Философия в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 18:59, контрольная работа

Описание

"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определе-нию Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися дости-жениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв.

Содержание

1. Введение
2. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения.
3. Натурфилософия эпохи Возрождения.
4. Особенности философии эпохи Возрождения (Ренессанса) .

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.docx

— 36.01 Кб (Скачать документ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Философия”

на тему “ Философия  в эпоху Возрождения”

 

Москва - 2011

 

 

ПЛАН:

 

  1. Введение
 
  1. Гуманистическая направленность и социально-философское со-держание философии Возрождения
 
  1. Натурфилософия эпохи Возрождения
 
  1. Особенности философии эпохи Возрождения  (Ренессанса)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Величайший прогрессивный  переворот", каким явилась, по  определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения"  или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется  прежде всего потому, что под  таким термином понимают возрождение  классической древности, античной  культуры, в том числе античных философских учений, возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

 

 

Гуманистическая направленность и  социально-философское содержание философии Возрождения

 

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще  в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон ( 106-43 до н.э.). Для него  humantias – это  воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения,  и таковыми  являются и по сегодняшний день. Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка  (1304-1374). В его творчестве  - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую  Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой  демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. В упомянутом трактате проявляется принципиально новый  подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое  подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии  должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания. 

Своими  рассуждениями  Петрарка   заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок – такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек  эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый  подход к пониманию человека, в  котором огромную роль  играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого  подхода может служить,  например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором  трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберти, человек способен  одержать верх над превратностями судьбы  лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным» и «терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Однако было бы  неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно  считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом  же  нравственности у него  выступает личное благо.  Так, например, в своем сочинении он пишет о том, что не понимает тех личностей, которые готовы умереть за родину. «…Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она»2. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная, и здесь Лоренцо Валла утверждает, что ради спасения индивидуальной жизни позволено предательство.

 Джованни Пико делла  Мирандола (1463-1494) в своей яркой  «Речи  о достоинстве человека»  помещает его в центр мира: «Не даем мы тебе, о Адам, ни  своего места, ни определенного  образа, ни особой обязанности,  чтобы  и место, и лицо, и  обязанности ты имел по собственному  желанию, согласно своей воле  и своему решению»3.  Здесь Пико  утверждал, что Бог не создал  человека по своему образу  и подобию, но предоставил ему  возможность творить самого себя, что являлось вопреки церковной догме. Кульминационная мысль антропоцентризма Пико заключается в том, что человек  волен стать  тем, кем пожелает. Достоинство человека – в его свободе.

Тезис о человеке как до конца не определимом существе, сформулированный философами Возрождения, по-видимому, имел определенные негативные нравственные последствия. Эпоха Возрождения  знаменует собой движение в сторону утверждения самоценности индивидуального бытия личности. Выход из положения, в котором неопределенность бытия человека как творческого существа порождает и неопределенность его нравственных решений, думается, был найден Эразмом Роттердамским. Он говорит, что если человек, «ни Божьей справедливости не боится,… если ни надежда на бессмертие, ни страх вечного наказания не мешают ему…, то пусть его устрашит тысяча неприятностей, которые преследуют грешника в этой жизни: бесславие, потеря имущества, нужда, презрение и ненависть добрых людей, страх, беспокойство и тяжелые муки совести»4 . Здесь утверждается верная мысль о том, что в личностном плане основания для выполнения нравственных требований могут быть разные. В своем самоопределении субъект нравственного выбора вправе, опять же,  сам  решать, какую идею ему принять.

Такой подход принципиально  расходится  с прежней логикой  философского мышления, пытающегося  навязать человеку  единственное основание нравственного выбора и призывающей строить жизнь в соответствии с одним «совершенным» жизненным принципом.

Гуманистическая  мысль  второй половины XV в. обогатилась  новыми идеями, важнейшей из которых стала  идея достоинства личности, указывающая на особые  свойства человека по сравнению с другими  существами и  особое его положение в мире. 

 Джанноццо Манетти  (1396-1472), Марсилио Фичино (1433-1499) и  Томмазо Кампанелла (1568-1639)  также  являлись яркими представителями  самой гуманной эпохи. В их  рассуждениях, также, как и у   Джованни Пико, проявлялась тенденция  к обожествлению человека. «Человек  укрощает ветры и побеждает  моря, знает счет времени…Кроме  того, он с помощью светильника ночь превращает в день…божественность  человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».  В подавляющем большинстве гуманисты были верующими, но на первое место они выдвигали человека, а потом уже Бога, тогда как христианское мировоззрение утверждало обратное. Присутствие Бога  в философии гуманистов  предполагало критическое отношение к церкви как социальному институту.

В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения  пророков служителей  церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало  многим гуманистам стать служителями церкви.

 

 

 

 

 

Натурфилософия эпохи Возрождения

 

Не менее  сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению  и церкви, чем гуманистическая  мысль, был нанесен развитием  естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

Стремление к углубленному  и достоверному познанию природы  нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630),  Галилео Галилея (1564-1642).

Информация о работе Философия в эпоху Возрождения