Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 06:05, контрольная работа
В процессе переработки античного духовного наследия отцы церкви почти не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.
Введение.
1. Основные направления философии Средних веков: апологетика и патристика.
1.1 Апологетика
1.2 Патристика.
2. Философия Ф.Аквинского
3.Спор об универсалиях
4. Схоластика.
Заключение.
Список литературы.
Названный трактат примечателен еще и тем, что в нем Гроссетест демонстрирует применение своего метода. Наблюдение за фактом, по терминологии Гроссетеста, называется резолюцией, что он и совершает, разложив, изолировав отдельные элементы феномена (описание рассеивания лучей на экваторе, в долинах и в горах). В начале трактата он также пришел с помощью дедукции к идее возникновения тепла посредством концентрации лучей. Соединение двух конечных результатов, по Гроссетесту, это метод композиции. Но это, с точки зрения Гроссетеста, не полная истина, ведь она достигнута естественным путем, при использовании резолюции и композиции. Более высокая истина в гносеологии Гроссетеста достигается озарением.
Гроссетест распространяет свою теорию света не только на неорганический мир и на жизнь, но и на теорию познания. Бог воздействует на мир посредством света, и душа человека, занимающая место, аналогичное месту Бога в макромире, воздействует на чувства и на все тело также посредством света.
Гносеология Гроссетеста выглядит следующим образом: 1) знание (scientia) возможно без помощи чувственного восприятия; 2) отдельные люди обладают интеллигенциями, способными видеть в божественном свете и единичные вещи, и универсалии, минуя чувственный опыт и даже логические процедуры; 3) абстрактно-теоретическое знание является результатом преодоления влияния чувственных впечатлений от внешнего «мира»; 4) сравнительный анализ знания, полученного интеллигибельным путем и чувственным (через резолюцию и композицию), требует «экспериментального универсального метода» (prmcipium universale experimentale).
Понятно, что
здесь слово «
Такое знание близко к античной доксе, т.е. знанию отдельных фактов, единичного, а не причин этих фактов, всеобщего и необходимого. В данном случае имеется в виду как внутренний, интеллектуальный, так и внешний чувственный опыт при господстве интеллектуального как высшего, его приобретение возможно лишь на пути устремления к богу как верховной истине. Поскольку, согласно Гроссетесту, истина каждой вещи состоит в согласии с ее основанием в божественном слове, ясно, что каждая полученная истина очевидна только в свете верховной истины, как цвет окрашивает тело только при свете, распространенном над ним. Неравноценность чувственного знания по сравнению с интеллигибельным, выстраивание иерархии истин — это одна из устойчивых тем средневековой гносеологии.
Как в свете вышесказанного оценить труды Гроссетеста, что нового он внес по сравнению со своими предшественниками, чем отличается Оксфордская школа от предшествующего и современного ей теолого-философского знания?
Как и другие схоластики, Гроссетест занимался комментаторством, он комментировал не только Священное писание, а и «Первую аналитику», «Этику» и «Физику» Аристотеля, труды Псевдо-Дионисия Ареопагита. Экзегетические упражнения были нужны Гроссетесту не для подтверждения Писания; он был одним из тех, кто интересовался не только богословской, но и натуралистической проблематикой в рамках схоластического философствования. Принцип сакрализации природы, с одной стороны, устранял возможность идеи эксперимента, но с другой, превращал природу в абсолют, а значит приглашал к ее изучению, хотя и ограничиваясь созерцанием. Количество «физических» работ Гроссетеста не уступает метафизическим: помимо названных трактатов он написал «О линиях, углах и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах».
Как явствует из содержания трактата «О свете». Бог фигурирует у Гроссетеста как форма, не имеющая материи, а свет — как материализованная форма, достойная всяческого изучения. Свет как аналог божественного освещения выступает на первый план, а теологическая проблематика является как бы фоном, на котором развиваются натуралистические изыскания главы Оксфорда. Можно также сказать, что, опережая свою эпоху на несколько веков, он высказывал взгляды в духе будущего деизма: свет как материальная субстанция пронизывает все бытие, а Бог как чистая нематериал и зованная форма участвует лишь в создании световой точки, а далее построение универсума осуществляется естественным путем.
Гроссетест заимствует у Платона постулаты первичности души, врожденности идей, вторичности чувственного опыта, осознаваемого как бледное отражение бытия идей, учение об иллюминизме. Но у Аристотеля епископ Линкольнский почерпнул интерес к натуралистическому видению мира как хорошо упорядоченной иерархизированной системы «природ» (naturae), постигаемых с помощью логического аппарата и математики.
