Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 13:19, реферат
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету. Философы классического времени наряду с писателями и учеными составляли элиту любого общества его воспитателей, которые учили народ, поднимали его до своего уровня занимали монопольное положение в обществе как носители абсолютной истины.
1. Основные направления современной западной философии
2. Прагматизм
3. Феноменология
4. Экзистенциализм
5. Логический позитивизм и аналитическая философия
6. Философия постмодернизма
WWW.NAZACHET.RU
Данный реферат был скачан с сайта www.nazachet.ru Вы имеете права использовать его в образовательных целях и распространять в учебных заведениях. |
Философия
XX века.
Содержание:
1. Основные направления современной западной философии
2. Прагматизм
3. Феноменология
4. Экзистенциализм
5. Логический
позитивизм и аналитическая
6. Философия
постмодернизма
1.
Основные направления
современной западной
философии
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету. Философы классического времени наряду с писателями и учеными составляли элиту любого общества его воспитателей, которые учили народ, поднимали его до своего уровня занимали монопольное положение в обществе как носители абсолютной истины.
Все коренным образом изменилось в XX в. Ученые, как и философы и художники, в массе своей перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного или партийного аппарата, научно-исследовательских учреждений, газет или журналов, получают зарплату и возможность реализовывать свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.
Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно "воспитывают" народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы "разбудить" человека, заставить его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе и независимости.
Современная философия прежде всего антиидеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Она пытается убедить людей, что никакие искусственные схемы в обществе и истории не работают, что никакой мировой разум не гарантирует человеку счастливого будущего, что мир вообще устроен не рационально, в нем никогда и ничего у человека не получается. Не осуществились идеалы Французской революции, на ее обломках восторжествовало мещанское буржуазное общество, не осуществились идеалы Просвещения, в мире по-прежнему царят зло, невежество, тирания. Все попытки сделать людей счастливыми, внешне переустраивая общественные порядки, приводили в краху. В России попытки построить коммунистическое общество - общество изобилия и счастья привели к установлению жесточайшей диктатуры.
Современная философия, как, впрочем, и современная литература, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения.
Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы, которые рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени.
Многим мыслителям XX в. свойственно трагическое мироощущение, "скорбное неверие" в конечную победу сил разума и добра. Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических и мировоззренческих проблем, попыток построения всеохватывающих философских систем. Всякая система, всякая объективная ценность - это насилие над человеком. Мир, по мнению современных философов, становится полицентричным и полифоничным. Здесь нет никаких абсолютных систем отсчета, изначальных масштабов, нет никаких воспитателей и воспитуемых, каждый человек ценен сам по себе, каждый является центром Вселенной. Каждый должен что-то сделать сам с собой, должен осознать абсолютную негарантированность своего существования (никто не ответственен за него - ни Бог, ни мир, ни общество - за то, что он родился и существует, что он прожил столько-то лет, чего-то добился в этой жизни и т.д.), и в этой негарантированности обрести смысл своей жизни, найти свое место и свое дело, которое за него никто не сделает.
Современный мир, полагают философы XX в., не существует автоматически. Он неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями своей верой, своей страстью, своими попытками во что бы то ни стало сохранять в себе человеческий облик.
В
этом смысле современная философия
глубоко демократична в сравнении
с аристократической позицией классической
философии.
2.
Прагматизм
В обыденном употреблении термины "прагматизм" и "прагматический" обозначают практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. За ними скрываются определенные настроения и установки массового, обыденного сознания. В таком смысле данные термины, казалось бы, бросают вызов сугубо философскому (созерцательному, спекулятивному, как представлялось многим философским классикам) подходу к миру и создают мнение о невозможности их полноценного теоретико-философского освоения. История западной философской мысли, однако, опровергает подобное - разделяемое многими - мнение. В качестве солидных "опровергающих свидетельств" можно было бы привести и шотландскую "философию здравого смысла" (конец XVIII - начало XIX вв.), и возникшее несколько позднее движение утилитаризма и некоторые другие философские и идейные течения. Но наиболее всесторонней попыткой освоения указанных настроений и мироощущения явился прагматизм как философская школа, возникшая на американской почве.
Историки общественной мысли обстоятельно исследовали внешние факторы, способствовавшие появлению именно в Северной Америке подобной философской школы, - ценностные ориентации и предпочтения американского общества, складывавшиеся в ходе уникального исторического развития. Для собственно философии не меньшую важность представляют внутренние факторы формирования прагматизма, логическая взаимосвязь основополагающих идей и специфика применяемого концептуального аппарата. Основы рассматриваемого философского направления закладывались людьми неординарных философских и научных способностей, сумевшими в значительной степени определить духовный климат своей страны. В целом же прагматизм не случайно считают первым оригинальным философским направлением, возникшим в Америке. Это, разумеется, не означает, что классики прагматизма не испытали влияния европейской философии. Приведем лишь некоторые факты в данной связи.
