Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 12:50, контрольная работа
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Введение …………………………………………………………………………..3
1.Проблема жизни в философии: общая характеристика ……………………...5
2. Проблема смерти и ее понимание современной наукой …………………...10
Заключение ………………………………………………………………………16
Список литературы ……………………………………………………………...17
Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна ее сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.
Изменение научного отношения к смерти, низведение смерти до естественного физиологического процесса, требующего квалифицированного физиологического анализа и изучения, пожалуй, особенно рельефно проявилось в высказывании известного физиолога XIX в. И. П. Павлова: «…какое обширное и плодотворное поле раскрылось бы для физиологического исследования, если бы немедленно после вызванной болезни или ввиду неминуемой смерти экспериментатор искал с полным знанием дела способ победить ту и другую».14
Таким образом, к началу XX в. смерть из мистической «вещи в себе», может быть пока еще только в умах ученых, превратилась в объект научного поиска, требующий специальных исследований и анализа.
Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве
Так, реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тел.
В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть). Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти духовной и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при наступлении Царства Божия смерти не будет: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк.21:4).15
Смерть
нельзя рассматривать как
Классики диалектического материализма подвергли эти представления критике за их метафизический подход к решению сложной проблемы и Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» написал: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения... Жить значит умирать». Но если сопоставить представления Энгельса и его оппонентов, которых он критиковал, то окажется, что принципиальных различий между ними не существует. Более того, все они подходили к трактовке жизни только с позиций единственной известной им белковой формы, и определяли её по отношению к ее же противоположности — смерти.16
В конце ХХ в. танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а также трупные явления их сопровождающие. В 1961 году на Международном конгрессе травматологов в Будапеште получила свое название новая медицинская дисциплина — реаниматология, которая по многим своим аспектам тесно соприкасается с танатологией. Областью научных интересов реаниматологии являются патофункциональные процессы, происходящие во время умирания, терминальные состояния и восстановление жизненных функций. В то время как область интересов танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти.17
Феномен смерти занимает в современной культуре широкое пространство, структурными элементами которого являются целые области знания и практики: гуманитарного (философского), естественно-научного, правового, и многие другие. Проблемное поле феномена смерти располагается на пересечении десятков различных направлений современной науки от изучения биологических процессов, которые завершаются биологической смертью, до философско-теологических споров о смысле и месте смерти в жизни человека и общества.
Однако, смысловым, системообразующим ядром феномена являются понятие, и, соответственно, критерии смерти, т.е. набор устойчивых биологических и индивидуальных характеристик и признаков, на основании которых человек может быть признан мертвым.18
Конец
ХIХ в. – время радикальной трансформации
феномена смерти как природного и социально-культурного
феномена. В основе этой трансформации
лежит переосмысление и преобразование
базовых констант самого понятия и критериев
традиционной смерти, а именно: телесности,
необратимости, неизбежности, уникальности
и мгновенности. Классическая смерть рационального
субъекта, как унитарное, трансцендентное
событие раскрывается в реальном биологическом,
индивидуальном, социально-культурном
пространстве как множественный поливариантный
процесс. «Постмодернити как историческое
время, сменяющее модернити, определяется
через апелляцию к модифицирующейся
После второй мировой войны, с началом постиндустриальной эпохи, неклассический феномен смерти представлен/задается в двух взаимо-обуславливающих направлениях современной культуры: развитие современных биомедицинских технологий и постмодернистская деконструкция классического феномена человека. Динамика изменения феномена смерти раскрывается как через трансформацию естественнонаучного понятия и критерия смерти в области медицины, биологии, так и в общекультурном контексте постмодернистской интерпретации смерти как множественного процесса.
В философской культуре постмодернизма конца ХХ в., тема смерти раскрывается в работах таких мыслителей как Мишель Фуко, Жак Деррида, Ж. Батай, Ж. Бланшо, Ж. Бодрияр, Ж. Делез. Однако основной акцент теоретики постмодернизма делают на рассмотрение человека в качестве общественного, культурного существа. И, в то же время, анализ смерти, интерпретация ее как «мгновения» целиком принадлежит дискурсу рационального субъекта Просвещения, но именно ценности этой эпохи деконструируются классиками постмодернизма. «Смерть ни в коем случае не должна пониматься как реальное событие, происходящее с некоторым субъектом и телом, но как некоторая форма — в известных случаях форма социальных отношений…» - это положение Бодрийяра, «вырванное» из контекста его исследования, становится вектором культурно-философских исследований.19
В
настоящий же момент развития истории
культура ведет себе не так, как будто
смерти не существует, а так, как
будто смерть может быть и должна
быть уничтожена. Таким образом, не смерть
или отношение к возможной смерти господствуют
в сознании общества и индивида, а
отношение к возможному
бессмертию, к неограниченно долгому существованию
становится реальностью в повседневной
жизни развитых стран.20
Заключение
Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И это тема, важнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. Огромный этнографический, философский, естественно-научный материал, который накоплен современной культурой, позволяет значительно расширить рамки обсуждаемой темы и выйти на проблематику смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть..
В понятии «жизнь» выделяют четыре различных исключающих друг друга варианта:
I. Жизнь как некая возвышенная одухотворенная категория, внутреннее духовное начало, моральная, нравственная или этическая категория; это есть упорядоченное состояние духа (религиозный аспект).
II.
Жизнь как иррациональное
III.
Жизнь как способ
IV. Жизнь как отношения в сфере личностной, субъектной, которая, носит нематериальный характер и относится скорее к духу, чем к материи.
Смерть - в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления.
Успехи медицины в ХХ в. поставили перед философами проблему определения смерти. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно, смерть – это смерть сознания.
Список
литературы
1.Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М., Логос, 1999. – 244с.
2.Бондаренко О., Самсонов Е. Проблема жизни и смерти в истории философии. /Антология философии. 2004. Сб.ст. - М., Логос, 2004. – С.30-37.
3.Концепции современного естествознания. /Под ред. А. Дмитриевой. – М., ИНФРА-М, 2000. – 389с.
4.Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Ростов н/Дону, Феникс, 2001. – 237с.
5.Поздняков В. О жизни и бессмертии. /Философия и жизнь. Сб. ст. – М., Знание, 1994. – С.21-26.
6.Розанов С. В. Критерий «смерть мозга» и трансформация феномена смерти. //Человек. – 2007. №6. – С.17-20.
7.Человек и общество. /Под ред. В. Афанасьева. – М., Современный мир. М.,1994. – 290с.