Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:45, курсовая работа
Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим анализом коммунистических доктрин — таков путь, избранный Марксом в 1844 году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в то же время эта исследовательская программа значительно расширилась. Побудительной причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлеченного философией Фейербаха.
Введение…………………………………………………………
Разработка концепций материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса……………………………………………..
Идеи русского марксизма и взгляды Энгельса…………………………..
Заключение…………………………………………..
Список литературы……………………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Разработка концепций материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса……………………………………………..
Идеи русского марксизма и взгляды Энгельса…………………………..
Заключение…………………………………………..
Введение.
Соединение
философской основы фейербаховского
гуманизма с критическим
В 1844 году
соединились в творчестве Маркса
важнейшие компоненты для создания
единой, целостной философско-
Разработка
концепций материалистической
диалектики в творчестве
К. Маркса и Ф. Энгельса
Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной последовательности и всесторонности его материализма. Всемирно-историческое, “составляющее эпоху” значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще “в XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и против всякой метафизики”. “Для Гегеля,— писал Маркс,— процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”. В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и излагая ее, Энгельс писал в “Анти-Дюринге”: “...Единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности, которая доказывается... долгим и трудным развитием философии и естествознания... Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если поставить вопрос, что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней. Само собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи природы, а соответствуют ей”. “Гегель был идеалист, т. е. для него мысли нашей головы были не отражениями более или менее абстрактными действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира”. В своем сочинении “Людвиг Фейербах”, в котором Энгельс излагает свои и Маркса взгляды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать, предварительно перечитав старую рукопись свою и Маркса 1844—1845 гг. по вопросу о Гегеле, Фейербахе и материалистическом понимании истории, Энгельс пишет: “Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе... что чему предшествует: дух природе или природа духу... Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так или иначе признавали сотворение мира, ...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”. Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию “реакционной” уступкой идеализму и в лучшем случае “стыдливым пропусканием через заднюю дверь материализма, изгоняемого на глазах публики”.
В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к необходимости: “слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть сознание необходимости”. Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что старый материализм был неисторичен, недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил последовательно и всесторонне точки зрения развития; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений” и потому только “объясняли” мир, тогда когда дело идет об “изменении” его, т. е. не понимали значения “революционной практической деятельности”.
Диалектический
материализм “не нуждается ни
в какой философии, стоящей над
прочими науками”. От прежней философии
остается учение о мышлении и его законах
— формальная логика и диалектика. А диалектика,
в понимании Маркса и согласно также Гегелю,
включает в себя то, что ныне зовут теорией
познания, гносеологией, которая должна
рассматривать свой предмет равным образом
исторически, изучая и обобщая происхождение
и развитие познания, переход от незнания
к познанию.
Идеи русского марксизма и взгляды Энгельса
Строго говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец его систематическому изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь наиболее интенсивное распространение его идей. В качестве душеприказчика Марксова наследия выступает ф. Энгельс, пытавшийся конкретизировать условия, при которых сельская община в России могла бы стать опорным пунктом в движении страны к социализму, минуя мучительную капиталистическую стадию. Первым необходимым условием он считал "толчок извне" — антикапиталистическую революцию в Западной Европе. Расценивая в 90-е гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном прошлом. К такому же выводу приходят первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии", начав его распространение в России. В последующие годы члены группы развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке с 1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников марксизма, в том число "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса (1884), "Нищету