Философия в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, культура, которая уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
I. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.……..... 4
II. Этапы развития, основные проблемы и школы античной философии…….9
III. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в истории мировой культуры……………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………..………………………...23
Список литературы………………………………………………………..……..24

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по философии.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Творчество Платона и Аристотеля – выдающееся достижение в истории мировой культуры.

         Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху  великих потрясений, происходивших  в  современном  им   обществе. С этой точки  зрения было бы интересно, изучая философские и политические взгляды Платона и Аристотеля, рассматривать мировоззрения этих философов не в законченном виде, а проследить за их развитием, за тем, как бурные события общественной жизни в эпоху Платона и Аристотеля находили свое отражение в становлении их   философских систем.

         Вопрос о тысячелетней значимости  Платона возникает у каждого,  кто соприкоснулся с его мировоззрением  и с художественным стилем его произведений. Интерес к древнегреческому философу Платону, к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот человек – Платон. «... Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, – мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,  вдохновение, что  такое человек, в чем трудности его исканий и свершений»6, – писал В.Ф.  Асмус. Платон – первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном   существовании идей как общих и родовых понятий. Платон является первым в    Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир по Платону и не телесный космос,  лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество  единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его,  за его пределами.  Это самые общие закономерности, по  которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не   физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной,   первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.       

         Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя. На путях художественного осмысления действительности ему   пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко  противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей,   существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать  исключительно ради жизненных целей и ради понимания всей  действительности  как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом. Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных предпосылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.

         Небывалый размах и расцвет  философской мысли Платона   и Аристотеля всегда соединялся  у них  с  весьма  активной   политической деятельностью.   Как истые греки,  они были   бесконечно преданы своим патриотическим интересам и всеми   силами хотели   сохранить   Грецию   именно   периода ее  классики. Но уже тут им  пришлось  столкнуться с весьма   суровой судьбой греческого классического полиса,  быстро   шедшего к своей неминуемой гибели.  Система политических  взглядов изложена у Аристотеля   более богато и развернуто, чем у Платона.   В  трудах   Аристотеля можно  найти описание около 420 существовавших   в его  время  законодательных  систем  и  государственных   устройств. Аристотель,    в   отличие   от  Платона,   не   замыкается на     построении     какого-то     наилучшего   государственного устройства,   а  рассматривает  основные   принципы функционирования государства,  описывая при этом   несколько типов  как положительных,  так и отрицательных,   по его мнению, государственных систем. Платон в свою очередь был   убежден,    что  существует  абсолютная   истина, и весь трагизм его положения заключается  в  том,   что он  верил в немедленное и всестороннее осуществление   этой истины.   Будучи   именно   реставратором   погибшей   старины, Платон  хотел оставаться  и фактически  всегда   оставался по преимуществу  идеологом греческой классики   давнего периода греко-персидских войн. Гармония человеческой    личности,     человеческого   общества и  всей  окружающей  человека  природы – вот   постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути. Творчество античных  философов Платона  и Аристотеля   представляет интерес еще и потому,  что они имели  редкую   возможность практически  реализовывать  свои  философские   системы. Платон  приложил  немало  усилий  в  просвещении   сиракузского тирана  Дионисия  Младшего,   Аристотель имел   большое влияние на  императора  Александра  Македонского, был его   учителем.    Он   и   его   ученики  предлагали законодательные системы для  новых  греческих  городов  и   колоний. Если   подробно  изучить  биографию  Аристотеля,   можно только   удивляться,   как    последовательно    и   естественно совпадали у Аристотеля его философская теория  и жизненная практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию жизни может понимать   только тот,   кто в глубине этой  трагедии  видит   не  трагическую, а   чисто   эйдетическую,   или  идеальную,   действительность. Судьба героев в греческой трагедии  как   раз свидетельствует о наличии высших основ жизни, которые   только и   способны    осмыслить    трагическую    судьбу   действительности. И  Аристотель  доказал  это как в своей философской теории,  так и в своей практической  жизни  и   деятельности, для  него  и  сама  смерть оставалась актом  мудрости и невозмутимого спокойствия.       Идейный порыв,      принципиальная    настроенность,   самоотверженное служение   идеалу —  все  это  на  целые   тысячелетия сделали     философии  Платона  и  Аристотеля   необходимыми. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но   истина для   него дороже.   
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Если  рассматривать философию древнего мира в целом, следует оценить  огромное значение античной философии. Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом. В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

     Мы  кратко рассмотрели историю античной философии. В заключении следует  сказать, что античная философия, в  которой содержались зачатки  основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не “музей древностей”, а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

          

           
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Асмус В.Ф. «Античная философия». – М: «Высшая школа», 1999г.;
  2. Богомолов А.С. «Античная философия». – М.: МГУ, 1985г.
  3. Вундт В. «Введение в философию». – М.: ЧеРо, 1998г.
  4. Фролов И.Т. «Введение в философию». – М.: Издательство политической литературы, 1989г.;
  5. Чанышев А.Н. «Курс лекций по древней философии» ». – М., 1981г.

Информация о работе Философия в древнем мире