Философия.Средневековье и эпоха возрождения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:58, реферат

Описание

Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Работа состоит из  1 файл

Фил-я.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

Раннее  средневековье характеризуется  становлением Христианской догматики  в условиях формирования европейского государства в результате падения  Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой  богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.

Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.

Склонна к софистике и догматизму.

Античная  философия космоцентрична, философия  средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского  бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.

Этапы развития средневековой философии:

1.   Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)

2.   Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)

3.   Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

 2) Христианство зародилось в первом веке нашей эры и в начале формировалась в лоне иудаизма, как одна из его сект. Отличие христианства от языческих религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от полителизма, в христианстве бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличие от греческих, языческих богов, то есть бог в христианстве – творец мира; в христианстве человек лишь отчасти принадлежал природе, он выступал как личность, как сверхприродное Я.

Вера  во всемогущего бога брала свое начало в иудаизме. Римскую империю охватывает нарастающий духовный кризис, старые боги потеряли смысл для  людей, ибо они выражали сопричастность человека к космосу, полису, НО теперь в огромной бюрократической империи человек был маленьким винтиком этой машины, следовательно, человек нуждался в духовной опоре, искал бога, который обращался лично к нему.

Христианство  положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творческой способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека, следовательно, греховность самого человека и телесная смерть, но сам образ бога в человеке остался неповрежденным и вся история христианства – это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, сам человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека и его духовное Я бессмертны. Путь к спасению, к вечной жизни уже в единстве с богом лежит через физическую смерть и требует от человека духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, которая объединяет верующих в одно мистическое тело – тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность).

В учении Иисуса Христа огромное место занимает морально-этическая проблематика, то есть христианство – это не столько  религия о мироздании, сколько  о том, как жить человеку, в чем  смысл его человеческого бытия. Краеугольным камнем христианства считают заповедь любви: любви к богу, к ближнему, к своему врагу.

Отказ от богатства, идея равенства всех людей  перед богом. Иисус говорил, не заботьтесь.…  В истории  Западной Европы между античностью и новым временем (V-XV в.в.). В этот период основой менталитета становится христианское сознание. Церковь в  течение многих веков остается единственным социальным и политическим институтом Западной Европы; при отсутствии знаний о мире христианство предлагало встроенную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем законов; эмоциональная притягательность и теплота христианства (проповедь любви и равенства всех людей перед богом).

Весь  мир для человека – арена противоборства сил божественных и сатанинских, люди в буквальном смысле понимали все, что написано в библии, ибо сознание их было магическим.

Средневековая культура была массовая и узкая, она  опиралась не на печатное слово, а  на устное слово, это слово формировало  средневековый менталитет. Люди воспринимали определенную действительность как систему символов, содержащих некий высший смысл, и эти символы надо было распознать и извлечь этот божественный смысл. Для средневекового самосознания огромную роль играла культура, ибо являлась как бы расшифровкой этого смысла, выражало этот смысл.

I период. Раннее средневековье (до X-XI в.в.).

Вторжение варваров в Римскую империю и  падение Рима, формирование новых  государств.

II период. Высокое или классическое средневековье  (X-XI-XIV в.в.).

Возникают романское и готическое искусство, зарождается великая философская система схоластика (греч. школьный, учебный). Стремление опереться на церковь, соединение теологии с рациональными принципами, недооценивание роли опыта как метода познания.

III период. Позднее средневековье (XIV-XV века).

Голод, эпидемии и войны, намечается упадок культуры.

Учение  церкви было исходным для всякого  мышления. Все науки приводились  в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, следовательно, определяло политику в области государства.

3) Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Выделяют  римское и греческое направления  патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление:

Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.

Апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин100167, затем Афинагор, вторая пол. II в.). Ко II в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая пол. II в.). Завершает этот период Тертуллиан.

III в. и нач. IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой —в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греч. философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия).

В IV в. и нач. V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий Кесарийский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и её догм; он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние — через Ветхий Завет, в частности, — на Моисея. Три Великих каппадокийцазанимались систематизацией теологии в противовес арианизму.

С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310367), и Амвросия Медиоланского, «латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий

Слово «схоластика» /Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других авторов в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакой проверке. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались, так как в средние века почти не прибегали к такому необходимому эксперименту, как вивисекция. Некоторые анатомические знания приобретались из арабских медицинских книг. Эти книги в Европе Получили такой же бесспорный авторитет, как и те немногие врачебные трактаты древности, которые дошли до средневековья. И все же схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследства (хотя бы в лице некоторых представителей античной культуры, например Аристотеля). Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания. В XI—XII веках в Европе шел горячий спор о природе универсалий, т. е. общих понятий. Одни из схоластов — номиналисты — полагали, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь словами, именем (отсюда и их название от латинского потеп — имя). Другие, их противники, — реалисты — считали, наоборот, что общие понятия существуют в действительности, реально, независимо от частных предметов. Спор номиналистов с реалистами возобновил старые споры идеалистов (Платон и его школа) с материалистами (Лукреций и др.) в древней философии и готовил дальнейшую борьбу материалистов с идеалистами в новое время. Наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук, в том числе и естествознания, хотя еще в зачаточных формах.  
Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079—1142), сыгравший большую роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий (1193—1280), усердный почитатель Аристотеля и его логического метода, автор многих сочинений частью богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225—1274), известный своей «Суммой богословия» (Summa Theologiae), которая была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших наибольшее внимание вопросам естествознания, был английский ученый монах Роджер Бэкон (1214— 1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы. 

Информация о работе Философия.Средневековье и эпоха возрождения.