философии" М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса вместе с "Тезисами о Фейербахе" М. (1892). Плеханов стал также первым российским теоретиком-марксистом. Его направленные против народников работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши разногласия" (1885) — первые произведения русской марксистской литературы. Усилению влияния марксизма в России в кон. XIX в. способствовали вес более заметное развитие капитализма в стране, разочарование в идеях и тактике народничества, а также успехи рабочего и социал-демократического движения на Западе. Обращение к идеям Маркса означало: (это признавали и некоторые позднейшие его критики) поворот части российского общества к серьезному изучению последних достижений европейской науки. Слабее всего воздействие марксистских идей сказалось на наследниках народнических взглядов эсеровскою толка, сохранивших бакунинскую непримиримость по отношению к учению Маркса. Созданная Российская социал-демократическая рабочая партия, вставшая на марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим вопросам па большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. Это расхождение постепенно увеличивалось, хотя и не успело дойти до раскола на революционеров и реформистов, характерного для рабочего движения Запада. И большевики, и меньшевики считали себя революционерами и спорили главным образом по вопросу о соотношении буржуазно-демократической и пролетарской революций в России. Именно в соответствии с революционной установкой на разрыв с существующим обществом они интерпретировали марксизм как глобальное философско-научное учение, противостоящее др. учениям. Если на Западе сразу же после смерти Энгельса был поставлен вопрос, есть ли у марксизма собственная философия, то у Плеханова в этом сомнений не было, такая философия есть, и это — диалектический и исторический материализм. Создав ряд работ по философии марксизма, Плеханов в то же время выступил как самый активный критик ревизионизма на Западе (соединявшего марксизм с кантианской философией) и в России (соединявшего марксизм с философией эмпириокритицизма). И этом, при всех их разногласиях, с ним оказался солидарен Ленин, высоко оценивший именно философские труды Плеханова (" лучшее в марксистской литературе "). Есть все основания говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже - марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических законах и принципах природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение об обществе, его структуре и развитии (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и др. Такая философия, долженствующая служите философским обоснованием и методологией двух других частей марксизма (политэкономии и научного коммунизма), а также всех др. наук и революционной практики, впоследствии стала официальной партийно-государственной философией в СССР. Данная традиция противостояла другой линии истолкования марксизма, согласно которой он сводится к научному (а не философскому) учению об обществе, могущему дополняться какой-либо другой (не марке и стекой) философией (К. Каутский, Э. Бернштейн, австромарксисты, российские сторонники эмпириокритицизма — Богданов, Луначарский, Валентинов, Юшкевич и другие). Позже эта традиция противостояла также так называемому западному марксизму, идущему от Д, Лукача и К. Корша. В целом распространение в России философских взглядов Маркса проходило сложнее и медленнее, чем усвоение его экономического наследия. Для образованных слоев российскою общества материализм не являлся откровением ума уже со 2-й половины XVIII в. С работами французских просветителей, а затем немецких материалистов (Л. Фейербаха, Л. Бюхнера) были хорошо знакомы и те, кто испытал влияние материалистических идей, и те, кто остался им чужд. В Марксе поначалу увидели лишь одного из рядовых представителей материалистического направления в философии. Даже некоторые из русских критиков Маркса начала XX в. квалифицировали его философскую концепцию как "самый поздний и зрелый плод просветительства" (Булгаков), "объедки с философского стола XVIII и начала XIX в. " (Франк). Радикальная часть российской интеллигенции 70-х гг. встретила философско-исторические взгляды Маркса враждебно, так как они противоречили се представлениям о сугубо специфическом характере социальных преобразований в России. Признание в марксистской философии нового этапа в истории материализма, который получил в ней свое логическое завершение, было обусловлено оформлением в оппозиционных кругах российского общества течения, воспринявшею марксизм не только как научную или политическую теорию, но и как учение мировоззренческого характера, приобретшее на определенной стадии черты квазирелигиозной доктрины. Философские воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" и т. д.), в которых марксизм предстает как законченная, цельная система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др.). