Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:58, реферат
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная
философия космоцентрична, философия
средневековья–теоцентрична(
Этапы развития средневековой философии:
1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)
3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
2) Христианство зародилось в первом веке нашей эры и в начале формировалась в лоне иудаизма, как одна из его сект. Отличие христианства от языческих религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от полителизма, в христианстве бог есть надмирный творец и властелин мира, в отличие от греческих, языческих богов, то есть бог в христианстве – творец мира; в христианстве человек лишь отчасти принадлежал природе, он выступал как личность, как сверхприродное Я.
Вера во всемогущего бога брала свое начало в иудаизме. Римскую империю охватывает нарастающий духовный кризис, старые боги потеряли смысл для людей, ибо они выражали сопричастность человека к космосу, полису, НО теперь в огромной бюрократической империи человек был маленьким винтиком этой машины, следовательно, человек нуждался в духовной опоре, искал бога, который обращался лично к нему.
Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творческой способностью. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека, следовательно, греховность самого человека и телесная смерть, но сам образ бога в человеке остался неповрежденным и вся история христианства – это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, сам человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека и его духовное Я бессмертны. Путь к спасению, к вечной жизни уже в единстве с богом лежит через физическую смерть и требует от человека духовного подвига. Спасение возможно лишь в лоне церкви, которая объединяет верующих в одно мистическое тело – тело Христа (богословы сравнивают единство церкви с союзом двух любящих супругов: единство, но каждый – личность).
В учении
Иисуса Христа огромное место занимает
морально-этическая
Отказ от богатства, идея равенства всех людей перед богом. Иисус говорил, не заботьтесь.… В истории Западной Европы между античностью и новым временем (V-XV в.в.). В этот период основой менталитета становится христианское сознание. Церковь в течение многих веков остается единственным социальным и политическим институтом Западной Европы; при отсутствии знаний о мире христианство предлагало встроенную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем законов; эмоциональная притягательность и теплота христианства (проповедь любви и равенства всех людей перед богом).
Весь мир для человека – арена противоборства сил божественных и сатанинских, люди в буквальном смысле понимали все, что написано в библии, ибо сознание их было магическим.
Средневековая культура была массовая и узкая, она опиралась не на печатное слово, а на устное слово, это слово формировало средневековый менталитет. Люди воспринимали определенную действительность как систему символов, содержащих некий высший смысл, и эти символы надо было распознать и извлечь этот божественный смысл. Для средневекового самосознания огромную роль играла культура, ибо являлась как бы расшифровкой этого смысла, выражало этот смысл.
I период. Раннее средневековье (до X-XI в.в.).
Вторжение варваров в Римскую империю и падение Рима, формирование новых государств.
II период.
Высокое или классическое
Возникают романское и готическое искусство, зарождается великая философская система схоластика (греч. школьный, учебный). Стремление опереться на церковь, соединение теологии с рациональными принципами, недооценивание роли опыта как метода познания.
III период. Позднее средневековье (XIV-XV века).
Голод, эпидемии и войны, намечается упадок культуры.
Учение церкви было исходным для всякого мышления. Все науки приводились в соответствие с христианством. Духовенство было единственным образованным классом, следовательно, определяло политику в области государства.
3)
Патри́стика (от греч. πατήρ, л
Выделяют
римское и греческое
Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.
Апологетические (защищающие) отцы II в., пытавшиеся, в частности, доказать совместимость христианского учения с греческой философией, причём иногда они представляли христианство в виде новой философии (Юстин, 100—167, затем Афинагор, вторая пол. II в.). Ко II в. относится спор с гностиками, на позиции которых переходит Тациан (вторая пол. II в.). Завершает этот период Тертуллиан.
III в. и нач. IV в. характеризуются первыми попытками систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. Противоречащие друг другу положения воплотились, с одной стороны, в тезисе Афанасия (295—378), утверждавшего, что Христос божествен, а с другой —в отрицании Арием его божественности. В то время как философия Климента Александрийского была ещё не систематизированной, Ориген, заимствовавший из греч. философии её понятия и в значительной мере соглашавшийся с идеями неоплатоников, создал первую теологическую систему христианства (см. Александрийская философия).