Интересно, что Гроссетест считал Творца геометром, «сконструировавшим» универсум на основе простых и экономичных математических средств, что дало ему возможность в дальнейшем не вмешиваться в «мировую машину», интуиция епископа Линкольнского привела его к убеждению, что «математика является внутренней текстурой естественного мира, контролирующей его функции».
Натуралистическую
традицию Гроссетеста продолжил его ученик
и самый последовательный продолжатель
Роджер Бэкон (ок. 1214—1294). Ему первому приписывают
фразу «Знание — сила», так полюбившуюся
исследователям науки Нового времени.
Современники называли его «удивительным
доктором» (doctor mirabilis). Роджера Бэкона весьма
интересовала «метафизика света», и он
пытался смоделировать радугу в лабораторных
условиях. Ему принадлежат несколько «сумасшедших»
идей, на основе которых в Новое время
были сделаны изобретения, повлиявшие
на дальнейшее развитие европейской науки.
Это идея подводной лодки, летательного
аппарата, автомобиля. Наиболее известное
произведение Р. Бэкона называется «Большой
Труд» (Opus Majus). Независимость суждений
и неортодоксальность взглядов монаха-францисканца
привели его к заточению в тюрьму. Работы
были сожжены. В тюрьме Р. Бэкон написал
последнее большое сочинение «Компендий
теологии».
Заключение
Немало открытий
и множество терпеливых усилий еще
потребуется для того, чтобы мы
были в состоянии, не боясь серьезных
ошибок, подвести итог средневековой
мысли. Однако нам представляется, что
уже сейчас собранные отовсюду произведения
той эпохи позволяют
Прежде всего ложным оказалось утверждение, что средние века можно определить просто как эпоху интеллектуального поглощения и усвоения, все усилия которого были нацелены на обнаружение капитала, собранного античностью. Разумеется — и факты постоянно напоминают об этом, — нельзя понять и даже представить себе средневековую философию без философии древнегреческой. Аристотель, Платон и неоплатоники воспитывали и перевоспитывали человеческое мышление. Каждое обнаружение их произведений и каждый перевод, который делался с него, были равнозначны для людей средних веков открытию нового мира. Так что средневековая философия, предполагающая прежде всего хотя бы начальное усвоение греческой философии, сама была чем-то другим и гораздо большим.
Первое, что принадлежит
только ей в собственном смысле и
что многие стремятся не столько
оспорить, сколько упрекнуть за него
средневековье, — это формирование
схоластики, самой совершенной
Так, ограничения,
внесенные относительно использования
разума в области теологии, у св.
Фомы свидетельствуют о решающем
прогрессе в познании собственных
возможностей разума: если он запрещает
теологам доказывать догмат Троицы или
сотворение мира во времени, — это
значит, что ему известно, что
такое доказательство. Отсюда становится
понятным, почему, начиная с XII века,
мыслители средних веков
Как только спрашиваешь себя, в каких областях и до каких пределов средние века подготовили будущее, куда входит и наше настоящее, то сознательно выходишь за рамки чистой истории. Тогда суждения, которые мы выносим о настоящем, как бы возвращаются обратно в прошлое: так, два свидетеля, признающие одни и те же факты, оценят влияние, которое может оказать некий мыслитель XIII века на умы нашего времени, по-разному: один — как превосходное, а другой — как пагубное. Поэтому средние века остаются для нас как бы знаком противоречия. Ясно, что XIII век — это еще живое прошлое.
Чтобы узнать, действительно
ли философские положения
Теология может обойтись без философских дисциплин, говорит св. Фома в своей «Сумме теологии» ибо не от них, а от Бога черпает она свои принципы, но ей удобно пользоваться принципами философии.
Не случайно
некоторые идеи, которые рассматривались
как характерные для
Список литературы
1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 609.
2. Алексеев С.С. Философия права. - М.1998.
3. Блинников Л. В. Краткий словарь философов. - М., 1994.
4. Виндельбанд В. История философии. — СПб., 1998.
5. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.:Гардарики,2000.
6. История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.
7. История политических и правовых учений (под ред. В.С. Нерсесянца). - М.,1996.
8. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - М.,1998.
9. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. - М.,1986.
10. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджан К. Х. Философия. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство "Олма-Пресс" 2001 г.
12. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение. Вопросы философии,1997. - № 3.
13. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991
14. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
15. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. - Спб.,1998.
16. Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). - М.,1997.
17. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство "Гардарики" 1999 г.
18. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство "Русская Деловая Литература" 1999 г.
19. Философия. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрист, 1996.
20.
Фролов И. Т. Введение в
21. Харенберг Б. Хроника человечества. - М.,1996
22. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.