Например, родоначальник прагматизма Ч. Пирс увлекался кантовским учением о категориях, а также шеллинговской натурфилософией. При этом он, правда, стремился дополнить кантовское учение идеей эволюционизма, почерпнутой в дарвинизме. У. Джеймс как философ и психолог, по его собственному признанию, был в ряде вопросов близок интуитивизму А. Бергсона. Конечно, он многое также воспринял и у британских эмпиристов (кстати, его программная книга "Прагматизм" посвящена Д.С. Миллю), но это не помешало ему противопоставить их позиции свой "радикальный эмпиризм". "Инструментализм" Дж. Дьюи возник под воздействием гегелевского учения о понятии. Джеймс и Дьюи неоднократно посещали Европу, поддерживали контакты с европейскими коллегами. Все это свидетельствует о том, что распространенное мнение о провинциализме прагматизма и всей американской философии конца XVIII - начала XIX вв., якобы развивавшейся в изоляции от магистрального пути мировой философии, не соответствует действительности.
В
эволюции прагматизма от его возникновения
до наших дней можно выделить следующие
главные этапы. Во-первых, речь идет о классическом
периоде прагматистской философии, представленном
именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи.
Во-вторых, о "срединном" прагматизме
Ч. Морриса, К. Льюиса, Н. Гудмена и У. Куайна,
характеризующемся тесным сближением
прагматизма с аналитической философией,
применением новых методов исследования
и аргументации (семиотический анализ,
символическая логика и пр.). В этот период
ряд прагматистских методологических
установок был перенесен в специальные
дисциплины (например, в психологию, лингвистику,
антропологию, педагогику). И, наконец,
речь может идти о "ренессансе" прагматистских
идей в новейшей англо-американской философии
как в области философии науки (Н. Решер,
X. Патнэм) и философии языка (Д. Дэвидсон,
Дж. Серл), так и в плане осмысления широких
пластов человеческой культуры (Р. Рор-ти,
Т. Нейгел). В данной главе основное внимание
будет уделено классическому прагматизму,
до сих пор определяющему глубинные тенденции
многих новейших философских и частнонаучных
концепций.
3.
Феноменология
Родоначальник
этого направления Эдмунд Гуссерль
обратил внимание на то, что очень
многие наши представления вызваны
искусственным путем, т. е. предложены
кемто. Гуссерль выявил разницу между
естественным человеческим мышлением
и теми культурными напластованиями, которые
в последние века над этим мышлением возникли.
Он показал, что все основные слова и понятия
нашего мышления рождаются естественным
путем в «глубине народного сознания».
Им был предложен метод феноменологической
редукции или выведения за скобки — чтобы
научиться очищать естественное от шелухи
искусственного.
4.
Экзистенциализм
Экзистенциалисты утверждали примат существования над сущностью: человек не реализует свою сущность, а создает ее в процессе своего существования. Они подчеркивали уникальность и неповторимость человеческой жизни, ее несводимость к чемулибо общему – будь то сущность человека вообще или человеческое общество. Они резко противопоставляли человека и общество. Они считали, что в обществе человеческая личность растворяется. Немецкое слово «Man» — неопределенное личное местоимение; общество понималось как некоторый Man – неопределенное, в котором теряется человек. Человек, оставаясь наедине с этим Man, должен оставаться нерастворимым в нем. Это тоже некоторая абсолютизация враждебных отношений человека и общества.
Наиболее
яркими представителями этого
Экзистенциалисты
отвергли традиционную онтологическую
проблематику. Для них мир как
таковой не существовал. Кроме того,
они отвергли проблематику, связанную
с анализом человеческого познания
и мышления. Они сосредоточили
свое внимание на проблемах человека и
человеческого существования, человеческих
эмоций, воли и т. д. Их философия как раз
пришлась на время после Первой мировой
войны вплоть до Второй мировой войны,
т. е. на самое трагическое время в истории
европейского человечества. Основная
направленность их мыслей была такая –
судьба человека трагична, человек «заброшен
в этот мир», жизнь сама по себе абсурдна.
Они педалируют тему смерти, прямотаки
упиваются некрофилией. Чего стоит одно
такое выражение «бытие перед лицом смерти»!
Сейчас экзистенциализм – это уже история,
но многие идеи этого течения были потом
подхвачены постмодернистской философией.
5.
Логический позитивизм
и аналитическая
философия
Логический позитивизм — «унифицированная наука» (М.Шлик, Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах) — течение, занимавшееся методологическими проблемами науки 1й половины ХХ века, прежде всего — роли знаковосимволических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, математизации и формализации знания и пр. Неопозитивисты утверждали: мы можем знать, что нечто истинно только в том случае, если это может быть логически и/или эмпирически продемонстрировано.
На
смену логическому позитивизму
пришла аналитическая философия (родоначальник
Л. Витгенштейн, сфера распространения:
англоязычные страны, Скандинавия). Она
предполагает анализ, определение и как
бы вычленение разных элементов или частей
сложных вопросов, а также их соотнесение
с разными абстрактными (метафизическими
и методологическими) понятиями.
6.
Философия постмодернизма
Социальные измерения постмодерна
Эпоха постмодерна отмечает собой последние три десятилетия прошлого века. Несмотря на пока что узкие хронологические рамки, значение этих перемен в жизни западного общества трудно переоценить. С социальнофилософской точки зрения общество постмодерна – это, прежде всего, постиндустриальное, информационное общество (за информацию борьба идет, как за освоение территорий, подчеркивает Лиотар, что приводит к новым политическим стратегиям), с высоким уровнем потребления и преобладанием сферы услуг над сферой производства товаров. В качестве своих моральнополитических оснований это общество считает справедливость .