Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:32, доклад
Философия была в Средние века просто инструментом религиозной деятельности. Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство Бессмертия души и Оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику.
Средневековая философия (общая характеристика)
В общем, философия
была в Средние века просто инструментом
религиозной деятельности. Основной
задачей философии считалось
обоснование религиозных
«Творческий метод средневекового философа, как и метод художника той эпохи, можно назвать Иконографическим. Его задача – передать современникам и потомству образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя… Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными»[1].
Средоточием философского мышления, каким в античности была Идея Космоса, становится теперь Идея Бога.
Патристика. Мировоззрение Аврелия Августина.
Термин «патристика» происходит от лат. «патер»- «отец».
Патристика представляет
собой религиозно-философское
В патристике обсуждались следующие вопросы:
- троичность Бога
и соотношение между
- природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;
- соотношение свободы и благодати;
- отношение веры и разума.
Аврелий Августин Блаженный (354-430) был римским философом, одним из осноположников христианской философии. Родился в Римской колонии –городе Тагасте (Северная Африка) у матери-христианки и отца-язычника. Учился в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Занимался философией, в молодости интересовался скептицизмом, испытал влияние трудов Плотина (последователя Платона), увлекался аллегорическим истолкованием Библии. В 387 г. принял христианство, в 391 г. Стал пресвитером, в 395 – епископом.
Основные труды: «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков», «О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об учителе», «О музыке».
Главная проблема трудов Августина – взаимоотношение Бога и мира. Его взглядам присущи принципы теоцентризма (Бог – источник и причина всего) и креационизма (мир создан Богом из ничего). Существует «личный» Бог, запредельный миру, созданному им. Он – конечный и исходный пункт всех человеческих действий. Он – носитель воли, творит мир по доброй воле из ничего. Но в уме у Бога - прототипы реального мира, «образцы». Сотворенный мир – единство бытия и небытия. Сотворение мира – чудо. Бог передает в «пользование» природе законы, но при этом не забывает о мире, постоянно печется о нем (Это названо провиденциализмом – божественной предопределенностью всех событий). Свое попечительство Бог не оставляет, иначе мир может исчезнуть (концепция «непрерывного творения»). Мир, с точки зрения Августина, представляет собой устойчивую иерархию, в нем – всему свое Место. Внизу – неодушевленные тела (существуют), далее – растения (существуют и живут), выше – животные (существуют, живут, ощущают), на самом верху – человек (существует, живет, ощущает, обладает бессмертной душой).
Человек разделяет время на прошлое, настоящее и будущее. Прошедшее остается в памяти, будущее производно от надежды.Мир - градация добра. Зло не «онтологично», оно не существует само по себе; это – умаление добра. У Августина имеет место оправдание Бога за зло в мире (учение о теодицее). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены(«без болезни не было бы здоровья»).
Человек, сотворенный Богом, наделен свободой воли («первородный грех»- выбор зла). Зло - результат высокомерия человека, стремящегося встать вровень с Богом, его желания абсолютизировать собственную неполноту, ограниченность своих возможностей.
Душа человека уникальна, бессмертна, но при этом она неразрывно связана с телом. Необходимо не умерщвлять, а «просветлять» плоть. Душа человека – это ум, память и воля (отражение троичности Бога). Августин был хорошим психологом (даже – психоаналитиком): он учил, что человек должен «помнить себя», «знать себя» и «любить себя».
Дуализм человека - дуализм его помыслов; можно жить «по закону плоти» и «по закону Духа». Задачи человека грандиозны, и без помощи Бога не обойтись. Несовершенство человека толкает его к изменениям и ведет к самосовершенствованию. Приоритет веры над разумом, по Августину, - не «отключение» познавательной способности человека, но избавление от самонадеянности, излишней уверенности в универсальности и безотказности разума. Философ учит: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого».
Августин резко противопоставлял государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Он называл государство областью непрерывной борьбы, войны, конфликта. В отличие от государства церковь основана на самоотверженной любви Бога к человеку.
История у Августина, в отличие от языческих концепций, подобна летящей стреле (до этого существовала идея повторения событий, круговорота); она имеет начало, смысл и свое завершение.
Западноевропейская схоластика
Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.
Учение Фомы Аквинского (Аквината).
