Философия XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 05:46, реферат

Описание

Философия XX в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации.

Содержание

1. Общая характеристика XX века
2. Немарксистская философия
3. Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма
4. Философия Л. Шестова
5. Философия Н.А.Бердяева
6. В.И.Ленин, представитель марксизма

Работа состоит из  1 файл

12. Философия XX века.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

Философия XX века

       План:

       1. Общая характеристика XX века

       2. Немарксистская философия

       3. Философия прагматизма, неопозитивизма, экзистенциализма

       4. Философия Л. Шестова

       5. Философия Н.А.Бердяева

       6. В.И.Ленин, представитель марксизма

       1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  XX ВЕКА

       Философия XX в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. «Восстание масс», «потеря Бога», наступление «нового средневековья» - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.

       Перед нами стоит задача большой сложности – дать целостное представление о философии XX в., разобраться в калейдоскопе ее систем  и учений, выделить в них некоторые инварианты (устойчивые моменты), показать позитивное решение реальных проблем, возникающих в ходе развития науки и общественной жизни.

       Наступление XX в. ознаменовалось огромными переменами во всех сферах жизни общества: значительно усилилось влияние науки и возросла ее роль в жизни всего мирового сообщества. В первом десятилетии специальная теория относительности А. Эйнштейн перевернула все устоявшиеся представления о пространстве, времени и движения. М.Планк открыл дискретное излучение энергии. Во втором десятилетии А.Эйнштейн предложил общую теорию относительности, предполагающую взаимодействие всех масс во Вселенной и связанное с этим искривление пространства. В третьем десятилетии была открыта двойственная природа электрона, соединяющего в себе свойства частицы и волны, создана квантовая механика, установлен принцип неопределенности В.Гейзенберга и принцип дополнительности Н.Бора. Начались непрекращающиеся открытия все новых и новых микрочастиц, а затем и предполагаемых их составных частиц – кварков. В 30-е годы обнаружено “красное смещение” в спектрах далеких галактик, истолкованное как их “разбегание”. Вскоре встал до сих пор не решенный вопрос о характере Вселенной: то ли она беспредельно расширяющаяся, то ли “пульсирующая”. В биологии был выяснен механизм наследственности, открыты носители и передатчики ее – гены.

       Усиливается связь развития науки с развитием и совершенствованием техники. Создание электронных микроскопов, дающих увеличение в сотни тысячи раз, сделало возможным исследование микроструктур. Летательные аппараты, автомобили, беспроволочный телеграф необычайно сблизили самые отдаленные точки земного шара. Радио, телевидение, кино стали основными средствами информации и самыми массовыми из искусств. В 40-х годах создается атомное оружие, а чуть позже его антипод - атомная энергетика. Первые успехи делает реактивная техника. Благодаря открытиям в области здравоохранения (антибиотики, профилактические прививки и многое другое) возросли, хотя и неравномерно, уровень, и продолжительность жизни.

       Однако  в области общественной жизни  и политики происходит обострение межгосударственных и социальных противоречий внутри отдельных стран, которые выливаются в мировые и гражданские войны, революции и различного рода кризисы.

       Все эти процессы оказали сильнейшее влияние на развитие, проблематику, специфические черты, тенденции  и даже на оппозиционность философии XX вв.

       В XX в. философия отражает, как и прежде, процессы, связанные с потрясениями общества и личности, изменением статуса науки. Как и прежде перед ней были поставлены вопросы: что может и что должна философия, каков ее предмет и статус, есть ли будущее в развитии человека и культуры. Ответы давались многообразные по форме и по содержанию, потому что философия XX в. - это не целостна система, а большое разнообразие многочисленных школ, направлений, течений, концепций, которые несут в себе новые подходы, идеи, точки зрения, методы.

       Особенностью  современной западной философии  является не кризис, не измельчание, а  возникновение нового типа философствования, в недрах которого воссоздается наиболее актуальная проблематика, осуществляется как прорыв в самые перспективные области философской мысли, так и обращение с новых позиций к традиционной тематике. Не снимается, например, вопрос о том, что мы сейчас понимаем под философией. Современные мыслители дают разнообразные и неординарные представления о ее развитии, основаниях, функциях, детерминантах. Это связано с кризисом рациональности, культуры, крахом тоталитарной мысли  и идеологии, исчерпанностью ряда естественнонаучных установок, которые теряют популярность и постепенно пересматриваются.

       Остро встает проблема смены и разработки научной парадигмы. Новая философская парадигма вводит в анализ и рефлексию традицию и ритуал, жест и артефакт, власть и культуру, игру со смертью и  топологию тела, одиночество и смысл, которые замещают собой логос, рациональность, разум. Актуализируя примат человека и его сознание в системе саморазвития общества, она переключается на  индивида и освоение им мира, культуры, мифа, утопий, тела, повседневности, практики коммунилогического бытия, воли и ненасилия, справедливости и свободы.

       Важно отметить, что философский дискурс XX в. обращен ко всем людям планеты, а не только к профессионалам, и при этом опирается на признание истины, человеческие моральные нормы, апеллирует к долгу каждого разумного существа.