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути его совершенствования. Признание ее преемственности по отношению к философским идеям прошлого сочеталось с утверждением ее принципиального отличия даже от тех концепций, которые рассматривались в качестве ее источников. Особенно подчеркивалось ее значение в практической революционной деятельности, а также классовая партийность материализма, его непримиримость к любым проявлениям идеалистических взглядов. Ясность, доступность для широкой аудитории, жесткая определенность выводов и исторический оптимизм делали российский вариант философии Маркса весьма привлекательным для той части отечественной интеллигенции, которая связала себя с рабочим движением. В то же время интеллектуальная элита воспринимала, как правило, философский аспект марксизма резко критически. Серьезной критике в русской общественной мысли подвергались все стороны марксистской философии. Некоторые оппоненты Маркса утверждали, что сам термин "диалектический материализм" не имеет права на существование, так как диалектика существует только в сфере мысли и духа, но не в материальном мире1. В первом десятилетии XX в. острые дискуссии по проблемам материалистической философии велись и в среде марксистов. Достаточно напомнить полемику между Плехановым и Лениным (стоявшими по данным вопросам на близких позициях) и Богдановым, Базаровым, Луначарским и другими. Заметные расхождения среди последователей Маркса существовали и в трактовках его философской концепции истории. Представители умеренного крыла российского марксизма ("легальные марксисты", меньшевики) упрекали своих оппонентов радикально-революционного толка (большевиков) в игнорировании законов, управляющих ходом исторического процесса, в волюнтаристском стремлении ускорить его течение, в нежелании считаться с уровнем подготовки общества к кардинальным преобразованиям. В ответ следовали обвинения в выхолащивании революционной сущности марксистской философии, в сползании на позиции идеализма, в проповеди пассивности, в конечном счете обрекающей рабочий класс и его союзников на поражение, превращающей его в охвостье буржуазии. Для принципиальных противником философии Маркса наиболее ярко представленных мыслителями "серебряного века" (Бердяев, Булгаков, Франк и др.), его идеи вообще лежали вне сферы научной философской мысли. Марксизм в этом плане представлял, с их точки зрения, вульгаризаторскую, лишенную оригинальности концепцию, что, однако, не снижало ее социального влияния. Критическое восприятие идей Маркса в российской общественной мысли можно условно разделить на два основных направления. Одно из них либо отвергало Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев, Новгородцев, И. А. Ильин и др.), либо критиковало конкретные положения теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие). Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью, что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву материализма,
утверждая способность
логических и этических норм управлять
экономической жизнью, что его законы
социального развития носят чисто механический
характер, а его социализм является односторонне-индустриальным
и отказывает в праве на будущее земледельческим
народам. Другое направление рассматривало
марксизм через призму его русского (преимущественно
большевистского) варианта, с точки зрения
его соответствия классическому образцу
и условиям российской специфики. Некоторые
из критиков российского марксизма, продолжающие
причислять себя к социалистическому
направлению, обвиняли большевизм в искажении
теории Маркса (меньшевики, эсеры). Большевизм
олицетворял, с их точки зрения, социализм
нищеты, противостоящий здоровым началам
равно марксистского и немарксистского,
но революционного и демократического
социализма. Особое место занимает точка
зрения Бердяева. Относясь к марксизму
достаточно критически, он в то же время
утверждал, что большевистский марксизм
не случайно одержал победу в России, так
как, он лучше соответствует особенностям
русского мышления и психологического
склада. По его мнению, российские марксисты
заимствовали у своего учителя не склонность
его к детерминизму, а религиозную сторону
учения, пролетарское мессианство, что
марксизм в России подвергся существенной
переработке в народническом духе. Признание
в русском марксизме религиозною мотива
присутствует и во взглядах некоторых
других оппонентов М. Тихомиров, например,
объявлял его идеи созданием еврейско-протестантских
элементов современной культуры, а Федотов
видел в их российской разновидности идеологию
иудео-христианской апокалипсической
секты. Кое-кто из русских критиков Маркса
не отрицал определенных достоинств его
учения, отмечая "широту научного построения"
(Франк), тот факт, что Маркс "развил
социалистическую систему в цельное мировоззрение,
поставил политическую экономию на широкую
научную основу" (Кареев), что благодаря
его "гениальной тактике" социалистическое
движение превратилось в рабочее движение,
т. к. выросло в серьезную политическую
силу (Туган-Барановский). В целом, однако,
это не меняло их общекритического отношения
к марксизму, особенно в его российском
варианте. Что касается идейно-теоретической
деятельности пришедшей к власти в 1917
г. большевистской партии, то она была
направлена прежде всего на превращение
марксизма и господствующую идеологию.
