Философия в России, ее характер и специфические черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:17, реферат

Описание

Философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Первые достоверные свидетельства об этом относятся примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии1.

Содержание

Введение 3
1. Формирование и специфические черты русской философии 5
2. Проблема человека и общества у славянофилов и западников 7
3. Основные идеи русской религиозной философии конца ХIX - начала XX века 9
4. Философия русского космизма 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

Введение 3
1. Формирование и специфические  черты русской философии 5
2. Проблема человека и общества  у славянофилов и западников 7
3. Основные идеи русской религиозной философии конца ХIX - начала XX века 9
4. Философия русского космизма 12
Заключение 14
Список  литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие опыта.

     Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

     Философские представления на Руси как выражение  общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в  глубокой древности. Первые достоверные  свидетельства об этом относятся  примерно к Х– ХI в.в.; т.е. к тому времени, когда на территории нашей страны сложились достаточно развитые общественные отношения и возникло государство, а культура и образованность достигли относительного высокого уровня. Но русская философия превратилась в самостоятельную науку и утвердила свой собственный предмет и проблематику лишь в начале XVII века, когда философия окончательно обособилась от религии1.

      Православная  догматика, святоотеческая литература определяли основные грани в пути размышлений, богатая философская  литература Западной Европы создавала  возможность выбора между тем или иным философским направлениями при построении христианской философии.

      Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. В русской  философии влияние православия  оказывает решающую роль. Она глубинным  образом связана с ним как корневым основанием русской культуры. Только благодаря ему, мы можем придать нашему миросозерцанию окончательную завершенность и раскрыть сокровеннейший смысл вселенского существования. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной.

      1. Формирование и  специфические черты  русской философии 

До XIX века философствование в России было спорадическим явлением.

      Собственно  русская философия как явление  культуры возникла и развилась лишь в XIX веке.

      По  сравнению с философией других стран Европы русская философия – более позднее явление. Это, в частности, связано с тем, что Россия влилась в мировое русло культуры и цивилизации позже других народов Европы. Лишь в начале XVIII в. Петр I прорубил «окно» в Европу. Потом длительное время Россия переваривала разные влияния со стороны Голландии, Германии, Франции, Англии и лишь в XIX веке она стала освобождаться от иностранного влияния и заговорила своим голосом, стала вполне самостоятельной. Появилась русская поэзия (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), проза (Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), музыка (Глинка, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Рахманинов, Скрябин), живопись (Репин, Суриков, Васнецов). Появились великие ученые (Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев), изобретатели (Яблочков, А. С. Попов). И это все появилось в XIX веке. Если взять конкретно философию России, то в этой области не было каких-то выдающихся успехов, как в науке или в искусстве. Почти весь XIX век русские философы говорили не своим голосом, а пытались воспроизвести разные западные философские концепции и учения, в основном, немцев. Было обожание Гегеля, увлечение Шопенгауэром.

  В общем и целом русской философии  дооктябрьского периода был свойственен человекоцентризм или этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений, по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен (вспомним: философия состоит из трех частей: учения о мире; учения о человеке и обществе и учения о разных формах-методах человеческой деятельности).

      Сила, ценность русской философии в  том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т. е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.

      Основные  дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками.

Нужно иметь в виду, что в царской  России церковь не была отделена от государства и закон божий  преподавался как обязательный во всех гимназиях и школах. Отказ от религии для русского человека был равносилен нравственному подвигу. Поэтому немногие отваживались открыто порвать с религией и церковью. Тем не менее в русской философии XIX века ориентированный на естественные науки материализм стал мощным умственным движением. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Г. В. Плеханов — столпы русского материализма.

Все же поддержка государством религии  и церкви сделала свое дело. В  философии преобладало религиозно-идеалистическое  направление, то есть количественно философов-идеалистов было гораздо больше, чем философов-материалистов. Это и П. Я. Чаадаев, и славянофилы, и В. С. Соловьев, и Н. А. Бердяев, и многие другие.

Следует упомянуть еще об одном философском  направлении, весьма своеобразном, нетрадиционном. Это космизм (Н. Ф. Федоров, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский).2

 

      

      2. Проблема человека  и общества у  славянофилов и  западников 

      По интенсивности  развития философской мысли, ее оригинальности и творчеству XIX в. является самым насыщенным в истории философии. Наша литература, историческая наука, публицистика глубоко и всесторонне осветили героев-декабристов, бунтаря-анархиста Бакунина, революционеров -демократов Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др., их взгляды, философские идеи.

