III.
Творчество Платона
и Аристотеля – выдающееся
достижение в истории
мировой культуры.
Платон и Аристотель создавали свои философские
картины мира в эпоху великих потрясений,
происходивших в современном
им обществе. С этой точки зрения
было бы интересно, изучая философские
и политические взгляды Платона и Аристотеля,
рассматривать мировоззрения этих философов
не в законченном виде, а проследить за
их развитием, за тем, как бурные события
общественной жизни в эпоху Платона и
Аристотеля находили свое отражение в
становлении их философских систем.
Вопрос о тысячелетней значимости
Платона возникает у каждого,
кто соприкоснулся с его мировоззрением
и с художественным стилем его произведений.
Интерес к древнегреческому философу
Платону, к его творчеству не ослабевает,
быть может, даже усиливается в наше время.
Во-первых, мнение даже самого обыкновенного
человека, жившего две с половиной тысячи
лет назад, интересно само по себе. Конечно,
интерес многократно усиливается, если
этот человек – Платон. «... Платон – один
из учителей человечества. Не будь его
книг, мы не только хуже понимали бы, кем
были древние греки, что они дали миру,
– мы хуже понимали бы самих себя, хуже
понимали бы, что такое философия, наука,
искусство, поэзия, вдохновение, что
такое человек, в чем трудности его исканий
и свершений»6, – писал В.Ф. Асмус.
Платон – первый в Европе последовательный
представитель объективного идеализма,
основатель этой философии. Объективный
идеализм Платона есть учение о самостоятельном
существовании идей как общих и родовых
понятий. Платон является первым в
Европе философом, заложившим основы объективного
идеализма и разработавшим его в целостном
виде. Мир по Платону и не телесный космос,
лишенный индивидуальности, и не отдельные
материальные вещи, наполняющие Вселенную.
Прекрасный, материальный космос, собравший
множество единичностей в одно нераздельное
целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными
физическими силами, но зато он управляется
законами, находящимися вне его, за
его пределами. Это самые общие закономерности,
по которым живет и развивается весь
космос. Они составляют особый надкосмический
мир и называются у Платона миром идей.
Увидеть их можно не физическим
зрением, а умственным, мысленно. Идеи,
управляющие Вселенной, первичны.
Они определяют жизнь материального мира.
Мир идей находится вне времени, он не
живет, а пребывает, покоится в вечности.
И самая высшая идея идей – это абстрактное
благо, тождественное абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называется
объективным, что он признает существование
вполне реального, независимого от сознания
человека, то есть объективного идеального
бытия. Платон создал теорию общего как
закона для единичного, теорию необходимых
и вечных закономерностей природы и общества,
противостоящую их фактическому смешению
и слепой нерасчлененности, противостоящую
всякому донаучному пониманию. Именно
эта сторона учения Платона об идеях в
значительной мере обусловила его тысячелетнюю
значимость в истории человеческой мысли.
Ученик Платона Аристотель
развил и критически переосмыслил философию
своего учителя. На путях художественного
осмысления действительности ему
пришлось столкнуться с тем искаженным
пониманием Платона, что идеи резко
противопоставлены миру вещей. На первый
план выдвигались идеи вещей, существующие
где-то в недосягаемых небесах, а вещи
оказывались брошенными в мир без всякого
их идейного наполнения. По мнению Аристотеля,
в реальном бытии совершенно невозможно
оторвать одно от другого и устанавливать
резкое противопоставление вещей и идей.
Таким образом, Аристотель сам не отрицал
роли идей в осмыслении материального
мира, но, становясь на путь критики крайнего
идеализма, свое собственное учение об
идеях пытался использовать исключительно
ради жизненных целей и ради понимания
всей действительности как художественного
произведения, пронизанного глубочайшим
идейным смыслом. Аристотель создает первую
в истории систему логики – силлогистику,
главную задачу которой он видит в установлении
правил получения достоверных выводов
из определенных предпосылок. Центр аристотелевской
логики составляет учение об умозаключениях
и доказательствах, основанных на отношениях
общего и частного. Формальная логика,
созданная Аристотелем, на протяжении
многих веков служила главным средством
научного доказательства.
