Философия жизни и смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Проблема жизни в философии: общая характеристика ……………………...5

2. Проблема смерти и ее понимание современной наукой …………………...10

Заключение ………………………………………………………………………16

Список литературы ……………………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

ФИЛО - Жизн -смерт.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

      Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна ее сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.

      Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании известного физиолога XIX в. И. П. Павлова: «…какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую».14

      Таким образом, к началу XX в. смерть из мистической «вещи в себе», может быть пока еще только в умах ученых, превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа.

      Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после  смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве

      Так, реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тел.

      В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть). Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти духовной и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божия смерти не будет: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»  (Отк.21:4).15

      Смерть  нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а ее окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Живое и неживое, выживание и не выживание — это две стороны единой окружающей нас природы. Нам на Земле известен только один вариант жизни — жизнь белковых макромолекул. С другими вариантами мы сталкиваемся только при чтении фантастической литературы, где можно встретить жизнь на основе кремний-органических соединений, энергетических полей и тому подобное. Попытки учёных определить принципиальные различия живого и неживого делаются уже достаточно давно. В XIX в. француз Танглю определял смерть, как общее свойство всех живых. Один из основоположников танатологии (раздела теоретической и практической медицины, изучающего состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти) М. Ф. К. Биша говорил, что жизнь — это совокупность явлений, противящихся смерти.

      Классики  диалектического материализма подвергли  эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения... Жить значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы, и определяли её по отношению к ее же противоположности — смерти.16

      В конце ХХ в. танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а также трупные явления их сопровождающие. В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила свое название новая медицинская дисциплина — реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией. Областью научных интересов реаниматологии являются патофункциональные процессы, происходящие во время умирания, терминальные состояния и восстановление жизненных функций. В то время как область интересов танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти.17

      Феномен смерти занимает в современной культуре широкое пространство, структурными элементами которого являются целые области знания и практики: гуманитарного (философского), естественно-научного, правового, и многие другие. Проблемное поле феномена смерти располагается на пересечении десятков различных направлений современной науки от изучения биологических процессов, которые завершаются биологической смертью, до философско-теологических споров о смысле и месте смерти в жизни человека и общества.

      Однако, смысловым, системообразующим ядром  феномена являются понятие, и, соответственно, критерии смерти, т.е. набор устойчивых биологических и индивидуальных характеристик и признаков, на основании которых человек может быть признан мертвым.18

      Конец ХIХ в. – время радикальной трансформации феномена смерти как природного и социально-культурного феномена. В основе этой трансформации лежит переосмысление и преобразование базовых констант самого понятия и критериев традиционной смерти, а именно: телесности, необратимости, неизбежности, уникальности и мгновенности. Классическая смерть рационального субъекта, как унитарное, трансцендентное событие раскрывается в реальном биологическом, индивидуальном, социально-культурном пространстве как множественный поливариантный процесс. «Постмодернити как историческое время, сменяющее модернити, определяется через апелляцию к модифицирующейся человеческой природе и изменяющемуся месту человека в социальной структуре».

      После второй мировой войны, с началом  постиндустриальной эпохи, неклассический феномен смерти представлен/задается в двух взаимо-обуславливающих направлениях современной культуры: развитие современных биомедицинских технологий и постмодернистская деконструкция классического феномена человека. Динамика изменения феномена смерти раскрывается как через трансформацию естественнонаучного понятия и критерия смерти в области медицины, биологии, так и в общекультурном контексте постмодернистской интерпретации смерти как множественного процесса.

      В философской культуре постмодернизма конца ХХ в., тема смерти раскрывается в работах таких мыслителей как Мишель Фуко, Жак Деррида, Ж. Батай, Ж. Бланшо, Ж. Бодрияр, Ж. Делез. Однако основной акцент теоретики постмодернизма делают на рассмотрение человека в качестве общественного, культурного существа. И, в то же время, анализ смерти, интерпретация ее как «мгновения» целиком принадлежит дискурсу рационального субъекта Просвещения, но именно ценности этой эпохи деконструируются классиками постмодернизма. «Смерть ни в коем случае не должна пониматься как реальное событие, происходящее с некоторым субъектом и телом, но как некоторая форма — в известных случаях форма социальных отношений…» - это положение Бодрийяра, «вырванное» из контекста его исследования, становится вектором культурно-философских исследований.19

      В настоящий же момент развития истории  культура ведет себе не так, как будто  смерти не существует, а так, как  будто смерть может быть и должна быть уничтожена. Таким образом, не смерть или отношение к возможной смерти господствуют в сознании общества и индивида, а отношение к возможному бессмертию, к неограниченно долгому существованию становится реальностью в повседневной жизни развитых стран.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Осознавая конечность своего земного существования  и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни  и смерти. И это тема, важнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. Огромный этнографический, философский, естественно-научный материал, который накоплен современной культурой, позволяет значительно расширить рамки обсуждаемой темы и выйти на проблематику смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть..

      В понятии «жизнь» выделяют четыре различных исключающих друг друга варианта:   

      I. Жизнь как некая возвышенная  одухотворенная категория, внутреннее духовное начало, моральная, нравственная или этическая категория; это есть упорядоченное состояние духа (религиозный аспект).   

      II. Жизнь как иррациональное жизненное  начало, абсурдное состояние материи  либо духа (нигилисты, ряд направлений иррационализма).   

      III. Жизнь как способ существования  материи, своего рода состояние  материи (многие материалисты).   

      IV. Жизнь как отношения в сфере личностной, субъектной, которая, носит нематериальный характер и относится скорее к духу, чем к материи.

      Смерть  - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления.

      Успехи  медицины в ХХ в. поставили перед  философами проблему определения смерти. Большинство исследователей исходят  из того, что родовым признаком  человека является сознание, следовательно, смерть – это смерть сознания.

Список  литературы 

1.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М., Логос, 1999. – 244с.

2.Бондаренко О., Самсонов Е. Проблема жизни и смерти в истории философии. /Антология философии. 2004. Сб.ст. - М., Логос, 2004. – С.30-37.

3.Концепции современного естествознания. /Под ред. А. Дмитриевой. – М., ИНФРА-М, 2000. – 389с.

4.Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Ростов н/Дону, Феникс, 2001. – 237с.

5.Поздняков В. О жизни  и бессмертии. /Философия и жизнь. Сб. ст. – М., Знание, 1994. – С.21-26.

6.Розанов С. В. Критерий «смерть мозга» и трансформация феномена смерти. //Человек. – 2007. №6. – С.17-20.

7.Человек и общество. /Под ред. В. Афанасьева. – М., Современный мир. М.,1994. – 290с.

Информация о работе Философия жизни и смерти