    XIX в. - эпоха сложная и противоречивая. Но то был великий век расцвет русской духовной культуры, великой русской литературы, Это был век мысли и слова. Пробуждению оригинальной русской философии и русского самосознания способствовали два исторических события: Отечественная война 1812 г. и явление Пушкина.

    Отечественная война потрясла русский народ: он почувствовал себя принадлежащим к  единой нации, способным и готовым  к великим деяниям.

    Пушкин, его гений, поставил русскую культуру рядом с великими культурами  Запада.   Россия   постепенно  выходила  из  замкнутого,   изолированное пространства, приобщаясь к мировой жизни. Вот почему стала возможной более глубокая рефлексия над русской судьбой, над местом России в мире.

    Оригинальная  русская мысль рождается как мысль историософическая. Она пытается разгадать, каков путь России и русского народа в мире - это путь народов Запада или свой, особый путь? Россия и Европа, Восток и Запад - основная тема мучительных, порой трагических поисков, философских раздумий русских мыслителей, философов.3

      30-е  – 40-е гг. XIX века были отмечены дискуссией между западниками и славянофилами. Спор о путях развития России, о том, должна ли Россия развиваться как самобытная страна со своей культурой или она должна вбирать в себя достижения европейской культуры и ориентироваться на западные ценности. В этом споре обе стороны были правы и не правы. Безусловно, Россия должна сохранять свою самобытность, не должно быть общего «стандарта». Но боязнь славянофилов, что Россия потеряет свою особенность, не оправдана. С другой стороны, западники абсолютизировали тот момент, что Россия – часть человечества и должна быть как все. Подражание западным образцам не во всех случаях хорошо. Это один из недостатков позиции западников. Спор славянофилов и западников исторически разрешается синтезом того и другого подхода. Славянофилами были И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы; западниками – П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен.

    Расхождения между славянофилами и западниками были также во взглядах на соотношение коллективности и индивидуальности. Славянофилы представляли народ как организм, как единое существо. Для них каждый русский – частица народа и должен подчинять свои интересы и желания интересам народа. На смену славянофилам пришли затем народники. Славянофилы проповедовали коллективизм, общинное устройство жизни, православную идеологию, которая должна лежать в основе национальной жизни русского общества. Это в конечном счете вылилось в большевистское учение. Там тоже коллективизм ставился на первое место. Все должно быть общим. А западники были настроены индивидуалистически. Они утверждали, что российское общество должно двигаться в направлении развития либеральных ценностей.4 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Основные идеи  русской религиозной философии конца ХIX - начала XX века 

     Одной из черт русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это  свободное единство основ церкви в деле совместного понимания  ими правды и совместного отыскания  ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и общности азиатских обществ или солидарности обществ западных.5

     С этим направлением связаны многие из самых знаменитых имен в русской  философии: В.С.Соловьев (1853 1900), C.H.Трубецкой (1862-1905), Е.Н.Трубецкой (1863-1920). С.Н.Булгаков (1871-1944), П.А.Флоренский (1882-1933), Л.П. Карсавин (1882-1952).

  Глубочайшим духовным источником творчества всех этих мыслителей были православное миропонимание и основные положения богословия православия. Дух философии всеединства определялся доминировавшим во всех ее построениях идеалом целостности как полного состояния мира и человека. Стремление к целостности мировосприятия было философской реакцией на христианское учение о двух уровнях бытия: совершенном, божествен ном образе бытия и земном бытии, ущербном и греховном.

  Первоначальное совершенное бытие распалось под действием стихий зла и греха, т.е. было утрачено, и задача заключается в том, чтобы его восстановить. Воссоединение двух сфер бытия, вое становление его изначальной целостности, возвращение к исходному «всеединству» должно быть фундаментальной задачей, на значением и смыслом исторического существования человека.

  Бытие в его истинной полноте представляет собой совершенно единство, оно есть множество разных элементов, образующих в своем многообразии гармоничную целостность, иначе говоря единое множество, где часть тождественна целому. Такой тип бытийного устройства и получил название всеединства.

Информация о работе Философия в России, ее характер и специфические черты