В 20-е гг. развернулась работа по собиранию,
изучению, изданию и переизданию произведений
Маркса, Энгельса, их последователей и
близких к марксизму теоретиков. Так, в
1925 г. была впервые опубликована извлеченная
из зарубежных архивов "Диалектика
природы" Энгельса, в 1927 г. - рукопись
Маркса "К критике гегелевской философии
права", в 1932 г. - "Немецкая идеология"
Маркса и Энгельса (полностью), а также
"Экономическо-философские рукописи
1844 г." Маркса (полностью — на языке
оригинала). В 1928—1947 гг. вышло 1-е изд. сочинений
Маркса и Энгельса, в 1955 - 1981 гг. более полное
2-е изд. (50 т.). В 80-е гг. началась публикация
полного 100-томного собрание сочинений
Маркса и Энгельса на языке оригинала
(прекратилась, в связи с ликвидацией ГДР
и Института марксизма-ленинизма в Москве).
В 20-е гг. создавались первые учебники
по марксистской философии, шли дискуссии
философского и политическою характера
(дискуссии между "диалектиками"
и "механистами", дискуссия между
Сталиным и Троцким о возможности построения
социализма в одной стране и другими).
Утверждение на рубеже 20-30-х гг. командно-административной
системы в СССР привело к прекращению
дискуссии, схематизации и канонизации
марксистской философии, закрепленной
в работе Сталина "О диалектическом
и историческом материализме" (1938). Философские
дискуссии после смерчи Сталина (1953) возобновились,
стали появляться новые темы исследований,
отдельные оригинальные разработки (Ильенков,
М, К. Мамардашвили и другие). Однако в целом
развитие марксистской философии, как
и других частей марксизма, сковывалось
ее статусом официальной партийно-государственной
идеологии, ориентированной на апологетику
сложившегося в стране строя ("реального
социализма"). В течение нескольких
десятилетий теория Маркса господствовала
в России как теория марксизма-ленинизма,
в рамках которой ее развитие рассматривалось
как последовательный процесс в единственно
возможном направлении. Изменения в русле
его допускались лишь в пределах, определяемых
документами высших органов партии или
руководящих структур международного
коммунистического движения (до конца
30-х гг. — Коминтерн, в 60 — 70-е гг. — Совещания
коммунистических и рабочих партий). Расхождение
с утвержденной трактовкой марксизма
воспринималось как правый оппортунизм
(еврокоммунизм) или левое сектантство
(маоизм). Со 2-й пол. 80-х гг. создаются более
благоприятные условия для научного изучения
истории и теории марксизма, для объективного
анализа его содержания, жизнеспособности
его различных компонентом, для трезвой
оценки уровня дискуссий вокруг учения
Маркса. Развитие этого процесса в 1991-1995
гг. происходило под заметным и неоднозначным
влиянием политической жизни в стране,
в частности исчезновения КПСС в качестве
правящей партии, возникновения ряда политических
и общественных организаций, отражающих
широкий спектр отношения наследию Маркса
и Энгельса, от исповедования его ортодоксально-большевистском
(даже сталинском) варианте до полного
неприятия марксистских идей, отрицательному
влиянию которых приписываются едва ли
не все беды России в нынешнем столетии;
конъюнктуры на рынке печатной продукции,
где критика марксизма превратилась в
достаточно престижное и выгодное занятие.
С о и реме иные варианты критического
восприятия учения Маркса в российском
обществе в основном не выходят за рамки
тех взглядов, которые сложились в лагере
его оппонентов в конце XIX начале XX в..
Заключение
Философия, созданная
К. Марксом (1818—1883) при участии Ф.
Энгельса (1820—1895), является наследницей
многих высших достижений европейской
философской мысли, начиная с мудрецов
Древней Греции и кончая мыслителями конца
XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс
неоднократно отмечали то серьезное влияние,
которое Л. Фейербах и особенно Гегель
оказали на формирование их философских
взглядов. Однако созданная Марксом философия
существенно отличается от традиционных
доктрин, систем и учений. Этим отличием
является теснейшее содержательное единство
философских идей с политико-экономической
и научно-социальной сторонами марксистского
мировоззрения. Целостность, многосторонняя
взаимообоснованность «составных частей»,
универсальность марксизма во многом
объясняют широту распространения и влияния
этого учения и быстро меняющемся мире
XIX—XX веков.
Список
литературы.
Информация о работе Философская концепция К. Маркса и Ф. Энгельса