Небывалый размах и расцвет
философской мысли Платона
и Аристотеля всегда соединялся
у них с весьма активной
политической деятельностью. Как
истые греки, они были бесконечно
преданы своим патриотическим интересам
и всеми силами хотели сохранить
Грецию именно периода ее
классики. Но уже тут им пришлось
столкнуться с весьма суровой
судьбой греческого классического полиса,
быстро шедшего к своей неминуемой
гибели. Система политических взглядов
изложена у Аристотеля более богато
и развернуто, чем у Платона. В
трудах Аристотеля можно найти
описание около 420 существовавших
в его время законодательных
систем и государственных
устройств. Аристотель, в
отличие от Платона, не
замыкается на построении
какого-то наилучшего
государственного устройства, а
рассматривает основные принципы
функционирования государства, описывая
при этом несколько типов как
положительных, так и отрицательных,
по его мнению, государственных систем.
Платон в свою очередь был убежден,
что существует абсолютная
истина, и весь трагизм его положения заключается
в том, что он верил в немедленное
и всестороннее осуществление этой
истины. Будучи именно
реставратором погибшей старины,
Платон хотел оставаться и фактически
всегда оставался по преимуществу
идеологом греческой классики
давнего периода греко-персидских войн.
Гармония человеческой личности,
человеческого общества и всей
окружающей человека природы –
вот постоянный и неизменный идеал
Платона в течение всего его творческого
пути. Творчество античных философов
Платона и Аристотеля представляет
интерес еще и потому, что они имели
редкую возможность практически
реализовывать свои философские
системы. Платон приложил немало
усилий в просвещении сиракузского
тирана Дионисия Младшего,
Аристотель имел большое влияние
на императора Александра Македонского,
был его учителем. Он
и его ученики предлагали
законодательные системы для новых
греческих городов и колоний.
Если подробно изучить биографию
Аристотеля, можно только
удивляться, как последовательно
и естественно совпадали у Аристотеля
его философская теория и жизненная
практика. Жизнь трагична. Но эту трагедию
жизни может понимать только тот,
кто в глубине этой трагедии видит
не трагическую, а чисто эйдетическую,
или идеальную, действительность.
Судьба героев в греческой трагедии
как раз свидетельствует о наличии
высших основ жизни, которые только
и способны осмыслить
трагическую судьбу действительности.
И Аристотель доказал это как
в своей философской теории, так и в
своей практической жизни и
деятельности, для него и сама
смерть оставалась актом мудрости
и невозмутимого спокойствия.
Идейный порыв, принципиальная
настроенность, самоотверженное
служение идеалу — все это
на целые тысячелетия сделали
философии Платона и Аристотеля
необходимыми. Аристотель говорил, что
Платон ему друг, но истина для
него дороже.
Заключение
Если
рассматривать философию древнего
мира в целом, следует оценить огромное
значение античной философии. Духовная
цивилизация Запада оказалась более открытой
изменениям, поискам истины в различных
направлениях, в том числе атеистическом,
интеллектуальном, практическом. В целом
же философия древнего мира оказала огромное
влияние на последующую философскую мысль,
культуру, развитие человеческой цивилизации.
Мы
кратко рассмотрели историю античной
философии. В заключении следует
сказать, что античная философия, в
которой содержались зачатки
основных видов философского мировоззрения,
разрабатывавшиеся во все последующие
века, - это не “музей древностей”, а живая
картина становления теоретической мысли,
полная смелых оригинальных идей. Это
великое торжество разума. Вот почему
она никогда не потеряет своего высокого
значения в глазах мыслящего человечества.
Она явилась настоящей общественной силой
античного мира, а затем и всемирно-исторического
развития философской культуры и каждое
новое поколение, получая высшее образование,
призвано окунуться в этот вечно свежий
поток юной, впервые себя опознавшей философской
мысли. Античная философия вызывает живой
интерес у каждого любознательного человека,
которого волнуют философские вопросы.
Многие проблемы, над которыми размышляли
античные философы, не утратили своей
актуальности и поныне. Изучение античной
философии не только обогащает нас ценной
информацией о результатах размышлений
выдающихся мыслителей, но и способствует
развитию более утонченного философского
мышления у тех, кто с любовью и рвением
углубляется в их творения.
Список
используемой литературы:
- Асмус В.Ф.
«Античная философия». – М: «Высшая школа»,
1999г.;
- Богомолов
А.С. «Античная философия». – М.: МГУ, 1985г.
- Вундт В. «Введение
в философию». – М.: ЧеРо, 1998г.
- Фролов И.Т.
«Введение в философию». – М.: Издательство
политической литературы, 1989г.;
- Чанышев А.Н.
«Курс лекций по древней философии» ».
– М., 1981г.