       2. НЕМАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

       В философии XX в. следует отметить не резкую конфронтацию различных философских направлений (в том числе марксистского и немарксистского), а их взаимодополняемость. Например, учениками основоположника феноменологической философской школы Э.Гуссерля были М.Шелер, М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр. Позже все они сменили свою философскую ориентацию. М.Шелер встал у истоков философской антропологии, крупнейший философ Европы М.Хайдеггер и французский философ Ж.П.Сартр состоялись как экзистенциалисты.

       О пользе научного сотрудничества говорят Всемирные конгрессы философов, симпозиумы, конференции, приглашение в учебные центры крупнейших ученых из других философских школ для чтения лекций, научного консультирования, обмена информацией, основной задачей которых является стремление разобраться и наладить конструктивное взаимодействие представителей разных философских школ и  направлений в решении основополагающих для человечества проблем.

       Следует сказать и об изменении философской  географии как особенности современной  немарксистской философии. Пока мы еще находимся в круге философских идей, которые идут из Европы, прежде всего из традиционных философских центров: Германии, Франции, меньше Англии. Однако постепенно философская периферия – Испания, Австрия и др. - вступает в стадию динамизм как поставщик философских идей. Америка всегда считалась специфическим инструментом трансформации философских идей. Например, заняв современную позицию уклонения от дилеммы “материализм или идеализм” и приняв в качестве основного понятия своей философии универсальное и все покрывающее понятие “опыт”, наиболее влиятельный американский философ Джон Дьюи сформулировал типичную парадигму американского философского мышления. Конкретизируя опыт в понятии “проблематическая ситуация”, он сразу же придал своей философии активный действенный характер, направил ее на решение тех человеческих проблем, которые встают перед каждым членом общества. Предложенный Дьюи достаточно простой метод анализа проблематических ситуаций оказался удобным для применения почти во всех сферах теоретической и практической деятельности человека в условиях американской демократии. В 70-е годы XX в. Австралия интенсивно вмешивается в философскую жизнь современности, в своеобразной форме реанимирует философские школы, которые начинают затухать на Западе. Этот серьезный философский регион отличает  прекрасная информированность, издается большое число философских журналов и литературы по естественным, гуманитарным и техническим наукам. Африканская философия – достаточно условный термин, в ней отсутствует утонченная философская мысль, но ярко выражен симбиоз философского фольклора, неизвестный философской традиции. Африканская философия создается не мыслителями, а выражает имманентную сущность бытия в африканском обществе. В отличие от древнегреческой и европейской она основана не на разрыве между мифом и логосом, а, напротив, на выяснении онтологического и гносеологического смысла мифа и других рефлектированных элементов человеческого существования, отдельные мыслители лишь “проявляют” эту философию, выработанную коллективно. Китайская философия в настоящее время сама не может подключить свою древнюю философию, чтобы хорошо представить всемирный философский процесс, у нее нет общепринятых выражений – единой терминологии.

       Представленный  географический разброс философской мысли показывает, что наряду с исторически давно определившимися центрами постепенно определяется и философская периферия, тяготеющая к центрам или пока что самостоятельно развивающая свою традиционную философию.

       Теперь  попытаемся выявить основные тенденции философских установок в немарксистской философии, определяющие ее современное движение, причем это может быть и новая тема, и метод, и социокультурная проблема, и механизмы, противостоящие этим тенденциям и т.д.

       Критика классической мысли, граничащая с прямым нигилизмом в отношении философской классики, особенно проявившаяся у датского философа С.Кьеркегора (1813-1855) и немецкого философа Ф.Ницше (1844-1900), предопределяла мощное движение внутри немарксистской философии, направленное на защиту и развитие традиций философской классики, представленное прежде всего марбургской (Э.Кассирер, 1874-1945) и фрайбургской (баденской) (В.Виндельбанд, 1848-1915) школами. Со временем оказалось, что дихотомия традиционализма и антитрадиционализма весьма условна и направлена  на поиск новых ценностей   и традиций.

       Немногие  среди представителей немарксистской философии открыто объявляют  себя идеалистами и выступают  с защитой идеалистической линии  в философии. В целом для немарксистской философии XX в. характерна позиция расплывчатого, смутного идеализма, отвергающего и духовную субстанцию, и платоновские идеи, и гегелевскую абсолютную идею, т.е. любую объективно-идеалистическую онтологию. Отдается предпочтение гносеологическому варианту субъективного  идеализма. Однако происходит нарастание и материалистической тенденции  в немарксистской философии, реализующейся, например, в неореализме.

       3. ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА, НЕОПОЗИТИВИЗМА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

       Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

       Прагматизм. Он возник в конце XIX в. как реакция на философию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

       Термин  «прагматизм» был введен Пирсом и  означает «философию действия». Исследуя соотношение знания, веры и действия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно находится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по которому необходимо действовать согласно установкам общей разумности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возможность объективного познания. Цель познания Пирс сформулировал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

       Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позитивизм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокритицизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание - это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

       К 20-м годам XX в. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии - дать логический анализ таких предложений.

       Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, - отвечающие правилам логики и математики, и вторые, - фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние - метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности - в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

       Дальнейшее  развитие этой концепции связано  с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения - это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2x2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза красна». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к разряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бессмысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

Информация о работе Философия XX века