сознание – включает в себя познание,
знание, волевое побуждение и определяющее
воздействие на моральную деятельность,
и моральные отношения. Сюда также относят:
моральное самосознание, моральную самооценку.
Моральное сознание всегда аксиологично,
ибо в каждом своем элементе оно заключает
оценку с позиции выработанной системы
ценностей и опирается на определенную
совокупность моральных норм, образцов,
принципов традиций и идеалов. Моральное
сознание как система оценок со знаками
плюс или минус, отражает действительность
сквозь призму одобрений и осуждений,
через противоположность добра и зла,
отношение и деятельность, намерения -
эти категории в вопросах этики имеют
первостепенное значение. Аристотель,
впервые в европейской этике всесторонне
рассмотрел понятие «намерение», понимал
его именно как основание добродетели
и сознательно противопоставлял, отличал
от воли и представления («Никомахова
этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не
имеет дело с тем, что невозможно осуществить,
а направлено на то, что во власти человека,
оно касается средств достижения цели
(нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным)
в отличие от воли вообще, которая может
иметь дело с невозможным (желание бессмертия,
например), и направлять на то, что вне
нашей власти (желание победы тому или
иному атлету в соревновании), касается
целей человека. Рациональное зерно мысли
Аристотеля, согласно которой намерение
касается средств, а воля - целей человеческой
деятельности, состоит в том, что содержанием
намерения могут быть, как правило, цели
осуществимые, реальные, взятые в единстве
со средствами их достижения. Намерение
также не есть представление. Первое всегда
практически ориентировано, выделяет
в мире только то, что во власти человека,
второе простирается на все: и на вечное,
и на невозможное; первое различается
добром и злом, второе - истинностью и ложностью;
первое есть указание к действию, говорит
о том, чего добиваться и чего избегать,
что делать с предметом; второе анализирует,
что такое сам предмет и чем он полезен;
первое хвалят, когда оно сообразуется
с долгом, второе - когда оно истинно; первое
касается того, что известно, второе того,
что нам неизвестно. К тому же, завершает
свою сравнительную характеристику Аристотель,
лучшие намерения и лучшие представления
встречаются не у одних и тех же людей.
Собственный существенный признак намерения
Аристотель усматривает в том, что ему
предшествует предварительный выбор,
взвешивание мотивов, под которыми он
прежде всего понимает различную побуждающую
роль разума и удовольствий: « Оно есть
нечто, что избирается преимущественно
перед другими».
4.Выводы
1. Согласно сократовской концепции, гражданин и полис неравноправны, как, например, не равны в своих правах отец и сын, господин и подчиненное ему лицо. Сократ развивал своеобразную версию договорной связи гражданина и государства, согласно которой Отечество и Законы выше и дороже отца и матери; именно они являются для граждан высшими родителями, воспитателями и повелителями. Любой афинянин, достигнув совершеннолетия, пояснял Сократ, мог в соответствии с законами без всяких препятствий покинуть со всем своим имуществом государство, если его порядки ему не нравятся, и отправиться куда ему угодно - либо в колонию этого же государства, либо в другое государство. Поэтому остающиеся в данном полисе в качестве его членов граждане тем самым на деле соглашаются выполнять все веления государства и его органов. Подобная законопослушность, ярко продемонстрированная Сократом всей его жизнью и драматической смертью, восходила к традиционным эллинским представлениям о роли закона для упорядоченной и справедливой жизни в полисе. Ценность человека не в его силе и способности к насилию во имя власти, но в его разуме, в его понимании блага полиса и владении политической добродетелью. А это требует соответствующего воспитания и учения. Политические добродетели, как и прочие человеческие добродетели, развиваются путем изучения и прилежания. Те, кто готовится к политической деятельности и властвованию, должны, по Сократу, научиться воздержанности во влечениях и постигнуть знания, необходимые для пользы полиса и его граждан. Всякий человек, даровитый или бездарный, должны по Сократу, учиться и упражняться в том в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если предварительно изучили предмет своей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Управление делами полиса на основе знания есть, по оценке Сократа, единственный надежный путь ко всеобщему благу. Сократ, сам непосредственно не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его философско-просветительских усилий. Однако, «нельзя даже приблизиться к пониманию Сократа, пока мы не уясним себе ту пропасть, что отделяет его молодость и первую пору зрелости, протекшие в социальной атмосфере довоенной Европы, от событий послевоенного времени»
2.Существование
различных форм общественного сознания
определяется богатством и многообразием
самого объективного мира – природы и
общества. Различные формы сознания отражают
отношения между классами, нациями, социальными
общностями и группами, государствами
и служат основой политических программ.
Имея своеобразный предмет отражения,
каждая форма сознания имеет свою особую
форму отражения: научное понятие, моральную
норму, религиозную догму, художественный
образ.
1. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в философию. – М., Просвещение, 1995;
2. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С., Введение в филосо1. Введение в философию. Ч.1 М., 1989.
3.
Философия. Учебник. М.:ТОН
4. Философия. Учебник для вузов. 1995
5. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М.,1990.
6. Соловьев
В.С. Исторические дела философии
// Из истории русской
Сетература:
1. Сознание. http://www.so-znanie.nm.ru
2.
Концепции современного
фию. – М., Просвещение, 1995;