В IV в. и нач. V в. христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. Евсевий Кесарийский, склонявшийся к арианизму, написал первую историю церкви и её догм; он утверждал, что Платон и вообще греческая философия оказали влияние — через Ветхий Завет, в частности, — на Моисея. Три Великих каппадокийцазанимались систематизацией теологии в противовес арианизму.
С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. После Илария Пиктавийского, «Афанасия Запада» (310—367), и Амвросия Медиоланского, «латинского Филона» (340—397), Августин Блаженный ставит на первое место практическую церковную теологию и её претензии на руководство душами и святое посредничество. Своим учением о божественном государстве («граде Божием») он закладывает фундамент исторической метафизики. Против этого учения, как полагают, боролся Пелагий
Слово
«схоластика» /Основной чертой ее
было не открытие чего-либо нового, а лишь
толкование и систематизация того, что
являлось содержанием христианской веры.
Священное писание и священное предание
— эти главные источники христианского
учения — схоласты стремились подтвердить
соответствующими местами из древних
философов, главным образом Аристотеля.
От Аристотеля же средневековое учение
заимствовало самую форму логического
изложения в виде различных сложных суждений
и умозаключений. Огромная роль авторитета
и малая доля практического опыта проявлялись
у средневековых ученых не только тогда,
когда они занимались богословско-философскими
вопросами, но и при изучении природы.
В работах по географии, например, авторитет
Аристотеля и других авторов в средние
века считался бесспорным и не подлежащим
никакой проверке. В медицине царил ряд
предрассудков, которые упорно держались,
так как в средние века почти не прибегали
к такому необходимому эксперименту, как
вивисекция. Некоторые анатомические
знания приобретались из арабских медицинских
книг. Эти книги в Европе Получили такой
же бесспорный авторитет, как и те немногие
врачебные трактаты древности, которые
дошли до средневековья. И все же схоластика
в ранний период своего развития как научное
движение, захватившее многие страны Европы,
имела определенное положительное значение.
Прежде всего, схоласты после длительного
перерыва возобновили изучение античного
наследства (хотя бы в лице некоторых представителей
античной культуры, например Аристотеля).
Затем, схоласты XII—XIII веков разрабатывали
некоторые важнейшие проблемы познания.
В XI—XII веках в Европе шел горячий спор
о природе универсалий, т. е. общих понятий.
Одни из схоластов — номиналисты — полагали,
что общие понятия не существуют реально,
а являются лишь словами, именем (отсюда
и их название от латинского потеп — имя).
Другие, их противники, — реалисты — считали,
наоборот, что общие понятия существуют
в действительности, реально, независимо
от частных предметов. Спор номиналистов
с реалистами возобновил старые споры
идеалистов (Платон и его школа) с материалистами
(Лукреций и др.) в древней философии и
готовил дальнейшую борьбу материалистов
с идеалистами в новое время. Наконец,
многие из схоластов были универсальными
учеными, занимавшимися изучением всех
доступных тогда для них наук, в том числе
и естествознания, хотя еще в зачаточных
формах.
Крупнейшими схоластами были парижские
профессора: Абеляр (1079—1142), сыгравший
большую роль в основании Парижского университета
и навлекший своим «вольнодумством» резкое
осуждение со стороны правящих верхов
церкви; Альберт Великий (1193—1280), усердный
почитатель Аристотеля и его логического
метода, автор многих сочинений частью
богословского, частью естественнонаучного
характера; Фома Аквинский (1225—1274), известный
своей «Суммой богословия» (Summa Theologiae),
которая была как бы энциклопедией средневекового
мировоззрения, освещавшей в церковном
духе все вопросы познания природы и общества.
Из схоластов, уделявших наибольшее внимание
вопросам естествознания, был английский
ученый монах Роджер Бэкон (1214— 1292), одним
из первых настаивавший на необходимости
опытного изучения природы.
Информация о работе Философия.Средневековье и эпоха возрождения.