Философская концепция человека как основа науки о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования. Философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

Работа состоит из  1 файл

вариант 29.docx

— 65.11 Кб (Скачать документ)

Развивая эту идею, Кант считал, что человека никогда нельзя средством  достижения каких-то целей, он сам должен быть целью общественного развития. «Категорический императив», сформулированный им, гласит: поступай только согласно такой  максиме (правилу), руководствуясь которой  ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным  законом (т. е. чтобы все люди могли  ему следовать). Пределы деятельности человека обозначены достаточно точно  – нельзя причинять вред и ущерб  ни себе, ни другим людям, а основой  всей жизни должна быть взаимная любовь в духе евангелических заповедей  Христа. Человек не может также  посягать на цельность Природы, не может  в ней «хозяйничать» по своему произволу. Так или иначе, эта  позиция требует признания либо Бога в качестве Творца, волю которого нельзя произвольно нарушать, либо абсолютных общечеловеческих ценностей, имеющих такой же статус.

Разумеется, все мудрецы отдавали себе отчет в том, что существует «хитрость разума» и ирония истории, выражающаяся в сентенции, что дорога в ад устлана добрыми намерениями. То, что цель и замысел, даже самые  мудрые и прекрасные, трагические  не соответствуют полученному результату, никогда не было тайной. Люди всегда старались понять, как и почему добрый замысел обращался во зло  даже вопреки их воле; почему деятельность, направленная на созидание оборачивалась  разрушением. Например, научно-техническая  революция, способная обеспечить человечество средствами для благополучного существования, привела его на край пропасти из-за возникших глобальных проблем. Созидательный  потенциал многих социальных революций, основанный на прекрасных идеях справедливости, зачастую оборачивался тотальным разрушением  и человека и общества. Вот почему именно сейчас так остро стоит  вечная проблема: пределы деятельности человека вмешательства его в  природу, космос и самого себя. Трагизм  многих жизненных ситуаций и страх  неминуемо предстоящей смерти приводили к надежде на бессмертие в мире ином, мире загробном, где будет всем воздано по заслугам, где Божий Суд установит, наконец, высшую справедливость. Очевидно, что неопределенность исхода многих дел и начинаний людских, непредсказуемость событий и действие независящих от человека сил являются мощным основанием для надежды на Тайну, Чудо и Авторитет.

Люди всегда поклонялись носителям  тайны, чудотворцам и облеченным авторитетом, ибо в них видели надежду на спасение, если не в земном мире, то в небесном.

С другой стороны, вызревала и набирала силу тенденция, отвергающая надежду  и упование на высшие силы. Свободомыслие  и атеизм предлагали в качестве альтернативы надежду человека на самого себя, свои силы, на групповую солидарность.

 Еще в эпоху Возрождения  была развита концепция человекобога, опирающегося на свои силы  и потенции: «Человек человеку  бог» или «Нет бога, кроме человека»  (феербаховский атеизм); «Бог есть  человек» (энгельсовский атеизм); «Человек  есть высшее существо для человека»  (марксовский атеизм); «Все для  человека, все ради человека»  (советский атеизм). В реальной  жизни люди более всего связывали  свои надежды с той социальной  группой, к которой они себя  относили. Прежде всего, это этнос,  нация, группа единоверцев или  семейный клан, короче говоря, о  ком человек может сказать  «мы». Вообще к ним могут быть  отнесены все соотечественники  или, как еще говорят, «люди  доброй воли». Идеал общечеловеческой  солидарности без апелляции к  высшим силам получал все большую  поддержку с ходом осознания  себя человечеством единым целым,  с нарастанием опасности глобальных  проблем. В последние годы получало  распространение мнения, что жителям  Земли можно надеяться на помощь  внеземных цивилизаций, пришельцев  из Космоса, которые не допустят  термоядерной или экологической  катастрофы и научат неразумное  человечество правилам Космической  этики.

Человек – уникальное создание Вселенной. Если даже считаться с гипотезой  о существовании «снежного» человека или гуманоидов – космических  пришельцев, то надо признать, что вид  Человек разумный – неповторимое творение. Он – продукт Природы, плод биологической эволюции. Но человек  в своей истории в основном вышел из-под действия чисто биологических  закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще  самым неприспособленным к среде. Биологический «замок» человеческого  мозга открывается только «ключом», находящимся в общении людей.

Человек производит орудия труда и  использует их как свое «неорганическое» тело для производства материальных благ. Воспроизводя самих себя и  орудия труда, создавая мир человека и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.

Человек – существо общительное, создающее  в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально  отличный от стаи или стада.

Люди сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками  тех или иных событий и т. д. При этом возникает тот или  иной тип ответственности, та или  иная форма социальной организации, основанная на разных типах собственности  и власти.

Человек не имеет заранее определенной жесткой программы жизнедеятельности, а реализует себя в той или  иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными  запретами и предписаниями. Он способен различать добро и зло и  принимать решения на основе ответственности  за себя и других и своей совести.

Человек в своей деятельности выходит  за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая  даже в самые трудные времена  ограниченность своего существования. Создавая миф, сказку, песню, музыку, рисунок, скульптуру, украшая себя и свое жилище, охраняя и поддерживая  ритуал, человечество творит мир духовной культуры, мир идеалов и ценностей.

Человеческая жизнь не имеет  какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, не в ретроспекции, а  в настоящем и будущем. Смысл  создается человеком, твориться  им каждый миг и поэтому есть глубокий смысл в сентенции: «Живи так, как будто через пять минут  умрешь».

Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого  общества и развивающийся в ходе историю.

 

Вопрос №2: Проблема биологического и социального в человеке.

 

Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.

К.Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа… он…наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…»1 Такой подход нашел обоснование и развитие в трудах Энгельса, который понимал биологическую природу человека как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека.

Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.

Пренебрежительное отношение к биологии человека недопустимо. Тем более что биологическая организация человеческого существа есть нечто самоценное, и никакие социальные цели не могут оправдать ни насилия над ней, ни евгенических проектов ее переделки.

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

 

Структура природы человека

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Информация о работе Философская концепция человека как основа науки о человеке