Фома Аквинский (1221-1274) – главный мыслитель эпохи зрелой схоластики. В 1244 г. он вступил в орден доминиканцев, затем отправился в Парижский университет, став учеником Альберта Больштедта (Великого), а позже – в Кельнский университет. Вернувшись в Париж в 1252 году, Фома становится бакалавром, затем – магистром, потом – доктором теологии.
Основные труды Фомы Аквинского: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросах истины», «О вечности мира», «О единстве теологического интеллекта». Все работы он писал на латыни.
Фома Аквинат является систематизатором ортодоксальной схоластики. Одновременно он – создатель собственного учения (томизма), синтеза идей Аристотеля и христианства.
Фому Аквинского почтительно называли «Ангельским доктором».
Одна из главных проблем учения Аквината, как и у его предшественников, - проблема соотношения знания и веры. Знание и вера не противоречат друг другу, а друг друга дополняют. Некоторые истины Откровения не доступны разуму, а являются предметом веры, например, триединство Бога (об этом писал еще Тертуллиан), но многие другие истины вполне доказуемы и поддаются анализу. Если разум ошибается, большего доверия заслуживают положения веры. Когда философские идеи противоречат Откровению, то значит, философы не правы (приоритет веры над знанием).
Размышляя над проблемами универсалий, Фома Аквинский был сторонником умеренного реализма. Он признает троякое существование универсалий: в уме Бога (до конкретных вещей), в конкретных вещах, в уме человека (после конкретных вещей).
Понимание «универсалий» Аквинатом тяготеет к аристотелевскому учению о «форме» как сущности вещей. При этом не всякая сущность обладает существованием (они сливаются только у Бога), для других сущностей необходим Божественный акт творения, где сущность приобретает существование (бытийный акт).
У Аквината имеет место отождествление аристотелевской Первоформы (она же – Перводвигатель, Первопричина, Мировой Ум) и христианского (Ветхозаветного) Бога. При этом взамен дуализма Аристотеля, где материя – вечна и несотворима, Аквинат демонстрирует идеалистический монизм (материя – продукт Божественного творения).
Что касается понимания природы человека, то она, согласно взглядам средневековья, является соединением материального тела и нематериальной души. Индивидуальная человеческая душа получает свое полное осуществление только при соединении с телом (может, в частности, обладать разумом – «могущественнейшей природой человека»). Такое понимание было противопоставлено идеям платоников-августианцев, которые, подражая Платону, называли тело «темницей» для души.
Аквинат разработал пять доказательств бытия Бога: космологическое, каузальное (причинностное), онтологическое, догматическое (по степени совершенства). телеологическое. Космологическое доказательство связано с доказательством наличия перводвигателя (все находится в движении, поэтому с необходимостью должен существовать первый источник движения). Каузальное доказательство основано на признании наличия во всех вещах обусловливающих их причин, которые находятся вне данных вещей. Это предполагает наличие первопричины всех вещей – Бога. Онтологическое доказательство основано на признании наличия в мире множества случайных вещей, существование которых необязательно, за которыми должно быть что-то иное, что необходимо, а не случайно, то, что имеет необходимость в самом себе, иначе мир исчезнет. Это – Бог. Догматическое доказательство связано с тем, что в мире существуют вещи разной степени совершенства, которые восходят к наличию первого эталона – максимально совершенного и благородного, что есть Бог. Телеологическое доказательство связано с тем, что каждый объект (даже неосуществленный) стремится к некой цели, финалу. Значит, в мире должна существовать высшая сила, которая направляет природные существа к цели. Данная сила – Бог.
В 1323 г. католическая церковь причислила Аквинского к лику святых.
Через много лет, в 1879 г., томизм был провозглашен официальным учением католической церкви, в современных условиях из него вышел неотомизм – одно из главных течений западной философии. Главным представителем данного направления стал Тейяр де Шарден.
В настоящее время Фому Аквинского продолжают считать крупнейшим представителем средневековой европейской философии.
Один участник спора утверждает, что такая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. Приведем пример начала спора: “Речь зашла об одном из соседних помещиков. “Дрянь, аристократишко”,— равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
— Позвольте вас
спросить,— начал Павел
— Я сказал: “аристократишко”,— проговорил Базаров...
— Точно так-с; но
я полагаю, что вы такого же мнения
об аристократах, как и об аристократишках.
Я считаю долгом объявить вам, что я этого
мнения не разделяю. Смею сказать, меня
все знают за человека либерального и
любящего прогресс; но именно потому я
уважаю аристократов — настоящих...” (Тургенев
И. С. Отцы и дети).