Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:27, реферат
Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.
ворчество этого
неординарного немецкого
Фридрих Вильгельм
Ницше родился 15 октября 1844 г. в саксонском
городке Рекен в семье
Творчество Ф.Ницше
изобилует крайностями. Так, раннее
увлечение философией А.Шопенгауэра
и музыкальным реформаторством
Р.Вагнера сменяется очень
Ухудшающееся состояние
здоровья, а также глубокое разочарование
в академической деятельности приводят
к тому, что в 1879 г. Ницше навсегда
оставляет профессорскую
Ницше отвлекался от работы над главным проектом, чтобы написать памфлет "Казус Вагнера" (1888), за которым последовало не менее резкое сочинение "Ницше против Вагнера". Эта последняя работа, как и другие сочинения 1888 г. - "Сумерки идолов", "Антихрист" и "Ессе Homo". являющаяся своего рода автобиографией, - были опубликованы уже после того, как разум философа помрачился. Это случилось в первых числах 1889 г. Умер Ф.Ницше 25 августа 1900 г.
РАННИЕ СОЧИНЕНИЯ
И КРИТИКА КУЛЬТУРЫ
Хотя в ранний
период творчества на Ницше большое
влияние оказала философия А.
Бог Дионис является
как бы символом потока жизни в
ее первозданности, жизни, опрокидывающей
любые барьеры и не знающей
никаких ограничений. В дионисическом
культовом действе, носящем оргиастический
характер, как бы происходит слияние
участвующих в нем с самой
стихией жизни, растворение в
ней. приобщение к ''первоначальному
единству". При этом слетает покрывало
эстетической иллюзии, и ничто не
сдерживает проявление витальных сил.
В то же время бог
Аполлон - это символ света, меры и
гармонии. Он олицетворяет собой принцип
индивидуации. Дионисийский культ Ницше
считает началом более древним,
и это дает ему основание утверждать,
что под покровом умеренности, столь
часто приписываемой грекам, под
покровом их приверженности искусству,
красоте, совершенным формам таится
темное, алчное и необузданное напряжение
инстинкта, порыва, страсти, которые
готовы все смести на своем пути.
Именно за это мнение, шокировавшее
научное сообщество филологов - классиков
того времени, Ницше был подвергнут
остракизму как ученый-историк. Правда,
данное обстоятельство нс повергло его
в отчаяние, а, напротив, послужило
более ясному осознанию им смысла
собственной деятельности.
Итак, поскольку жизнь
есть вещь ужасная и жестокая, то
пессимизма в шопенгауэровском смысле,
т.е. как преодоления самого желания
жить, можно избежать, только если первобытный
ужас будет переведен на язык настроения,
которое не лишает человека возможности
испытывать потрясение от соприкосновения
с хаосом, но при этом удерживает
его в определенных рамках повседневности.
Этим путем идет дионисийская эстетика,
типичными формами которой, по Ницше,
выступают музыка и аттическая трагедия.
В своей первой книге,
как это следует из названия, Ницше
исследует вопрос, из каких предпосылок
возникла древнегреческая трагедия,
какие потребности народной души
она выражала и что случилось
с ней под влиянием исторических
перемен при переходе к классической
эпохе - эпохе Сократа и Платона.
Важнейшей целью Ницше в этой
книге было показать, что высшие
достижения греческой культуры - до
того, как их "испортил" сократовский
рационализм, - явились результатом
гармоничного соединения аполлоновского
и дионисического начал. В способности
к подобной гармонии философ видит
высший образец и смысл
Если существование
оправдано только как эстетический
феномен, то цветом народа будут те,
кто преобразует существование
в такой феномен, т.е. сильные и
одаренные натуры, способные взирать
на жизнь без страха. Ницше утверждает,
что именно они составляют базис
культуры. Ради их произрастания и
деятельности должны трудиться целые
народы, потом и кровью удобряя
ту землю, которая, возможно, станет родиной
гения: поэта или художника, музыканта
или философа.
В одном из "Несвоевременных
размышлений" Ницше ставит вопрос,
к которому будет возвращаться и
впоследствии. Что должно доминировать:
жизнь над знанием или
Ницше считает, что культурные ценности траисцендентны конкретной исторической ситуации, а человек - существо пластичное, ибо он способен сам преодолевать себя, обнаруживая новые возможности. Эмпирическая наука, по Ницше, не способна дать подходящую перспективу. То же касается и христианского вероучения, о котором он в ранний период еще мало говорит. Это миссия одинокого мыслителя-философа, который не интегрирован в сложившуюся образовательную систему и потому не боится стать "опасным". Самый главный вопрос для всякой философии, считает Ницше, состоит в том, чтобы понять "насколько вещи обладают неизменными качествами и формами, чтоб затем, дав ответ на этот вопрос, с беззаветной храбростью отдаться совершенствованию той стороны мира, которая будет признана изменчивой (2. С.91). Этот идеал философа как судьи над свершившимся и творца новых ценностей Ницше сохранит и в последующие годы.
КРИТИКА МОРАЛИ
Если в первый
период творчества проблема культурных
ценностей интересовала Ницше главным
образом с эстетической точки
зрения, то во второй период основное свое
внимание он сосредоточивает на анализе
этических норм и оценок, их сущности
и происхождении. В этот период вырабатывается
специфический для философа стиль
изложения: его книги отныне уже
ничем не напоминают научные трактаты,
это -композиционно и тематически
оформленные собрания афоризмов.
"Нравственность,
- пишет Ницше, - есть, ближайшим образом,
средство предохранения
Подобные рассуждения,
казалось бы, должны наводить на мысль,
что Ницше - сторонник утилитаризма.
На самом деле его позиция не столь
однозначна. Так, он говорит о "двойной
предыстории" (1. С.270) понятий добра
и зла. развивая эту мысль в
поздних сочинениях. В книге "По
ту сторону добра и зла" он выдвигает
учение о двух основных типах морали:
"морали господ и морали рабов"
(1. Т.2. С.381). Во всех развитых цивилизациях
они смешаны, элементы той и другой
можно обнаружить буквально в
одном и том же человеке. Но различать
их, считает Ницше, необходимо. В
морали господ, или аристократической
морали, "добро" и "зло" эквивалентны
понятиям "благородный" и "презренный"
и относятся не столько к поступкам
людей, сколько к самим людям,
эти поступки совершающим. В рабской
же морали смысл основных этических
категорий зависит от того, что
полезно, что служит поддержанию
порядка в обществе, отстаивающем
интересы слабых в духовном и физическом
отношении индивидов. Такие качества,
как сострадание, добросердечность
и скромность, рассматриваются как
добродетели, в то же время свойства,
которые обнаруживают сильные и
независимые индивиды, считаются
опасными, а потому "злыми".
Данные идеи представлены
и в книге "Генеалогия морали",
где Ницше широко использует понятие
мстительности (ressentiment). Высший тип
человека, по его мнению, создает
свои ценности от избытка жизненной
силы. Слабые же и бессильные боятся
таких людей, они стремятся обуздать
и приручить их, подавить своей
численностью, навязывая в качестве
абсолютных "стадные ценности".
Разумеется, подобная мстительность
открыто не признается и, возможно,
даже не осознается "толпой" в
качестве побудительного мотива, однако,
она действует, находя как прямые,
так и окольные пути и косвенные
выражения. Все это выводит на
свет искушенный "психолог морали",
каковым Ницше считает себя.
Итак, в истории морали, согласно Ницше, борются друг с другом две основные этические позиции. С точки зрения высшего типа людей, они могут сосуществовать. Это возможно, если "толпа", нс способная ни к чему возвышенному, будет практиковать "рабскую морить" исключительно в своей среде. Но она, подчеркивает Ницше, никогда не ограничится этим и не откажется от универсалистских претензий. Более того, по крайней мере в истории Запада у "рабской морали" были и остаются все шансы па успех. Об этом, например, свидетельствует распространение христианства. Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выраже